г. Москва |
|
12 сентября 2018 г. |
Дело N А40-6190/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Денисовой Н.Д.,
судей Красновой С.В., Дунаевой Н.Ю.,
при участии в заседании:
от истца учредителя ООО "Юридическая компания "Решетилович и партнеры" Решетиловича Л.В. - лично, удостоверение
от ответчика УФНС России по г. Москве - Осипова А.С. по дов. от 16.01.2018 N 14
от ответчика Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве - Клюевский Г.В. по дов. от 23.08.18 N 07-17/069033
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу учредителя ООО "Юридическая компания "Решетилович и партнеры" Решетиловича Л.В. на решение от 27 февраля 2018 года Арбитражного суда города, принятое судьей Поляковой А.Б., и постановление от 25 мая 2018 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Вигдорчиком Д.Г., Поповым В.И., Мухиным С.М.,
по заявлению учредителя ООО "Юридическая компания "Решетилович и партнеры" Решетиловича Л.В.
к УФНС России по г. Москве, Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве
о признании незаконным и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
Учредитель общества с ограниченной ответственностью "Юридическая компания "Решетилович и партнеры" Решетилович Л.В. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 46 по городу Москве от 24.10.2017 N 502074А об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Юридическая компания "Решетилович и партнеры" и решения УФНС России по г. Москве от 27.12.2017 N 12-34/228819 по жалобе на указанное решение инспекции (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.02.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2018, в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заявитель - учредитель ООО "Юридическая компания "Решетилович и партнеры" Решетиловича Л.В. обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы заявителя - учредителя ООО "Юридическая компания "Решетилович и партнеры" Решетиловича Л.В. опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.
В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы, просил решение и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представитель ответчика УФНС России по г. Москве против удовлетворения кассационной жалобы возражала, по доводам изложенным в письменном отзыве, который на основании ст. 279 АПК РФ приобщен к материалам дела, просила оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве против удовлетворения кассационной жалобы возражала, просила оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из представленных доказательств, 20.10.2017 заявителем в Межрайонную ИФНС России N 46 по г. Москве представлены документы для государственной регистрации ООО "Юридическая компания "Решетилович и партнеры" при создании (вх. N 502074А).
Решением МИФНС N 46 по г. Москве от 24.10.2017 отказано в государственной регистрации ООО "Юридическая компания "Решетилович и партнеры" со ссылкой на подпункт "а" пункта 1 статьи 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" на основании непредставления необходимых для государственной регистрации документов.
Основанием для вынесения указанного решения послужило отсутствие заявления о государственной регистрации юридического лица при создании, по форме Р11001 заполненного в соответствии с приложением N 20 к приказу (требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, п. 2.5).
Решением УФНС России по г. Москве от 27.12.2017 N 12-34/228819 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, что и послужило поводом для обращения в суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, изучив представленные в дело доказательства и выслушав представителей сторон, пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании следующего.
В соответствии с абзацем 3 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации перечислен в п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Представленные в регистрирующий орган документы содержат противоречивые сведения о месте нахождения юридического лица.
Согласно п.п. "а", "в" ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица, а также учредительные документы юридического лица, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом "е" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте.
Согласно ст. 9 Закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых на государственную регистрацию. Устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, были утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (Зарегистрирован в Минюсте России 14.05.2012 N 24139) утверждена форма заявления Р11001, "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании".
Согласно пункту 1.10 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее - Требования), наличие в заявлении исправлений, дописок (приписок) не допускается.
Пунктом 2.5 Требований определено, что в заявлении по форме Р11001 раздел 3 "Сведения о размере указанного в учредительных документах коммерческой организации" заполняется в отношении коммерческих организаций. В поле, состоящем из одного знакоместа, проставляется соответствующее цифровое значение, в поле "Размер" указывается размер уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда коммерческой организации в рублях.
Раздел 3 заявления Р 11001 "Сведения о размере указанного в учредительных документах коммерческой организации" предусматривает проставление следующих цифровых значений, а именно: 1 - уставный капитал; 2 - складочный капитал; 3 -уставный фонд; 4 - паевой фонд.
Необходимо отметить, что согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ) Федеральный закон N 14-ФЗ определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 14-ФЗ Обществом с ограниченной ответственностью (далее - общество) признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества,. в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 14-ФЗ определено, что уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников.
В Межрайонную ИФНС России N 46 по г. Москве поступили документы для государственной регистрации ООО "Юридическая компания "Решетилович и партнеры" при создании (вх. N 502074А от 20.10.2017).
Вместе с тем, в нарушение положений Федерального закона N 129-ФЗ и положений Федерального закона N 14-ФЗ в заявлении по форме N Р11001, представленном в регистрирующий орган (вх. N 502074А), в разделе 3 данного заявления "Сведения о размере указанного в учредительных документах коммерческой организации" указано цифровое значение - 3 "уставный фонд".
Также согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона N 14-ФЗ устав общества, утвержденный учредителями (участниками) общества, должен содержать, в частности, сведения о месте нахождения общества.
В Уставе ООО "Юридическая компания "Решетилович" и партнеры представленном Решетиловичем Л.В. с комплектом документов в Инспекцию (вх. N 502074А), в качестве адреса (места нахождения) общества указан адрес; г. Москва, Лялин переулок, д. 23/29, стр. 1. В заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001) указан иной адрес (место нахождение) юридического лица: 105062, г. Москва, Лялин переулок, д. 23/29, стр. 1, комната 2.
Таким образом, как верно установлено судами первой и апелляционной иснтанций, представленные в регистрирующий орган документы содержат противоречивые сведения о месте нахождения юридического лица.
Документы, содержащие недостоверные сведения или оформленные ненадлежащим образом, должны считаться не представленными.
Данная правовая позиция нашла свое отражение в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.02.2011 N 12101/10.
Необходимым условием для проведения государственной регистрации в соответствии с требованиями Закона N 129-ФЗ является не только представление полного комплекта документов, но и достоверность сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц.
Довод о возможности применения п. 6 ст. 11 129-ФЗ к указанным правоотношениям подлежит отклонению.
Согласно п.п. "в", "д" и "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице, в том числе адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; сведения об учредителях (участниках) юридического лица; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
На основании п.п. "б" и "г" пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; проведения осмотра объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных п.п. "в", " и (или) "л" пункта 1 статьи 5 данного Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности). В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном данным Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Таким образом, вопреки доводам указанная проверка проводится для установления действительности сведений содержащихся в реестре.
В свою очередь, необходимость в проведении какой-либо проверки в данном случае отсутствует, так как из представленной формы на регистрацию следует противоречивость сведений, подлежащих регистрации.
Суды указали, что заявителем было реализовано право на обжалование решения УФНС России по г. Москве в порядке, установленном Федеральным законом N 129-ФЗ, и Управлением данное право не нарушалось, так как жалоба заявителя была принята, рассмотрена и по ней вынесено решение.
В силу пункта 6.3.1 положения об Управлении Федеральной налоговой службы по г. Москве управление осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок регистрации, а именно: кредитных организаций (статья 12 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности") и некоммерческих организаций (пункт 1 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Как верно указано судами первой и апелляционной инстанций, решение Управления по жалобе заявителя само по себе не нарушает его прав и интересов.
Таким образом, заявитель с целью государственной регистрации юридического лица обязан представить достоверные и полные сведения относительно адреса создаваемой организации. Если в заявлении представлены неполные сведения относительно адреса, то это приравнивается к представлению недостоверных сведений об адресе создаваемой организации, что служит основанием для отказа в государственной регистрации создания юридического лица.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд кассационной инстанции, оставляя в силе судебные акты, исходит из того, что, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать правильность применениями судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Соответствующая правовая позиция отражена также в Определении Верховного суда РФ от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570 по делу N А63-3604/2015. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственного судебного разбирательства, что недопустимо.
Довод заявителя о том, что ему подлежит возврату госпошлина в связи с возвратом документов регистрирующим органом не основана на законе, так как неподанными считаются документы, которые содержат ошибки, в связи с чем отсутствует комплект необходимых документов для регистрации документов, что проверяет регистрирующий орган при правовой экспертизе.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27 февраля 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2018 года по делу А40-6190/18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
Н.Д. Денисова |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.