г. Москва |
|
10 июля 2018 г. |
Дело N А40-163630/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,
судей Шевченко Е. Е., Ананьиной Е. А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Аджиев М.С. по доверен. от 19.01.2018, Гасанова С.Э. по доверен. от 29.09.2017, Шалманов Е.Г. по доверен. от 27.05.2018, Мулалиева Ф.А. по доверен. от 01.01.2018,
от заинтересованного лица - Голованова Т.А. по доверен. от 25.12.2017,
рассмотрев 03 июля 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу АО "Дагестанская сетевая компания" на решение от 12.12.2017 Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Сизовой О. В., на постановление от 16.03.2018 Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Красновой Т. Б., Чеботаревой И. А., Бекетовой И. В.,
по заявлению АО "Дагестанская сетевая компания"
к Федеральной антимонопольной службе
третье лицо Республиканская служба по тарифам республики Дагестан
о признании недействительным и отмене приказа от 28.06.2017 N 838/17
УСТАНОВИЛ:
АО "Дагестанская сетевая компания" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия ФАС России (далее заинтересованное лицо), выразившегося в фактическом нерассмотрении заявления АО "ДСК" от 04-03/663 от 17.03.2017 о выдаче предписания Региональной службе по тарифам Республики Дагестан об устранении нарушения законодательства, выразившегося в установлении НВВАО "ДСК" с нарушением порядка расчета, предусмотренного пунктами 7, 38 Основ ценообразования и пунктом 11 Методических указаний, признании недействительным и отмене с момента принятия Приказа ФАС России от 28.06.2017 N 838/17 "Об отсутствии оснований для отмены Постановлений Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 22.12.2016 N113 от 29.12.2016 N 116", обязании ФАС России рассмотреть по существу заявление АО "ДСК" от 04-03/663 от 17.03.2017 и выдать предписание Региональной службе по тарифам Республики Дагестан об устранении нарушения законодательства, выразившегося в установлении НВВ АО "ДСК" с нарушением порядка расчета, предусмотренного пунктами 7, 38 Основ ценообразования и пунктом 11 Методических указаний (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Республиканская служба по тарифам республики Дагестан.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "Дагестанская сетевая компания" подана кассационная жалоба, согласно которой заявитель просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Представители АО "Дагестанская сетевая компания" в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержали доводы жалобы.
Представитель ФАС России возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными. Представлен письменный отзыв на жалобу.
Республиканская служба по тарифам республики Дагестан в судебное заседание не явилась, считается извещенной в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в ее отсутствие. Представлен письменный отзыв на жалобу.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что АО "Дагестанская сетевая компания" оказывает услуги по передаче электрической энергии по сетям напряжением от 110 до 0,4 кВ на территории Республики Дагестан. АО "ДСК" является организацией, осуществляющей деятельность, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам и (ценам), которые подлежат государственному регулированию (регулируемая деятельность).
Установление регулируемых тарифов (цен) осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Правительства РФ от 29.12.2012 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
Постановлениями РСТ Республики Дагестан от 22.12.2016 N 113 "О внесении изменений в постановление РСТ по Республике Дагестан от 26.12.2014 N 140 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности территориальных сетевых организаций, и необходимой валовой выручки сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" и от 29.12.2016 N 116 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан на 2017 год, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на территории Республики Дагестан на 2017 год, долгосрочные параметры деятельности АО "ДСК" на 2016-2018 годы и необходимая валовая выручка (НВВ) АО "ДСК" на 2017 год без учета оплаты потерь в размере 3 010 786,48 тыс. руб.
После изменения единых (котловых) тарифов, не последовало изменение индивидуальных "расчетных" тарифов между сетевыми организациями на территории Республики Дагестан.
В результате выручка от конечных потребителей и сетевых организаций по увеличенным решением ФАС России приказом от 29.04.2016 N 561/16 единых (котловых) тарифов полностью осталось у "котлодержателя" АО "ДСК".
В 2016 году согласно постановлению от 30.05.2016 N 15 АО "ДСК" должно было получить не только экономически обоснованную необходимую валовую выручку в размере 3 275 930,87 тыс. руб., но и разницу между экономически обоснованными расчетными тарифами РСТ Дагестана и предельным минимальным уровнем тарифов, установленных ФАС России, в сумме 327 965,7 тыс. руб.
На основании вышеизложенного, орган регулирования посчитал данную сумму излишне полученным доходом АО "ДСК" и исключил ее из состава тарифов на 2017 год.
Возникла разница между экономически обоснованными тарифами, рассчитанными на основании НВВ АО "ДСК" и предельными минимальными уровнями тарифов.
При определении НВВ компании на 2017 год органом регулирования была произведена корректировка величины выручки на сумму 327 965,76 тыс. руб. со знаком "минус".
АО "ДСК", не согласившись с принятым РСТ Республики Дагестан решением обратилось в ФАС России с просьбой о выдаче предписания РСТ Республики Дагестан об устранении нарушения законодательства, выразившегося проведении РСТ Республики Дагестан экономически необоснованной корректировки выручки на 2017 год путем исключения "необоснованного дохода" по итогам 2016 года.
По результатам рассмотрения обращения АО "ДСК" ФАС России приказом от 28.06.2017 N 838/17 "Об отсутствии оснований для отмены Постановления Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 22.12.2016 N113 и от 29.12.2016 N116" отказала в удовлетворении заявленных требований об отмене в части Постановлений РСТ Республики Дагестан от 22.12.2016 N113 и от 29.12.2016 N116.
Заявитель, полагая, что по настоящее время ФАС России не рассмотрено по существу заявление АО "ДСК" (от 17.03.2017 N 04-03/663) о выдаче предписания РСТ РД об устранении нарушения законодательства обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
Как сказано выше, в ФАС России поступило заявление АО "Дагестанская сетевая компания" от 17.03.2017 N 04-03/663 о нарушениях тарифного законодательства со стороны Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан.
Судами установлено, что ФАС России приняло указанное заявление к рассмотрению и предприняло необходимые меры для полного и всестороннего его рассмотрения по существу, в частности был направлен запрос в РСТ Республики Дагестан от 29.03.2017 N СП/20185/17, а также была проведена Комиссия ФАС России с приглашением представителей АО "Дагестанская сетевая компания" и РСТ Республики Дагестан.
По результатам рассмотрения заявления от 17.03.2017 N 04-03/663, на основании решения комиссии ФАС России от 07.06.2017 принят приказ ФАС России от 28.06.2017 N 838/17.
Суды установили, что в указанном приказе дана оценка доводам заявителя и приведены основания, свидетельствующие об отсутствии нарушений РСТ Республики Дагестан нормативно правовых актов в сфере ценообразования в области электроэнергетики. ФАС России предприняло все предусмотренные законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) меры для рассмотрения заявления АО "Дагестанская сетевая компания" по существу.
Экономическая обоснованность индивидуальных тарифов, рассчитанных для АО "ДСК" подтверждается определением Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2016 по делу N 20 -АПГ16- 15.
Пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования, в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу, что фактические значения по итогам 2016 года должны быть учтены в тарифы не на 2017, а на 2018 год. Это обусловлено тем, что на момент установления цен (тарифов) на 2017 год орган регулирования не располагал фактической документально подтвержденной информацией о расходах регулируемой организации. Сумма в размере 3 275 930,87 тыс. руб. не зависит от параметров деятельности регулируемой организации и не подлежит рассмотрению по итогам предшествующего периода регулирования. Исключение данной суммы из состава тарифов на 2017 год в отношении АО "ДСК", как излишне полученного (необоснованного) дохода за 2016 год, является обоснованным.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения сторон, суды обоснованно признали требование заявителя о признании незаконным бездействия ФАС России по нерассмотрению жалобы от 17.03.2017 N 04-03/663 не подлежащим удовлетворению, поскольку жалоба заявителя фактически рассмотрена, по результатам ее рассмотрения принят Приказ ФАС России, в которым установлено отсутствие нарушений законодательства со стороны РСТ Республики Дагестан.
Вывод судов об отказе в удовлетворении заявленных требований соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя жалобы, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемыми судебными актами, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2018 по делу N А40-163630/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.Ю. Григорьева |
Судьи |
Е.Е. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.