г. Москва |
|
18 июля 2018 г. |
Дело N А41-78834/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,
судей Шевченко Е. Е., Каменской О. В.,
при участии в заседании:
от истца - Мальков А.Б. по доверен. от 20.03.2018,
от третьего лица - Петрова А.С. по доверен. от 08.11.2017,
рассмотрев 11 июля 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
ИП Кирсановой Е.Ю.
на решение от 12.01.2018
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Афанасьевой М. В.,
на постановление от 02.04.2018
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Панкратьевой Н. А., Диаковской Н. В., Марченковой Н. В.,
по иску ИП Кирсановой Е.Ю.
к Администрации Дмитровского муниципального района Московской области
третье лицо: Главное управление по информационной политике Московской области
о признании незаконными действий, приложения к постановлению
УСТАНОВИЛ: ИП Кирсанова Е.Ю. (далее истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации Дмитровского муниципального района Московской области (далее Администрация, заинтересованное лицо,) по исключению из Схемы размещения рекламных конструкций на территории Дмитровского муниципального района Московской области рекламных мест, имеющих адрес "А104 (ФАД МоскваДубна) 46 км + 500 м (справа)" (номер по Схеме до исключения - 60, на земельном участке с кадастровым N 50:04:0070310:1108), адрес "Дмитров, ш. Ковригинское (Дмитровско-Ярославское шоссе), поворот на д. Внуково (МБК-108 3 км + 000 м) (слева)" (номер по схеме до исключения - 125, на земельном участке с кадастровым N 50:04:0100201:176) и адрес "а/д "Яхрома-Красная горка" 5 км + 700 м (справа)" (номер по схеме до исключения - 104, на земельном участке с кадастровым N 50:04:0020102:102), состоявшие в утверждении новой Схемы размещения рекламных конструкций на территории Дмитровского муниципального района Московской области постановлением Администрации Дмитровского муниципального района Московской области N 8358-П от 23.11.2016;
о признании незаконным приложения к постановлению администрации Дмитровского муниципального района Московской области N 8358-П от 23.11.2016 г. "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Дмитровского муниципального района Московской области в новой редакции" в части невнесения в данное приложение (Схему размещения рекламных конструкций на территории Дмитровского муниципального района Московской области) рекламного места по адресу "А 104 (ФАД Москва-Дубна) 46 км + 500 м (справа)", расположенного на земельном участке с кадастровым N 50:04:0070310:1108, рекламного места по адресу "Дмитров, ш. Ковригинское (Дмитровско-Ярославское шоссе), поворот на д. Внуково (МБК-108 3 км + 000 м) (слева)", расположенного на земельном участке с кадастровым N 50:04:0100201:176, и рекламного места по адресу "а/д "Яхрома-Красная горка" 5 км + 700 м (справа)", расположенного на земельном участке с кадастровым N 50:04:0020102:102, имевшихся в предшествующей редакции схемы размещения рекламных конструкций на территории Дмитровского муниципального района Московской области, утверждённой Постановлением Администрации Дмитровского муниципального района от 27.03.2015 года N 1508-П;
об обязании Администрацию Дмитровского муниципального района Московской области включить в Схему размещения рекламных конструкций на территории Дмитровского муниципального района Московской области, ранее имевшиеся в ней (до принятия постановления администрации Дмитровского муниципального района Московской области N 8358-П от 23.11.2016 г.) рекламные места по адресам: "А104 (ФАД Москва-Дубна) 46 км + 500 м (справа)" (на земельном участке с кадастровым N 50:04:0070310:1108);
"Дмитров, ш. Ковригинское (Дмитровско-Ярославское шоссе), поворот на д.
Внуково (МБК-108 3 км + 000 м) (слева)" (на земельном участке с кадастровым N 50:04:0100201:176); и "а/д "Яхрома-Красная горка" 5 км + 700 м (справа)" (на земельном участке с кадастровым N 50:04:0020102:102).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление по информационной политике Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.01.2018, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Кирсанова Е.Ю. подана кассационная жалоба, согласно которой заявитель просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы указывает, что Администрация исключила из схемы три имеющихся в ней рекламных конструкции в период обжалования заявителем в суде отказа в выдаче трех разрешений на установку этих рекламных конструкций, заявления на которые были поданы до такого исключения (в период судебного производства по делу N А41-78160/16 с момента подачи заявителем заявления в арбитражный суд и до вынесения решения суда по указанному делу), в результате чего арбитражный суд по делу N А41-78160/16 признал отказы незаконными, но был лишен возможности восстановить нарушенное право заявителя путем обязания выдать испрашиваемые разрешения ввиду состоявшегося после подачи иска исключения соответствующих рекламных конструкций из схемы. По мнению заявителя жалобы, способом ззащиты и восстановления его прав, нарушенных отказами в выдаче трех разрешений, признанных незаконными судом, осталось требование о признании незаконным исключения из схемы трех рекламных конструкций с номерами 60, 104, 125.
Представитель ИП Кирсановой Е.Ю. в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Представитель Главного управления по информационной политике Московской области возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда Московской области и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными. Представлен письменный отзыв на жалобу.
Администрация в судебное заседание не явилась, считается извещенной в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в ее отсутствие. Письменный отзыв на жалобу не представлен.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что ИП Кирсанова Е.Ю. обратилась в Администрацию с заявлениями о выдаче трех разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по адресам: А104 (ФАД Москва-Дубна) 46 км + 500 м (справа), на земельном участке с кадастровым номером N 50:04:0070310:1108, номер по схеме на дату обращения - 60; г. Дмитров, ш. Ковригинское (Дмитровско-Ярославское шоссе), поворот на д. Внуково (МБК-108 3 км + 000 м) (слева), на земельном участке с кадастровым номером N 50:04:0100201:176, номер по схеме на дату обращения - 125; а/д "Яхрома-Красная горка" 5 км + 700 м (справа), на земельном участке с кадастровым номером N 50:04:0020102:102, номер по схеме на дату обращения - 104.
Администрация сообщила ИП Кирсановой Е.Ю., что три вышеуказанных рекламных места исключены из схемы в результате утверждения Администрацией новой редакции схемы, путем принятия постановления N 8358-П от 23.11.2016.
Полагая указанные действия Администрации незаконными ИП Кирсанова Е.Ю. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
Согласно части 5.8 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.
Судами установлено, что в 2010 году рекламные места, на которых были установлены рекламные конструкции, указанные в заявлениях (N N по схеме 60, 104, 125), разыгрывались на торгах на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. По итогам данных торгов заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций сроком действия до 09.09.2015. На основании данных договоров выданы разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. В данных разрешениях и договорах собственником земельных участков, на которых устанавливались данные рекламные конструкции, указана Администрация Дмитровского муниципального района.
Суды установили, что в связи с предоставлением новых сведений относительно собственников земельных участков возникла необходимость согласования новых данных с ГУИП МО. Во избежание путаницы рекламным местам, указанным в заявлении ИП Кирсановой Е. Ю., присвоены новые номера по схеме; прежние номера (N N 60, 104, 125), в отношении которых в адресной программе собственником земельных участков указана Администрация Дмитровского муниципального района, впоследствии исключены из схемы Постановлением Администрации Дмитровского муниципального района Московской области от 23.11.2016 N 8358-П "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Дмитровского муниципального района Московской области в новой редакции".
С учетом изложенного суды пришли к выводу, что в качестве промежуточного этапа осуществления услуги по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в соответствии с заявлениями Администрация фактически подала запрос в ГУИП МО о включении новых мест размещения рекламных конструкций в схему.
Суды признали, что в связи со сменой информации о владельцах земельных участков и до согласования внесения соответствующих изменений в Схему Главным управлением по информационной политике Московской области, разрешения на конструкции, указанные в обращении, не могут быть выданы.
При таких обстоятельствах является правомерным и обоснованным вывод судов о том, что действие Администрации по исключению из Схемы размещения рекламных конструкций на территории Дмитровского муниципального района Московской области рекламных мест, путем утверждения новой Схемы размещения рекламных конструкций на территории Дмитровского муниципального района Московской области постановлением Администрации Дмитровского муниципального района Московской области N 8358-П от 23.11.2016, а также приложение к постановлению Администрации Дмитровского муниципального района Московской области N 8358-П от 23.11.2016, не могут быть признаны незаконными.
Доводы заявителя жалобы, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемыми судебными актами, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.01.2018 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 по делу N А41-78834/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
Е. Е. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.