город Москва |
|
12 июля 2018 г. |
Дело N А40-245901/17-153-1561 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Каменской О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) 182 отдел государственного архитектурно-строительного надзора г. Североморск Мурманской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ФКУ "Управления заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации": не явились, извещены;
рассмотрев 05 июля 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу ФКУ "Управления заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26 января 2018 г.,
принятое судьей Кастальской М.Н.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2018 г.,
принятое судьями Румянцевым П.В., Красновой Т.Б., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-245901/17-153-1561
по заявлению 182 отдела государственного архитектурно-строительного надзора г. Североморск Мурманской области
к Федеральному казенному предприятию "Управления заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации"
о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ: в соответствии с приказом начальника 182 отдела государственного архитектурно-строительного надзора г. Североморск Мурманской области (далее - 182 отдела ГАСН, административный орган, заявитель) N 93 от 24 апреля 2017 г. в целях осуществления государственного строительного надзора за объектом капитального строительства "Строительство зон хранения N 1, N 2, N 4 войсковой части 63976, г. Североморск, Мурманской области", 1 этап, шифр объекта 2/5-ХР-1,2,4, (далее - объект) в отношении Федерального казенного предприятия "Управления заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФКУ "Управления заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", ФКП "УЗКС МО РФ", предприятие) была проведена проверка.
По результатам проверки, проведенной в период времени с 11 мая по 19 мая 2017 г., административным органом составлен акт проверки N 86/1 от 19 мая 2017 г., в котором зафиксированы выявленные нарушения положений пункта 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, требований проектной документации, порядка ведения и предоставления исполнительной документации, а также "Положения о проведении строительного контроля", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 468 от 21 июня 2010 г.
19 мая 2017 г. ФКП "УЗКС МО РФ" выдано предписание N 86/1 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, со сроком устранения недостатков до 10 июля 2017 года.
Указанные акт проверки и предписание были направлены в адрес заявителя 23 мая 2017 г. исх. N 197/182/821 и получены им 30 мая 2017 г.
В связи с истечением срока устранения ранее выявленных нарушений, указанных в предписании, административным органом был издан приказ на проверку N 227 от 05 октября 2017 г., который был направлен в адрес предприятия.
В период времени с 24 октября по 20 ноября 2017 г. при проведении проверки относительно устранения нарушений по вышеуказанному предписанию, административным органом было установлено, что указанные в нем замечания не устранены, а именно: пункт N 2 предписания - не проведено обследование полов хранилищ N 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.14, 1.15, 1.16 на предмет обеспечения безопасности и долговечности конструкций, не определен характер трещин, причины возникновения; не представлен акт согласно пунктов 6, 7, 8 СП 13-102-2003, ГОСТ 31937-2011, пункта 5.18.21 СП 70.1330.2012; пункт 3 предписания - не выполнены мероприятия по консервации хранилищ N 1.6, 1.7, 1.8, 1.10, 1.14, 1.15, 1.16., не представлен акт приостановления строительства и решение о консервации сооружения.
На основании полученных данных 11 декабря 2017 г. в отношении ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" был составлен протокол об административном правонарушении N 182/217/1-П.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения 182 отдела государственного архитектурно-строительного надзора г. Североморск Мурманской области в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ФКУ "Управления заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" к административной ответственности на основании части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 января 2018 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2018 г., заявленные требования удовлетворены. ФКУ "Управления заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
В кассационной жалобе ФКУ "Управления заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, указывая на отсутствие в его действиях состава вмененного административного правонарушения, а также на истечение срока привлечения к административной ответственности.
В заседание кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились.
От 182 отдела государственного архитектурно-строительного надзора г. Североморска Мурманской области поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Действия, связанные с невыполнением в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя требование заявителя о привлечении к административной ответственности ФКУ "Управления заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", суды пришли к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку предприятием не исполнено предписание от 19 мая 2017 г. N 86/1 в установленный срок в полном объеме.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что предприятием были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, при рассмотрении дела не было представлено. Судами таких обстоятельств не установлено.
Нарушений процедуры составления протокола об административном правонарушении судами не установлено.
Административное наказание назначено в пределах санкции нормы части 6 статьи 19.5 КоАП РФ. Оснований для признания правонарушения малозначительным или замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда не имелось.
В кассационной жалобе заявитель указывает на истечение срока давности привлечения к административной ответственности, полагая, что такой срок составляет три месяца, а не год.
Приведенный довод подлежит отклонению, поскольку невыполнение спорных предписаний представляет собой нарушение законодательства Российской Федерации в сфере градостроительной деятельности, в связи с чем, к такому правонарушению подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
При рассмотрении настоящего спора судами установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности, который подлежит исчислению с 11 июля 2017 г., не истек.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 января 2018 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2018 г. по делу N А40-245901/17-153-1561 оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ "Управления заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.