г. Москва |
|
5 июля 2018 г. |
Дело N А40-141949/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2018.
Полный текст постановления изготовлен 05.07.2018.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Московский областной онкологический диспансер" - Волжан М.Н. (представителя по доверенности от 18.04.2018, Павлова И.В. (представителя по доверенности от 09.04.2018);
от Территориального органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения города Москвы и Московской области - Яковлева П.О. (представителя по доверенности от 22.02.2018);
рассмотрев 28.06.2018 в судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Московский областной онкологический диспансер"
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 20.03.2018,
принятое судьями Вигдорчиком Д.Г., Мухиным С.М., Савенковым О.В.,
по делу N А40-141949/2017
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Московский областной онкологический диспансер"
к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения города Москвы и Московской области
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области "Московский областной онкологический диспансер" (далее - заявитель, диспансер) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным предписания Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения города Москвы и Московской области (далее - заинтересованное лицо) от 10.07.2017 N 896/17.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2017 заявление удовлетворено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2018 решение суда отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против доводов кассационной жалобы, просил оставить ее без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены постановления апелляционного суда в части отказа в удовлетворении заявления диспансера о признании недействительными пунктов 2, 3 предписания заинтересованного лица от 10.07.2017 N 896/17 и оставлении в этой части в силе решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заинтересованным лицом проведена проверка в отношении диспансера, по результатам которой было вынесено предписание от 10.07.2017 N 896/17 об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с пунктами 2 и 3 указанного предписания на диспансер возложена обязанность обеспечить ведение форм первичной медицинской документацией, в том числе внесение в стационаре в листы назначений препаратов, назначенных и показанных пациентам и организовать обеспечение пациентов в стационаре лекарственными препаратами в соответствии с имеющимися медицинскими показаниями.
Основанием для выдачи предписания явилось отраженное в акте проверки и в протоколе об административном правонарушении нарушение диспансером пункта 11 статьи 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и (далее - Закон N 323-ФЗ) главы 8 Постановления Правительства Московской области от 22.12.2016 N 982/47 "О Московской областной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Постановление Правительства МО N 982/47), выразившееся в том, что пациенты принимают и используют лекарственные препараты, купленные за свой счет, и хранят в прикроватных тумбочках ("но-шпа", "бепантен"), информация о которых отсутствует в первичной медицинской документации (листах назначений историй болезни).
Не согласившись с заинтересованным лицом, диспансер оспорил данное предписание в судебном порядке.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что выявленные заинтересованным лицом обстоятельства не нарушают положения Закона N 323-ФЗ и Постановления Правительства Московской области N 982/47, сделав при этом вывод о нарушении заинтересованным лицом требований пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции, признал доказанным тот факт, что пациенты в стационарных условиях принимали лекарственные препараты, которые не были отражены в листах назначений, при этом установление наличия или отсутствия показаний к их применению не представляется возможным.
Указывая на соблюдение заинтересованным лицом положений Закона N 294-ФЗ, апелляционный суд учел, что поводом для проведения внеплановой выездной проверки в отношении диспансера послужило истечение срока исполнения, ранее выданного заявителю предписания от 26.03.2017 N 145/17, которое ранее заявителем не обжаловалось. При этом предварительное согласование с органами прокуратуры внеплановых проверок по контролю за исполнением ранее выданных предписаний положениями Закона N 294-ФЗ не предусмотрено.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции, что выдавая оспариваемое предписание, заинтересованное лицо не нарушило положения Закона N 294-ФЗ, между тем, вывод суда апелляционной инстанции о наличии в действиях диспансера нарушений положений Закона N 323-ФЗ и Постановления Правительства Московской области N 982/47, обусловленный принятием и хранением пациентами лекарственных препаратов, купленных за свой счет и неотраженные в листах назначений, является ошибочным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Указывая на необоснованность требований предписания в части пунктов 2,3, суд первой инстанции обоснованно указал, что самостоятельный прием пациентами и хранение препаратов, не назначенных врачом, в условиях стационара не может быть вменено медицинскому учреждению в качестве нарушения, поскольку запретить тому или иному пациенту употреблять определенные препараты доктор не может. Медицинский работник вправе и обязан предупредить пациента о наличии противопоказаний к применению определенных лекарственных средств, но применить какие-либо принудительные меры воздействия к пациенту в случае приема им препаратов, не назначенных лечащим врачом, не имеет права.
Требование заинтересованного лица об организации обеспечения пациентов в стационаре лекарственными средствами, в соответствии с имеющимися медицинскими показаниями, дано в оспариваемом предписании в отсутствие подтверждения нарушений со стороны диспансера соответствующих положений законодательства.
То обстоятельство, что пациенты по своей инициативе самостоятельно приобретают определенные препараты, не назначенных врачом, не само по себе свидетельствует о несоблюдении медицинским учреждением требований к обеспечению пациентов необходимыми лекарственными средствами. Иное заинтересованное лицо не доказало.
Поскольку суд первой инстанции правомерно признал предписание заинтересованного лица от 10.07.2017 N 896/17 незаконным в части пунктов 2, 3, постановление апелляционного суда в этой части подлежит отмене, а решение суда - оставлению в силе. В остальной части постановление апелляционного суда отмене не подлежит ввиду отсутствия оснований.
Учитывая изложенное и руководствуясь 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2018 по делу N А40-141949/2017 в части отказа в удовлетворении заявления государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Московский областной онкологический диспансер" о признании недействительными пунктов 2, 3 предписания Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения г. Москвы и Московской области от 10.07.2017 N 896/17 отменить, в этой части оставить в силе решение Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2017 по данному делу.
В остальной части постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2018 по делу N А40-141949/2017 оставить без изменения.
Председательствующий судья |
Шевченко Е.Е. |
Судьи |
Ананьина Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.