г. Москва |
|
17 сентября 2020 г. |
Дело N А40-112773/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.09.2020.
Полный текст постановления изготовлен 17.09.2020.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - публичного акционерного общества "Камчатскэнерго" - Гавриковой Е.В. (представителя по доверенности от 01.01.2019), Лавриненко Ю.В. (представителя по доверенности от 03.03.2020),
от Федеральной антимонопольной службы - Волковой Д.Б. (представителя по доверенности от 26.06.2020), Лапухина Д.В. (представителя по доверенности от 20.11.2019),
от Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края - извещена, представитель не явился,
рассмотрев 10.09.2020 в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы
на решение от 12.12.2019
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 18.03.2020
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-112773/2019
в части
по заявлению публичного акционерного общества "Камчатскэнерго"
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании предписания в части,
третье лицо: Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Камчатскэнерго" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании предписания Федеральной антимонопольной службы (далее также - служба) от 09.01.2019 N СП/100/19 в части исключения из состава необходимой валовой выручки общества по Елизовскому городскому поселению, Новоавачинскому, Николаевскому, Раздольненскому, Новолесновскому сельским поселениям Елизовского района расходов за 2016-2018 в размере 94 735 000 рублей по статьям затрат: по статье "расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых со сторонними организациями" за 2016-2018 (с учетом перераспределения расходов между арендной (концессионной) платой и расходами на ремонт основных средств) в размере 46 301 000 рублей, из них: по Новоавачинскому сельскому поселению - 1 123 000 рублей; по Елизовскому городскому поселению - 20 492 000 рублей; по Николаевскому сельскому поселению - 2 545 000 рублей, по Раздольненскому сельскому поселению - 12 128 000 рублей, по Новолесновскому сельскому поселению - 10 014 000 рублей; по статье "расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг (прочие расходы)" за 2016 в размере 22 340 000 рублей, из них: по Новоавачинскому сельскому поселению - 1 009 000 рублей, по Елизовскому городскому поселению - 20 203 000 рублей, по Николаевскому сельскому поселению - 469 000 рублей, по Раздольненскому сельскому поселению - 553 000 рублей, по Новолесновскому сельскому поселению - 106 000 рублей; по статье "предпринимательская прибыль" - 25 763 000 рублей; по статье "налог на прибыль" - 331 000 рублей.
В качестве третьего лица в деле участвует Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края (далее также - Региональная служба).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2020, заявление удовлетворено частично: оспариваемое предписание службы признано недействительным в части исключения из состава необходимой валовой выручки общества по Елизовскому городскому поселению, Новоавачинскому, Николаевскому, Раздольненскому, Новолесновскому сельским поселениям Елизовского района расходов за 2016-2018 гг. в размере 68 641 000 рублей, в удовлетворении заявления в остальной части отказано.
В кассационной жалобе ФАС России просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
В судебном заседании представители службы поддержали доводы кассационной жалобы, просили ее удовлетворить, уточнили, что принятые по делу судебные акты ФАС России обжалует в той части, в которой оспариваемое предписание ФАС России признано судами недействительным, в остальной части их не обжалует.
Представители общества возражали против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в письменных пояснениях на нее, просили оставить судебные акты в обжалуемой части оставить без изменения.
Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края, извещенная о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в заседание суда округа не направила, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано судом препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей ФАС России и общества, обсудив доводы кассационной жалобы, пояснений на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края приняты постановления от 01.12.2015 N N 349, 352, 353, 354, 356 об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения потребителям Елизовского городского поселения, Николаевского сельского поселения, Новоавачинского сельского поселения, Новолесновского сельского поселения, Раздольненского сельского поселения Елизовского района.
С учетом внесенных в данные постановления Региональной службой изменений постановлениями утверждены и введены в действие с 01.01.2016 по 31.12.2018: экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществу потребителям Елизовского городского поселения и сельских поселений, указанных в постановлениях; льготные тарифы на тепловую энергию на нужды отопления, поставляемую обществом населению и исполнителям коммунальных услуг для населения соответствующего сельского поселения; льготные тарифы на тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемую обществом населению и исполнителям коммунальных услуг для населения соответствующего сельского поселения; тарифы на теплоноситель, поставляемый обществом потребителям сельских поселений, указанных в постановлениях; тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую обществом потребителям сельских поселений, указанных в постановлениях и др.
По результатам плановой выездной документарной проверки ФАС России усмотрела нарушения законодательства в сфере теплоснабжения, допущенные, по мнению ФАС России, Региональной службой при установлении тарифов в отношении общества, о чем составила акт проверки от 14.09.2018 N 143, и в связи с этим выдала предписание от 09.01.2019 N СП/100/19.
По мнению ФАС России, Региональная служба нарушила положения пункта 29 Правил государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила), пунктов 28, 44 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы), Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания).
Названным предписанием ФАС России обязала Региональную службу устранить нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения: исключить из необходимой валовой выручки заявителя расходы за 2016-2019 гг. по соответствующим статьям затрат; предписано произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку заявителя с учетом мотивировочной части предписания, анализ отразить в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) согласно пункту 29 Правил по следующим статьям затрат; пересмотреть по результатам исполнения пункта 2 предписания базовый уровень подконтрольных расходов, а также величину необходимой валовой выручки на 2016-2018 в соответствии с Основами, с учетом мотивировочной части предписания, отразив в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил; по результатам исполнения пунктов 2 и 3 предписания органу исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) предписано исключить, выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки общества.
Из расчета необходимой валовой выручки общества исключены расходы по статье "расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых со сторонними организациями" за 2016-2018 гг. (с учетом перераспределения расходов между арендной (концессионной) платой и расходами на ремонт основных средств в размере 46 301 000 рублей; по статье "расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг (прочие расходы)" за 2016 в размере 22 340 000 рублей.
На основании пунктов 2.2, 3 предписания проведен дополнительный анализ статей затрат на 2016 г. и долгосрочных параметров регулирования на 2017, 2018 гг. и исключены из необходимой валовой выручки расходы: "предпринимательская прибыль" - 25 763 000 рублей; "налог на прибыль" - 331 000 рублей; "расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности" - 407 000 рублей; "амортизация основных средств" - 1 083 000 рублей.
Не согласившись с данным предписанием ФАС России, общество оспорило его в судебном порядке в указанной части.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований исключать из необходимой валовой выручки общества затраты по расходам по статье "Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых со сторонними организациями" за 2016-2018 годы (с учетом перераспределения расходов между арендной (концессионной) платой и расходами на ремонт основных средств) в размере 46 301 тыс. руб., из них: по Новоавачинскому сельскому поселению - 1 123 тыс. руб.; по Елизовскому городскому поселению - 20 492 тыс. руб.; по Николаевскому сельскому поселению - 2 545 тыс. руб., по Раздольненскому сельскому поселению - 12 128 тыс. руб., по Новолесновскому сельскому поселению - 10 014 тыс. руб.
При этом суды установили, что Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края в материалы тарифного дела общества представлены документы, обосновывающие для установления тарифов в этой части (по статье "Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых со сторонними организациями") в соответствии с предъявляемыми требованиями, указали с учетом установленных обстоятельств и применимого законодательства на отсутствие в данном случае необходимости в экспертном заключении обосновывать привлечение сторонних организаций для выполнения работ производственного характера, отклонив доводы ФАС России о несоблюдении Региональной службой при расчете тарифов обществу пунктов 28, 44 Основ как не основанные на Законе. При этом суды учли, что необходимость привлечения сторонних организаций для выполнения работ производственного характера предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных факторов" и др.) и подтверждается соответствующими видами договоров, заключенными во исполнение обязательных требований законов, иными документами (реестры договоров, договоры оказания услуг производственного контроля качества горячей воды из систем центрального горячего водоснабжения, журналы проводок и пр.).
Отклоняя ссылку ФАС России на судебные акты по делу N А40-112760/2019, суды приняли во внимание, что по данному делу предметом рассмотрения являлась законность иного предписания службы - от 09.01.2019 N СП/43/19, вынесенного в отношении решения Региональной службы об установлении тарифов обществу по другому району (Петропавловск-Камчатскому городскому округу) и основанного на иных обстоятельствах
Вопреки мнению ФАС России, выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, с соблюдением норм положений АПК РФ, и на правильном применении положений Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правил, Основ, Методических указаний и иного законодательства.
Доводы кассационной жалобы ФАС России, направленные на иную, чем у судов оценку обстоятельств дела, не могут быть приняты как состоятельные, поскольку их переоценка находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены принятых по делу судебных актов в обжалуемой части не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2020 по делу N А40-112773/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.