город Москва |
|
27 июня 2018 г. |
Дело N А41-71652/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Каменской О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Истра-Девелопмент": Овтиной Я.А. (дов. N 10/06-07 от 16.10.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации городского округа Истра Московской области: Афонина А.Ю. (дов. N 1325 от 03.07.2017 г.);
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 21 июня 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Истра Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 08 декабря 2017 г.,
принятое судьей Петропавловской Ю.С.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2018 г.,
принятое судьями Иевлевым П.А., Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
по делу N А41-71652/17
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Истра - Девелопмент" (ОГРН 1067760243187; 119071, г. Москва, ул. Вавилова, д. 2)
к Администрации городского округа Истра Московской области (ОГРН 1035003055889; 143500, Московская область, г. Истра, пл. Революции)
о признании незаконным отказа,
третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Истра-Девелопмент" (далее - ООО "Истра-Девелопмент", общество, заявитель) является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050235:545 (категория земель: земли населенных пунктов, существующий вид разрешенного использования: "для жилищного строительства"; фактическое использование земельного участка: "для коммунального обслуживания" - размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами).
07 марта 2017 г. (вх. N В502-1499249556-5283470) ООО "Истра-Девелопмент" обратилось с заявлением к Администрации городского округа Истра Московской области (далее - Администрация) о предоставлении государственной услуги "Принятие решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования" в отношении земельного участка с кадастровым N 50:08:0050235:545 (с "для жилищного строительства" на "коммунальное обслуживание").
Письмом Администрации от 27 марта 2017 г. ООО "Истра-Девелопмент" было отказано в предоставлении испрашиваемой услуги и рекомендовано повторно обратиться с заявлением об изменении вида разрешенного использования на "земельные участки (территории) общего пользования", т.к. земельный участок "согласно конфигурации является дорогами общего пользования".
18 мая 2017 г. ООО "Истра-Девелопмент" в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги в Московской области "Принятие решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования", утвержденного Постановлением Администрации Истринского муниципального района Московской области от 26 февраля 2016 г. N 1208/2, направило жалобу (вх. N 2833).
Письмом Администрации от 16 июня 2017 г. N 2833 заявителю было отказано в удовлетворении жалобы.
Считая свои права нарушенными, ООО "Истра-Девелопмент" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Истра о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050235:545 на "коммунальное обслуживание" и обязании Администрации городского округа Истра принять постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050235:545, имеющего вид разрешенного использования "для жилищного строительства", на вид разрешенного использования "коммунальное обслуживание".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 декабря 2017 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2018 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация городского округа Истра Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что в рассматриваемом случае должен примяться порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, то есть в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" по решению местной администрации с учетом результатов публичных слушаний, которые по данному вопросу не проводились.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Истра-Девелопмент" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представитель Администрации городского округа Истра Московской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Истра-Девелопмент" против ее удовлетворения возражал.
Представитель третьего лица в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.
Постановлением Администрации Истринского муниципального района Московской области от 26 февраля 2016 г. N 1208/2 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги в Московской области "Принятие решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования" (далее по тексту Регламент), которым установлена процедура действий местной администрации по рассмотрению заявления об изменении вида разрешенного использования и принятию решения.
Результатом предоставления государственной услуги согласно Регламента является: либо решение органа местного самоуправления об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования либо решение органа местного самоуправления об отказе в изменении.
В статье 15 Регламента дан исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, а именно:
- выявление в заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной, искаженной или неполной информации,
- подача заявления и прилагаемых к нему документов лицом, не входящим в перечень лиц, установленный законодательством,
- непредставление заявителем одного или более документов, указанных в пункте 12 Административного регламента,
- нарушение прав и законных интересов третьих лиц,
- установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает законные права и интересы заявителя.
Об этом свидетельствует следующее.
Так, земельный участок с кадастровым N 50:08:0050235:545 принадлежит ООО "Истра-Девелопмент" на праве собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 16 августа 2017 г. N 77/100/355/2017-2222.
Данный земельный участок фактически используется для размещения объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами (газо, электро и водоснабжением), в частности на земельном участке частично или полностью размещены объекты инженерной инфраструктуры - газопровод низкого давления, кадастровый N 50:08:0050235, высоковольтные кабельные линии А СБ, кадастровый N 50:08:0050235:664, внеплощадочная хозяйственно-бытовая канализация, кадастровый N 50:08:0050235:665.
Строительство объектов инженерной инфраструктуры на земельном участке было осуществлено заявителем на основании выданного Администрацией разрешения на строительство N RU 505043102006001-206 от 27 августа 2012 г.
Доказательств отнесения спорного земельного участка к дорогам, либо к землям общего пользования при рассмотрении дела предоставлено не было.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о незаконности оспариваемого отказа.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В качестве способа устранения нарушения прав заявителя суды обязали Администрацию городского округа Истра Московской области принять постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050235:545, имеющего вид разрешенного использования "для жилищного строительства", на вид разрешенного использования "коммунальное обслуживание".
Суд кассационной инстанции полагает, что избранный способ приведен к восстановлению нарушенных прав заявителя.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08 декабря 2017 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2018 г. по делу N А41-71652/17 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Истра Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.