г. Москва |
|
09 апреля 2018 г. |
Дело N А41-84055/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Бархатова В.Ю., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Алибековой Д.Э.,
при участии в заседании:
от истца - Захарова Е.Ю. по доверенности N 03 от 09.01.2018,
от ответчика - представитель не явился, извещен,
от Комитета лесного хозяйства МО - Чепуркова Е.С. по доверенности N 27ДОВ-577 от 14.12.2017,
от ТУ РОСИМУЩЕСТВА МО - представитель не явился, извещен,
от Министерства культуры МО - представитель не явился, извещен,
от Главного управления культурного наследия МО - представитель не явился, извещен,
от Правительства МО - представитель не явился, извещен,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала МО - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства МО на решение Арбитражного суда Московской области от 08 декабря 2017 года по делу N А41-84055/16, принятое судьей Гриневой А.в. по иску Комитета по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района МО к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО; третьи лица: ТУ РОСИМУЩЕСТВА МО, Комитет лесного хозяйства МО, Министерство культуры МО, Главное управление культурного наследия МО, Правительство МО, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала МО о признании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области заявлением к Управлению Росреестра по Московской области со следующими требованиями (с учетом принятых в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений):
1. Признать незаконным решение Управления Росреестра по Московской области от 25.01.2017 N МО-17/РКФ-7296 об отказе в осуществлении кадастрового учета.
2. Обязать Управление Росреестра по Московской области осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 3833 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Смирновское, дер. Шахматово, в границах в соответствии с межевым планом, составленным кадастровым инженером Смагиной И.В. от 10.10.2016 года по следующим координатам:
Обозначение характерных точек границ Координаты, м X Y н1 529027.75 2154029.78 н2 529015.80 2154072.65 н3 528997.21 2154073.69 н4 528966.64 2154073.69 н5 528955.44 2154027.01 н6 528980.22 2154009.94 н7 529016.46 2154006.71 н8 529022.87 2154018.15 н1 529027.75 2154029.78.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ТУ ФАУГИ в Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Министерство культуры Московской области, Главное управление культурного наследия Московской области, Правительство Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 декабря 2017 года по делу N А41-84055/16 требования Комитета по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района МО удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Комитет лесного хозяйства МО обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований - отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы Комитет сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель Истца в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ответчика и третьих лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.10.2015 г. Администрацией Солнечногорского муниципального района издано Постановление N 3261 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 3 833 кв. м в Солнечногорском районе, с.п. Смирновское, д. Шахматово, категория земель - "земли особо охраняемых территорий и объектов", вид разрешенного использования "ритуальная деятельность" в координатах, установленных кадастровым инженером (т 1, л.д. 22-23).
10.10.2016 г. по заказу заявителя кадастровым инженером Смагиной И.В. составлен межевой план по образованию данного земельного участка площадью 3 833 кв. м, представлены координаты данного участка (т. 1, л.д. 11).
10.10.2016 г. заявитель обратился в адрес ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области с заявлением о постановке участка на кадастровый учет, к заявлению приложен межевой план от 10.10.2016 г. (и. 1, л.д. 40).
24.10.2016 г. ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области приняло решение о приостановлении кадастрового учета, поскольку в межевом плане имеются противоречия - земельный участок частично расположен на землях лесного фонда, отсутствуют сведения о согласовании местоположения участка со всеми заинтересованными лицами (т. 1, л.д. 54).
25.01.2017 г. Управлением Росреестра по Московской области принято решение N МО-17/РКФ-7296 об отказе в осуществлении кадастрового учета в связи с истечением срока устранения обстоятельства, послуживших для его приостановления (т. 1, л.д. 123).
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый акт не соответствует положениям Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", нарушает права заявителя.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с названным законом осуществляется кадастровый учет объектов недвижимости, а именно: земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 5 статьи 1).
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона о кадастре, действующего на момент обращения заявителя с заявлением о постановке спорного земельного участка на кадастровый учет, является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений об объекте, указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя), а также прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости). Учет части объекта недвижимости, не являющейся самостоятельным объектом недвижимости (описание части объекта недвижимости), осуществляется в целях внесения сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости.
Порядок кадастрового учета объектов недвижимого имущества установлен главой 3 Закона о кадастре. Статья 26 Закона о кадастре предусматривает основания для приостановления осуществления кадастрового учета, статья 27 - основания для отказа в проведении кадастрового учета.
С 1 января 2017 года вступают в силу положения Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки). Статьей 72 Закона о регистрации указано, что законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с названным законом применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону о регистрации. Данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, - к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Статьей 26 Закона о регистрации предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Статья 27 названного выше закона предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Закон о кадастре и Закон о регистрации для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета применительно к земельным участкам называют такие основания, как:
- пересечение одной из границ земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, одной из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, или границы территориальной зоны, населенного пункта, муниципального образования, за исключением установленных случаев (пункты 20, 21, 27, 43 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункты 2, 6, 7 части 2 статьи 26 Закона о кадастре);
- поступление возражений в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и отсутствие в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, документов, подтверждающих снятие указанных возражений (пункт 24 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 7 части 3 статьи 27 Закона о кадастре);
- нарушение законного порядка согласования местоположения границ земельных участков или отсутствие согласования местоположения границ, за исключением установленных законом случаев (пункт 25 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 2 части 5 статьи 27 Закона о кадастре);
- отсутствие доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку, в том числе путем установления сервитута (пункт 26 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и часть 2.1 Закона о кадастре);
- несоответствие размера образуемого или измененного земельного участка установленным требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков (пункт 28 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре);
- образование земельного участка из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев (пункт 29 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 6 части 3 статьи 27 Закона о кадастре);
- отличие площади земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, от площади такого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на десять процентов (пункт 30 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 8 части 3 статьи 27 Закона о кадастре);
- изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ, не обусловленное образованием земельного участка или уточнением его границ (пункт 31 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и часть 4 статьи 27 Закона о кадастре);
- превышение площади земельного участка в связи с уточнением сведений на установленную законом величину (пункт 32 части 1 статьи 26 Закона о кадастре и пункт 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре);
- отличие площади земельного участка от площади, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания территории, схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, более чем на десять процентов (пункт 42 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 8 части 2 статьи 26 Закона о кадастре);
- истечение срока действия утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при условии, что образование земельного участка, о кадастровом учете которого подано заявление, осуществляется на основании данной схемы (пункт 51 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 9 части 2 статьи 27 Закона о кадастре).
Как следует из материалов дела, 20.10.2015 г. Администрацией Солнечногорского муниципального района Постановлением N 3261 об утверждена схема расположения земельного участка площадью 3 833 кв. м в Солнечногорском районе, с.п. Смирновское, д. Шахматово, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов", вид разрешенного использования "ритуальная деятельность".
Кадастровым инженером Смагиной И.В. подготовлен межевой план, который представлен ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области для осуществления кадастрового учета земельного участка.
Согласно п. 1, 12 ст. 38 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Комитет лесного хозяйства указывает, что образуемый земельный участок расположен на землях лесного фонда квартала 34 Сенежского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО "Мособллес", площадь наложения составляет 3 855,34 кв. м.
По ходатайству Комитета лесного хозяйства Московской области определением Арбитражного суда Московской области от 31.07.2017 г. по настоящему делу назначена судебная экспертиза.
Из экспертного заключения следует:
- Установлено наложение границ квартала 34 Солнечногорского лесхоза Сенежского лесничества, восстановленных по планшету N 4 лесоустройства 1999 года с точностью 8,48 метра, и вновь образованного земельного участка по сведениям из межевого плана от 10.10.2016.
Эксперты также представили графическое отображение границ вновь образованного земельного участка по сведениям из межевого плана от 10.10.2016 г. относительно фактических границ кладбища, и границ квартала 34 Солнечногорского лесхоза Сенежского лесничества.
- Вновь образованный земельный участок по сведениям из межевого плана от 10.10.2016 г. полностью расположен в границах квартала 34 Солнечногорского лесхоза Сенежского лесничества.
Площадь и границы наложения квартала 34 Солнечногорского лесхоза Сенежского лесничества и вновь образованного земельного участка (межевой план от 10.10.2016) соответствуют границам и площади земельного участка по сведениям из межевого плана от 10.10.2016 г.:
Координаты границ наложения земельного участка по сведениям из межевого плана от 10.10.2016 г. и квартала 34 Солнечногорского лесхоза Сенежского лесничества Х(м.) Y(m.) 529027.75 2154029.78 529015.80 2154072.65 528997.21 2154073.69 528966.64 2154073.69 528955.44 2154027.01 528980.22 2154009.94 529016.46 2154006.71 529022.87 2154018.15 Площадь наложения земельного участка по сведениям из межевого плана от 10.10.2016 г. и квартала 34 Солнечногорского лесхоза Сенежского лесничества = 3833 кв. М.
Материалами дела установлено, что на земельном участке, который заявлен к постановке на кадастровый учет, расположены захоронения.
В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Согласно статье 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Исходя из положений пунктов 4 и 5 статьи 16 Федерального закона N 8-ФЗ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
Таким образом, исходя из системного толкования пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации Федерального закона N 137-ФЗ, пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ, Федерального закона N 8-ФЗ, суд пришел к выводу, что земельные участки, занимаемые общественными кладбищами, находятся в муниципальной собственности в силу прямого указания в законе, и право на данные земельные участки является разграниченным в силу закона.
Кроме того, в силу подпункта 9 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, занятые гражданскими захоронениями, признаны изъятыми из оборота.
Право муниципальной собственности на образуемый участок подтверждается следующим.
В материалы дела представлена выписка из реестра объектов муниципальной собственности по состоянию на 04.10.2016 регистрационный номер 4123, муниципальному образованию Солнечногорский муниципальный район на праве собственности принадлежит объект кладбище общей площадью 500 кв. м (т. 1, л.д. 26).
Из данного документа следует, что участок передан в муниципальную собственность на основании следующих документов:
- Решение Совета депутатов Солнечногорского муниципального района Московской области N 198/21 от 29.09.2010 г. "Об утверждении перечня имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования сельское поселение Смирновское Солнечногорского муниципального района Московской области, безвозменздно передаваемого в муниципальную собственность Солнечногорского муниципального района Московской области для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг"
- Передаточный акт N 1 от 16.12.2010 г.
- Постановление главы Солнечногорского муниципального района от 21.01.2011 г. N 76 "О включении в состав муниципальной казны Солнечногорского муниципального района Московской области имущества, принятого в собственность Солнечногорского муниципального района Московской области от муниципального образования сельское поселение Смирновское для содержания на территории Солнечногорского муниципального района Московской области межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг"
- Акт о приеме-передаче здания (сооружения) N 3 от 31.01.2011 г.
- Постановление главы Солнечногорского муниципального района от 20.05.2014 г. N 1016 "О передаче объектов недвижимого имущества кладбищ из муниципальной казны Солнечногорского муниципального района на баланс муниципального унитарного предприятия Солнечногорского муниципального района "Ритуал" (далее МУП "Ритуал")"
- Постановление главы Солнечногорского муниципального района от 28.05.2014 г. N 1152 "О внесении изменений в приложение N 1 к постановлению главы Солнечногорского муниципального района от 20.05.2014 г. N 1016 "О передаче объектов недвижимого имущества кладбищ из муниципальной казны Солнечногорского муниципального района на баланс муниципального унитарного предприятия Солнечногорского муниципального района "Ритуал" (далее МУП "Ритуал")"
- Акт о приеме-передаче от 28.05.2014 г. N 17.
Все вышеуказанное подтверждает факт возникновения права муниципальной собственности на образуемый земельный участок в силу закона.
Судом первой инстанции установлено, что 20.10.2015 г. Администрацией Солнечногорского муниципального района издано Постановление N 3261 об утверждении схемы земельного участка площадью 3 833 кв. м в Солнечногорском районе, с.п. Смирновское, д. Шахматово, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов", вид разрешенного использования "ритуальная деятельность".
Данный ненормативный акт недействительным не признан, в установленном законом порядке не отменен.
В соответствии со п. 11 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если категория земель не указана в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 настоящей статьи. Указанное правило применяется независимо от наличия в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации и (или) лесоустроительной документации сведений о нахождении земельного участка в границах земель лесного фонда.
В соответствии со п. 12 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Доказательств того, что спорный земельный участок предназначен для использования в иных целях, не представлено. Юридических значимых документов, подтверждающих невозможность использования сформированного земельного участка в заявленных целях, в деле не имеется.
Правоустанавливающие документы на образуемый земельный участок недействительными не признаны, не отменены, право муниципальной собственности не оспорено. С учетом фактического использования земельного участка, в дело не представлено доказательств возможности формирования земельного участка в заявленных целях в иных границах и конфигурации.
Закон о регистрации, устанавливая особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объекта недвижимости, предусматривает, что, если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства (пункт 15 статьи 41 Закона о регистрации).
Таким образом, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что оспариваемый акт не соответствует положениям Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", нарушает права заявителя.
На основании изложенного, суд первой инстанции обосновано удовлетворил исковые требования.
Доводы заявителя апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 08 декабря 2017 года по делу N А41-84055/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.