г. Москва |
|
17 июля 2018 г. |
Дело N А41-10928/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.07.2018.
Полный текст постановления изготовлен 17.07.2018.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Администрации городского поселения Родники - Орехова А.М. (представителя по доверенности от 04.06.2018);
от Управления земельных отношений Раменского муниципального района - извещено, представитель не явился;
от Администрации Раменского муниципального района - извещена, представитель не явился;
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился;
от Комитета лесного хозяйства Московской области - Козикова В.В. (представителя по доверенности от 14.12.2017),
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - извещено, представитель не явился;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился;
от Евсюковой Екатерины Александровны - извещена, не явилась, явку представителя не обеспечила;
от Федерального агентства лесного хозяйства - извещено, представитель не явился;
рассмотрев 10.07.2018 в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 18.12.2017,
принятое судьей Федуловой Л.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 10.04.2018,
принятое судьями Диаковской Н.В., Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
по делу N А41-10928/2017
по заявлению Администрации городского поселения Родники
к Управлению земельных отношений Раменского муниципального района,
третьи лица: Администрация Раменского муниципального района, Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Евсюкова Екатерина Александровна, Федеральное агентство лесного хозяйства
об оспаривании отказа и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения Родники Московской области (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению земельных отношений Раменского муниципального района Московской области (далее - управление), в котором просил с учетом принятых судом уточнений просила:
- признать незаконными письма управления от 26.10.2016 исх. 7390 N 161-01 и от 15.03.2017 N 1054 об отказе в принятия решения о предварительном согласовании предоставления вновь образуемого земельного участка площадью 126 227 кв. м., категория земель - земли поселений, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, городское поселение Родники, Егорьевское ш., северная часть кадастрового квартала 50:23:0060801, с видом разрешенного использования "ритуальная деятельность (12.1)", на праве постоянного бессрочного пользования,
- обязать управление принять решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка согласно схеме расположения земельного участка, составленной обществом с ограниченной ответственностью "ГеоПлюс" (далее - ООО "ГеоПлюс), на праве постоянного бессрочного пользования в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Администрация Раменского муниципального района Московской области (далее - администрация района), Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство), Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра), Евсюкова Екатерина Александровна (далее - Евсюкова Е.А.), Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз).
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.12.2017, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе комитет просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Управление, министерство, администрация района, кадастровая палата, Управление Росреестра, Евсюкова Е.А., Рослесхоз, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, не явились, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Представитель комитета в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, просил приобщить к материалам дела оригинал кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против доводов кассационной жалобы, просил оставить ее без удовлетворения.
Оригинал кассационной жалобы приобщен к материалам дела.
Изучив материалы дела, выслушав представителей комитета и заявителя, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в реестр муниципального имущества, находящегося в муниципальной казне городского поселения Родники, включено кладбище общей площадью 8,1 га.
В постановлении о назначении административного наказания от 24.12.2015 по делу N 23/А-Ю-2015/433 по результатам линейных замеров фактически огороженных границ муниципального Родниковского кладбища указано на увеличение площади используемого под него земельного участка.
С целью постановки на кадастровый учет земельного участка под имеющимися захоронениями, а также с целью расширения территории, пригодной для осуществления захоронений, заявитель 08.07.2016 обратился в администрацию района с заявлением (с приложением схемы расположения участка) о предварительном согласовании предоставления вновь образуемого земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в соответствии со статьей 39.15 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), со следующими характеристиками: площадь 127 991 кв. м., категория земель - земли поселений, вид разрешенного использования - ритуальная деятельность, кадастровый номер 20:23:0040309:223, адрес: Московская область, Раменский район, городское поселение Родники, в северной части кадастрового квартала 50:23:0040309.
Письмами от 26.10.2016 N 161-01 исх. 7390 и от 15.03.2017 N 1054 управление сообщило заявителю об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, указав на его наложение на земли лесного фонда со ссылкой на заключение комитета.
Не согласившись с управлением, заявитель оспорил данный отказ в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов вправе обратиться граждане, организации и иные лица, полагающие, что ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Признавая требования заявителя подлежащими удовлетворению, суды, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, в том числе экспертное заключение кадастрового инженера - геодезиста Евсюковой Е.А. и заключение судебной экспертизы от 20.09.2017 N 1797, руководствуясь положениями ЗК РФ, Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", установив, что испрашиваемый участок входит в границы городского поселения Родники Московской области, признали недоказанным наложение испрашиваемого земельного участка на земли лесного фонда, в связи с чем пришли к выводам о незаконности оспариваемого отказа управления и о наличии оснований для возложения на управление обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка согласно представленной схеме его расположения с видом разрешенного использования "ритуальная деятельность".
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (части 1, 2 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71, пункта 2 части 4 статьи 170, пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ).
В силу пункта 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" согласно положениям частей 4 и 5 статьи 71 АПК РФ заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами. Суд оценивает доказательства, в том числе заключение эксперта, исходя из требований частей 1 и 2 статьи 71 АПК РФ. При этом по результатам оценки доказательств суду необходимо привести мотивы, по которым он принимает или отвергает имеющиеся в деле доказательства (часть 7 статьи 71, пункт 2 части 4 статьи 170 АПК РФ).
В данном случае суд первой инстанции, оценивая заключение судебной экспертизы с учетом требований статей 71, 170 АПК РФ, обосновал, почему оно не может принято как доказательство наложения испрашиваемого земельного участка на земли лесного фонда, специальных познаний при исследовании выводов эксперта суд не применял, нарушений норм процессуального права не допустил, при этом также принял во внимание другие доказательства по делу, учел, что комитет и управление о проведении по делу дополнительной судебной экспертизы не заявляли.
Доводы кассационной жалобы комитета не свидетельствуют о нарушении судами норм права, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.12.2017 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018 по делу N А41-10928/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Шевченко Е.Е. |
Судьи |
Ананьина Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.