г. Москва |
|
12 сентября 2018 г. |
Дело N А41-94587/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дзюбы Д.И.,
судей Ворониной Е.Ю., Малюшина А.А.,
при участии в заседании:
от истца: не явка
от ответчика: не явка
от третьего лица: не явка,
рассмотрев 05 сентября 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства и развития городской инфраструктуры города Лыткарино Московской области
на решение от 30.03.2018
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей М.П. Горшковой,
на постановление от 06.06.2018
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Миришовым Э.С., Ивановой Л.Н., Ханашевичем С.К.,
в деле по иску АО "Стройальянс Инжиниринг"
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и развития городской инфраструктуры города Лыткарино Московской области,
третье лицо: Администрация города Лыткарино,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ: акционерное общество "Стройальянс Инжиниринг" (далее - АО "Стройальянс Инжиниринг", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и развития городской инфраструктуры города Лыткарино Московской области (далее - Управление ЖКХ и РГИ г. Лыткарино, ответчик) о взыскании задолженности в размере 7 586 153,93 руб., неустойки в размере 1 972 400 руб., а также расходов по оплате услуг представителя в размере 30 000 руб. (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения исковых требований в части размера неустойки).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Лыткарино.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.03.2018, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2018, исковые требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление ЖКХ и РГИ г. Лыткарино обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части взыскания неустойки. Заявитель жалобы считает, что судами первой и апелляционной инстанций в обжалуемой части нарушены нормы материального права ввиду неправильного применения закона, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
В судебное заседание суда кассационной инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, информация о процессе своевременно размещена в Картотеке арбитражных дел в сети Интернет, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии судебных актов в обжалуемой части, а также соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения или отмены судебных актов в обжалуемой части в связи со следующим.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, между Управлением ЖКХ и РГИ г. Лыткарино (муниципальный заказчик) и АО "Стройальянс Инжиниринг" (подрядчик) заключен муниципальный контракт от 10.02.2014 N 0348300079213000152_112519, согласно которому муниципальный заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы и оказать услуги по строительству дошкольного образовательного учреждения по адресу: Московская обл., г. Лыткарино, ул. Спортивная, д. 3а, детский сад на 140 мест с бассейном в соответствии с проектно-сметной документацией и техническим заданием (приложение N 1) с использованием собственных материалов, конструкций, оборудования, транспорта, техники и приспособлений. Заключить договор на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ с организацией, которая будет определена по итогам проведения размещения заказа Муниципальным заказчиком. Заключить договор на оказание услуг по осуществлению государственного строительного надзора за выполнением работ.
Согласно дополнительному соглашению от 19.12.2014 N 2 к контракту цена контракта составляет 195 340 535,20 руб.
В силу пункта 3.1 контракта подрядчик обязуется окончить строительно-монтажные работы к 20.11.2014 и ввести объект в эксплуатацию к 20.12.2014.
В соответствии с пунктом 5.2 контракта оплата за выполненные подрядчиком объемы работ производится муниципальным заказчиком в объеме средств, предусмотренных бюджетом Московской области на 2014 год и бюджетом города Лыткарино Московской области на 2014 год, на основании актов выполненных работ, подписанных всеми заинтересованными лицами, в соответствии с установленными предельными объемами финансирования и в пределах лимитов бюджетных ассигнований на 2014 год, предусмотренных на выполнение работ, путем перечисления на расчетный счет подрядчика денежных средств в размере стоимости фактически выполненных работ.
Оплата за фактически полностью завершенные подрядчиком и принятые муниципальным заказчиком и всеми заинтересованными лицами, осуществляющими контроль за выполнением работ, работы по настоящему контракту осуществляется по мере поступления субсидий из бюджета Московской области (пункт 5.3 контракта).
Согласно пункту 5.7 контракта окончательный расчет производится после сдачи объекта в эксплуатацию и подписания акта приемки объекта в эксплуатацию в установленном законодательством порядке.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания долга в заявленном размере, суды установили, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 50335000-138 выдано 25.12.2014, истцом работы по контракту выполнены на сумму 195 340 535,20 руб., что подтверждено представленными в материалы дела актами выполненных работ по форме КС-2. Ответчик свои обязательства исполнил частично. Задолженность по контракту согласно акту сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2014 по 10.11.2017 составила 7 586 153,93 руб.
Судебные акты в части взыскания долга и судебных расходов на оплату услуг представителя участвующими в деле лицами не обжалуются.
Управление ЖКХ и РГИ г. Лыткарино обжалует судебные акты в части удовлетворения искового требования о взыскании неустойки, приводя соответствующие доводы.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Согласно пункту 8.9 контракта стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств сторон по настоящему муниципальному контракту в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
АО "Стройальянс Инжиниринг" на основании части 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" начислена неустойка в размере 1 972 400 руб. за период с 26.12.2014 по 30.10.2017 в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Оценив и исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о взыскании неустойки в заявленном размере, установив, что ответчик в нарушение условий контракта в установленные сроки работу не оплатил. Доказательств обратного суду не представил.
Судами расчет неустойки проверен, арифметически и методологически признан правильным.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения сторон и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов, содержащиеся в решении и постановлении в обжалуемой части, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Доводы ответчика о том, что Управление не обладает правом санкционирования оплаты денежных обязательств за счет средств бюджета, судом апелляционной инстанции рассмотрены и мотивированно отклонены со ссылкой на то, что Управление ЖКХ и РГИ г. Лыткарино является стороной по контракту и несет ответственность за ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном их толковании и понимании заявителем.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть положены судом кассационной инстанции в основание отмены судебных актов в обжалуемой части.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.03.2018 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2018 по делу N А41-94587/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Д.И. Дзюба |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.