город Москва |
|
18 марта 2020 г. |
дело N А40-112773/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16.03.2020.
Полный текст постановления изготовлен 18.03.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Д.Е. Лепихин,
при ведении протокола секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2019
по делу N А40-112773/19
по заявлению ПАО "Камчатскэнерго" (ОГРН 1024101024078)
к Федеральной антимонопольной службе (ОГРН 1047796269663)
третье лицо: Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края
о признании незаконным предписания в части;
при участии:
от заявителя - Лавриненко Ю.В. по доверенности от 03.03.2020; Гаврикова Е.В. по доверенности от 01.01.2019;
от заинтересованного лица - Савостина Е.В. по доверенности от 10.01.2020;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: ПАО "Камчатскэнерго" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным предписания Федеральной антимонопольной службы от 09.01.2019 N СП/100/19 в части исключения из состава необходимой валовой выручки ПАО "Камчатскэнерго" по Елизовскому городскому поселению, Новоавачинскому, Николаевскому, Раздольненскому, Новолесновскому сельским поселениям Елизовского района расходов за 2016-2018 в размере 94.735.000 руб. по статьям затрат: по статье "расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых со сторонними организациями" за 2016-2018 (с учетом перераспределения расходов между арендной (концессионной) платой и расходами на ремонт основных средств) в размере 46.301.000 руб., из них: по Новоавачинскому сельскому поселению - 1.123.000 руб.; по Елизовскому городскому поселению - 20.492.000 руб.; по Николаевскому сельскому поселению - 2.545.000 руб., по Раздольненскому сельскому поселению - 12.128.000 руб., по Новолесновскому сельскому поселению - 10.014.000 руб.; по статье "расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг (прочие расходы)" за 2016 в размере 22.340.000 руб., из них: по Новоавачинскому сельскому поселению - 1.009.000 руб., по Елизовскому городскому поселению - 20.203.000 руб., по Николаевскому сельскому поселению - 469.000 руб., по Раздольненскому сельскому поселению - 553.000 руб., по Новолесновскому сельскому поселению - 106.000 руб.; по статье "предпринимательская прибыль" - 25.763.000 руб.; по статье "налог на прибыль" - 331.000 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2019 признано недействительным предписание Федеральной антимонопольной службы от 09.01.2019 N СП/100/19 в части исключения из состава необходимой валовой выручки ПАО "Камчатскэнерго" по Елизовскому городскому поселению, Новоавачинскому, Николаевскому, Раздольненскому, Новолесновскому сельским поселениям Елизовского района расходов за 2016-2018 в размере 68.641.000 руб.; в остальной части в удовлетворении заявленных требований, отказано.
Антимонопольный орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края, представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявлено письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, представлен отзыв, в котором Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края просит судебный акт отменить, в удовлетворении требований ПАО "Камчатскэнерго" отказать в полном объеме.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела, решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований не обжалуется.
Представители антимонопольного органа и заявителя в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края приняты постановления от 01.12.2015 N 349, N 352, N 353, N 354, N 356 об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения потребителям Елизовского городского поселения, Николаевского сельского поселения, Новоавачинского сельского поселения, Новолесновского сельского поселения, Раздольненского сельского поселения Елизовского района.
С учетом внесенных в данные постановления Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края изменений, постановлениями утверждены и введены в действие с 01.01.2016 по 31.12.2018: экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, поставляемую ПАО "Камчатскэнерго" потребителям Елизовского городского поселения и сельских поселений, указанных в постановлениях; льготные тарифы на тепловую энергию на нужды отопления, поставляемую ПАО "Камчатскэнерго" населению и исполнителям коммунальных услуг для населения соответствующего сельского поселения; льготные тарифы на тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемую ПАО "Камчатскэнерго" населению и исполнителям коммунальных услуг для населения соответствующего сельского поселения; тарифы на теплоноситель, поставляемый ПАО "Камчатскэнерго" потребителям сельских поселений, указанных в постановлениях; тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ПАО "Камчатскэнерго" потребителям сельских поселений, указанных в постановлениях и др.
Антимонопольным органом проведена плановая выездная документарная проверка Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края, по результатам которой выявлены нарушения законодательства в сфере теплоснабжения, допущенные Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края при установлении тарифов в отношении ПАО "Камчатскэнерго", о чем составлен акт проверки от 14.09.2018 N 143.
По итогам проверки выдано предписание от 09.01.2019 N СП/100/19, в соответствии с которым Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края признана нарушившей положения п. 29 Правил государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, п. п. 28, 44 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N760-э; Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края предписано устранить нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, исключить из необходимой валовой выручки заявителя расходы за 2016 - 2019 по соответствующим статьям затрат; предписано произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку заявителя с учетом мотивировочной части предписания, анализ отразить в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) согласно п. 29 Правил государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, по следующим статьям затрат; пересмотреть по результатам исполнения п. 2 предписания базовый уровень подконтрольных расходов, а также величину необходимой валовой выручки на 2016 - 2018 в соответствии с Основами ценообразования, с учетом мотивировочной части предписания, отразив в экспертном заключении в соответствии с п. 29 Правил государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; по результатам исполнения п. п. 2 и 3 предписания органу исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) предписано исключить, выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ПАО "Камчатскэнерго".
Таким образом, из расчета необходимой валовой выручки ПАО "Камчатскэнерго" исключены расходы по статье "расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых со сторонними организациями" за 2016 - 2018 (с учетом перераспределения расходов между арендной (концессионной) платой и расходами на ремонт основных средств в размере 46.301.000 руб.; по статье "расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг (прочие расходы)" за 2016 в размере 22.340.000 руб.
На основании п. п. 2.2, 3 предписания проведен дополнительный анализ статей затрат на 2016 и долгосрочных параметров регулирования на 2017 и 2018 и исключены из необходимой валовой выручки расходы: "предпринимательская прибыль" - 25.763.000 руб.; "налог на прибыль" - 331.000 руб.; "расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности" - 407.000 руб.; "амортизация основных средств" - 1.083.000 руб.
Посчитав указанное предписание от 09.01.2019 N СП/100/19 в оспариваемой части не соответствующим законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последний обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания исключать из необходимой валовой выручки заявителя затраты по соответствующим статьям.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с п.1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Согласно п. 1 ст. 7 названного Закона, при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться основные принципы, в числе которых обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя;обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения; стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение не дискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения.
Установление тарифов осуществляется регулирующим органом на очередной регулируемый период по результатам рассмотрения и анализа, представленных заинтересованной в установлении тарифа организацией документов, при этом величина экономически обоснованных тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
При расчете тарифов в сфере теплоснабжения учитываются экономически обоснованные расходы организации, связанные с обеспечением ее предпринимательской деятельности, включая иные экономически обоснованные расходы.
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э.
Перечень расходов организации, связанных с обеспечением её предпринимательской деятельности в качестве теплоснабжающей организации, установленный Основами ценообразования N 1075, не является исчерпывающим и может включать любые иные экономически обоснованные расходы данной организации, связанные с осуществлением регулируемой деятельности.
Нормы, предусмотренные Основами ценообразования и Методическими указаниями, носят императивный характер и являются обязательными.
Согласно п. 12 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения предусмотрено, что открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется по предложению регулируемой организации; по инициативе органа регулирования (в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) или предусмотренных Правилами материалов; в случаях, предусмотренных п. п. 8, 9 Правил.
Предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) с приложением документов определенных п. 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В обоснование апелляционной жалобы антимонопольный орган ссылается на судебный акт по делу N А40-112760/2019.
Вместе с тем, по делу N А40-112760/2019 предметом требований являлось иное предписание Федеральной антимонопольной службы от 09.01.2019 N СП/43/19, вынесенное в отношении решения Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края об установлении тарифов Заявителю по Петропавловск-Камчатскому городскому округу.
Основанием для выдачи предписания, обжалуемого по делу N А40-112760/2019, явилось отсутствие в представленном к проверке экспертном заключении - расшифровки прочих расходов, в то время как по настоящему делу N А40-112773/2019 основание выдачи предписания иное (отсутствие, по мнению ФАС России договоров в материалах тарифного дела).
Кроме того, указанные судебные дела отличаются видами расходов исключаемых предписаниями.
По предписанию, выданному по Петропавловск-Камчатскому городскому округу, предписаны к исключению следующие расходы: корпоративные расходы, судебные издержки и членские взносы, которые в тарифах на тепловую энергию по Елизовскому муниципальному образованию, вообще не учитываются.
При установлении тарифов заявителю по Петропавловск-Камчатскому городскому округу, Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края в обоснование подтверждения расходов заявителя рассматривались иные документы (договоры и пр.), представленные в материалы тарифного дела.
В апелляционной жалобе антимонопольный орган указывает на то, что документы обосновывающие расходы для установления тарифов в материалы тарифного дела ПАО "Камчатскэнерго" не представлены.
Данный довод не соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам.
В подтверждение этого, что заявителем в материалы тарифного дела представлены обосновывающие документы - письма общества в Региональную службу по тарифам и ценам Камчатского края с 2015 по 2017, которые содержат просьбу открыть дела об установлении тарифов, пересмотре тарифов, корректировке необходимой валовой выручки с приложением всех материалов, обосновывающих расходы и пояснительными записками по каждой статье затрат, а также направленные в ответ на запросы Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края дополнительные обосновывающие материалы.
Для открытия дела об установлении цен (тарифов) перечень документов и материалов, указанных в п. 16 Правил, является исчерпывающим.
Во исполнение изложенных требований законодательства, заявителем ежегодно при установлении тарифов представляются документы и материалы, согласно перечню, предусмотренному в п. 16 Правил.
В апелляционной жалобе антимонопольный орган указывает на то, что в экспертных заключениях не отражена необходимость привлечения сторонних организаций для выполнения работ производственного характера и материалы тарифного дела такую необходимость не подтверждают.
Вместе с тем, действующее законодательство, регулирующее тарифы в сфере теплоснабжения не содержит требования об отражении в экспертных заключениях указанных сведений.
Необходимость привлечения сторонних организаций для выполнения работ производственного характера предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральный закон N 116-ФЗ от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных факторов" и др.) и подтверждается соответствующими видами договоров, заключенными во исполнение обязательных требований законов.
Документы, обосновывающие заявленные расходы, представлялись обществом в Регулирующий орган в составе тарифной заявки и дополнительных обоснованиях (реестры договоров, договоры оказания услуг производственного контроля качества горячей воды из систем центрального горячего водоснабжения, журналы проводок и пр.).
Пункт 29 Правил содержит требования к содержанию экспертного заключения, который сводиться к наличию анализа исходных данных.
Указанный анализ сводится к анализу обоснованности расходов; анализу обоснованности прибыли; сравнительный анализ по отношению к предыдущему периоду.
Именно в таком порядке и изготовлено экспертное заключение Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края, в котором даже столбцы в таблицах "выстроены" в порядке анализа указанного в п. 29 Правил.
Конкретный формат экспертного заключения законодательством не предусмотрен. При этом обосновывающие документы есть в самих материалах тарифного дела, анализ которых отражен в экспертном заключении.
Следовательно, доводы антимонопольного органа об отсутствии в самом экспертном заключении необходимости привлечения сторонних организаций для выполнения работ производственного характера, не основаны на Законе. Кроме того, довод апелляционной жалобы о несоблюдении Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края при расчете тарифов заявителю п. п. 44, 28 Основ ценообразования N 1075 не соответствует действительности, не может быть принят во внимание, так как не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Принимая во внимание, что права и охраняемые законом интересы ПАО "Камчатскэнерго" в сфере предпринимательской и экономической деятельности нарушены не соответствующим закону оспариваемым предписанием, решение суда первой инстанции о признании недействительным предписания от 09.01.2019 N СП/100/19 в части исключения из состава необходимой валовой выручки ПАО "Камчатскэнерго" по Елизовскому городскому поселению, Новоавачинскому, Николаевскому, Раздольненскому, Новолесновскому сельским поселениям Елизовского района расходов за 2016-2018 в размере 68.641.000 руб. законно и обоснованно.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2019 по делу N А40-112773/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-112773/2019
Истец: ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "КАМЧАТСКЭНЕРГО"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: РЕГИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ И ЦЕНАМ КАМЧАТСКОГО КРАЯ