г. Москва |
|
2 августа 2018 г. |
Дело N А41-84055/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.07.2018.
Полный текст постановления изготовлен 02.08.2018.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Латыповой Р.Р., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Комитета по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области - Захаровой Е.Ю. (представителя по доверенности от 09.01.2018);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - извещено, представитель не явился;
от Комитета лесного хозяйства Московской области - Ялыманова Р.М. (представителя по доверенности от 14.12.2017);
от Министерства культуры Московской области - извещено, представитель не явился;
от Главного управления культурного наследия Московской области - извещено, представитель не явился;
от Правительства Московской области - извещено, представитель не явился;
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - извещено, представитель не явился;
рассмотрев 26.07.2018 в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 08.12.2017,
принятое судьей Гриневой А.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 09.04.2018,
принятое судьями Семушкиной В.Н., Бархатовым В.Ю., Немчиновой М.А.,
по делу N А41-84055/2016
по заявлению Комитета по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Министерство культуры Московской области, Главное управление культурного наследия Московской области, Правительство Московской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области (далее - КУИ) обратился в Арбитражный суд Московской области заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), в котором с учетом принятых уточнений просил:
- признать незаконным решение управления от 25.01.2017 N МО-17/РКФ-7296 об отказе в осуществлении кадастрового учета.
- обязать управление осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 3833 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Смирновское, дер. Шахматово, в границах в соответствии с межевым планом, составленным кадастровым инженером Смагиной И.В. от 10.10.2016, по следующим координатам:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м. |
|
X |
Y |
|
н1 |
529027.75 |
2154029.78 |
н2 |
529015.80 |
2154072.65 |
н3 |
528997.21 |
2154073.69 |
н4 |
528966.64 |
2154073.69 |
н5 |
528955.44 |
2154027.01 |
н6 |
528980.22 |
2154009.94 |
н7 |
529016.46 |
2154006.71 |
н8 |
529022.87 |
2154018.15 |
н1 |
529027.75 |
2154029.78 |
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют следующие организации: ТУ ФАУГИ в Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Министерство культуры Московской области, Главное управление культурного наследия Московской области, Правительство Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.12.2017, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2018, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.
Управление, ТУ ФАУГИ в Московской области, Министерство культуры Московской области, Главное управление культурного наследия Московской области, Правительство Московской области, кадастровая палата, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, не явились, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Представитель Комитет лесного хозяйства Московской области в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, просил приобщить к материалам дела оригинал кассационной жалобы.
Оригинал кассационной жалобы приобщен к материалам дела.
Представитель КУИ возражал против доводов кассационной жалобы, просил оставить ее без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Комитета лесного хозяйства Московской области и КУИ, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Администрации Солнечногорского муниципального района от 20.10.2015 N 3261 утверждена схема расположения земельного участка площадью 3 833 кв. м. в Солнечногорском районе, с.п. Смирновское, д. Шахматово, категория земель - "земли особо охраняемых территорий и объектов", вид разрешенного использования "ритуальная деятельность" в координатах, установленных кадастровым инженером.
По заказу КУИ 10.10.2016 кадастровым инженером Смагиной И.В. составлен межевой план по образованию данного земельного участка площадью 3 833 кв. м., определены координаты данного участка.
КУИ 10.10.2016 обратился к кадастровой палате с заявлением о постановке участка на кадастровый учет, приложив к нему этот межевой план.
Кадастровая палата 24.10.2016 приняла решение о приостановлении кадастрового учета со ссылкой на то, что данный участок расположен на землях лесного фонда, и на то, что в межевом плане отсутствует согласование местоположения его границ со смежными землепользователями.
Управлением принято решение от 25.01.2017 N МО-17/РКФ-7296 об отказе в осуществлении кадастрового учета в связи с истечением срока устранения обстоятельств, послуживших основаниями для его приостановления.
Не согласившись с управлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов вправе обратиться граждане, организации и иные лица, полагающие, что ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав и оценив представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, с учетом правильного распределения бремени доказывания, суды, руководствуясь положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении), Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", установив, что заявленный к кадастровому учету земельный участок в соответствии с постановлением администрации от 20.10.2015 N 3261 имеет категорию земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования - "ритуальная деятельность", доказательства того, что данный земельный участок предназначен для использования в иных целях, нежели чем в целях, указанных в постановлении администрации, не представлены, пришли к выводу о неправомерности решения управления об отказе в осуществлении кадастрового учета и обоснованности требования КУИ об обязании управления осуществить государственный кадастровый учет этого земельного участка в соответствии с межевым планом от 10.10.2016.
Довод кассационной жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области о том, что заявленный к кадастровому учету земельный участок расположен на землях лесного фонда, являющихся федеральной собственностью, заявлялся в судах первой и апелляционной инстанций, был ими рассмотрен и обоснованно отклонен.
Суды установили, что на этом земельном участке расположено кладбище, участок занимают захоронения (д. Шахматово с.п. Смирновское в Солнечногорском районе Московской области).
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Закон о погребении местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно пункту 4 статьи 16 данного Закона предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 16 этого Закона размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
Данные положения Закона о погребении с учетом пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса (в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации), позволили судам сделать вывод о том, что заявленный к кадастровому учету участок, занимаемый общественным кладбищем, находятся в муниципальной собственности.
При этом суды также приняли во внимание, что в силу подпункта 9 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса земельные участки, занятые гражданскими захоронениями, признаны изъятыми из оборота.
Довода о неправильном определении кадастровым инженером границ участка под имеющимися захоронениями Комитет лесного хозяйства Московской области не заявлял.
При таких обстоятельствах, по мнению коллегии судей суда округа, из доводов кассационной жалобы и материалов дела оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08.12.2017 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2018 по делу N А41-84055/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Шевченко Е.Е. |
Судьи |
Кузнецов В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.