г. Москва |
|
13 сентября 2018 г. |
Дело N А40-59774/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Хвостовой Н.О.,
судей: Ворониной Е.Ю., Чалбышевой И.В.,
при участии в заседании:
от истца - Годовикова Е.С. по доверенности от 27.08.2018,
от ответчика - Ермолаев Н.Н. по доверенности от 12.01.2018,
рассмотрев 06 сентября 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 14 марта 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Буниной О.П.,
на постановление от 22 мая 2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Семикиной О.Н., Векличем Б.С., Левиной Т.Ю.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "РЭУ-40 района Ивановское"
к Департаменту городского имущества города Москвы,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РЭУ-40 района Ивановское" (далее - ООО "РЭУ-40 района Ивановское", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ответчик) о взыскании задолженности за отопление, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 291 748 руб. 73 коп. за период с марта 2014 по ноябрь 2016, с учетом принятого судом уменьшения размера исковых требований, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 марта 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2018 года, исковые требования удовлетворены, с Департамента городского имущества города Москвы з счет средств казны города Москвы в пользу ООО "РЭУ-40 района Ивановское" взыскана задолженность в размере 291 748 руб. 73 коп., а также взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 7 610 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции о взыскании задолженности Департамент городского имущества города Москвы обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, поскольку полагает, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального права, так как Департамент городского имущества города Москвы не может выступать надлежащим ответчиком по настоящему спору.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Департамента поддержал доводы своей кассационной жалобы.
Представитель ООО "РЭУ-40 района Ивановское" возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, согласно доводам, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела и рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также соответствие выводов в обжалуемых судебных актах имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя, по следующим основаниям.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений с момента возникновения права собственности обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
Также в силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с пунктом 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В силу части 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "РЭУ-40 района Ивановское" на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 077 000170 от 02.04.2015 и договоров управления многоквартирными домами, заключенных с собственниками помещений в многоквартирных домах, управляет домами, расположенными следующим адресам: ш. Энтузиастов, д. 96 корп. 3, ш. Энтузиастов, д. 94 корп. 4, ул. Саянская, д. 15 корп. 3, ул. Челябинская, д. 24 корп. 3, ул. Сталеваров, д. 8/22 корп. 4, ул. Молостовых, 6 корп. 4, ул. Молостовых, 8 корп. 4, ул. Магнитогорская, д. 21.
Судами установлено, что согласно данным ЕГРН город Москва является правообладателем жилых помещений, расположенных по вышеуказанным адресам.
Управление многоквартирными домами осуществляется на основании следующих договоров: по адресу: г. Москва, ш. Энтузиастов, д. 96 корп. 3 на основании договора управления МКД от 01.07.2009; по адресу: г. Москва, ш. Энтузиастов, д. 94, корп. 4 на основании договора управления МКД от 01.09.2009; по адресу: г. Москва, ул. Саянская, д. 15, корп. 3 на основании договора управления МКД от 01.09.2009; по адресу: г. Москва, ул. Челябинская, д. 24, корп. 3 на основании договора управления МКД от 01.03.2010; по адресу: г. Москва, ул. Сталеваров, д. 8/22, корп. 4 на основании договора управления МКД от 09.10.2015; по адресу: г. Москва, ул. Молостовых, д. 6, корп. 4 на основании договора управления МКД от 09.10.2015; по адресу: г. Москва, ул. Молостовых, д. 8, корп. 4 на основании договора управления МКД от 01.02.2013; по адресу: г. Москва, ул. Магнитогорская, д. 21 на основании договора управления МКД от 01.03.2010.
Договоры управления МКД по адресам: ш. Энтузиастов, д. 96 корп. 3, ш. Энтузиастов, 3.94 корп. 4, ул. Саянская, д. 15 корп. 3, ул. Челябинская, д. 24 корп. 3, ул. Молостовых, 8 корп. 4, ул. Магнитогорская, д. 21 заключены с ОАО "РЭУ-40 района Ивановское".
12.09.2014 ОАО "РЭУ-40 района Ивановское" было принято решение о реорганизации путем преобразования в ООО "РЭУ-40 района Ивановское". Согласно передаточному акту от 12.09.2014 истец является полным правопреемником имущественных и неимущественных прав ОАО "РЭУ-40 района Ивановское" по всем его обязательствам в отношении всех его кредиторов и должников.
Как указано судами, в период управления (эксплуатации) истцом объекта город Москва обязан был нести бремя содержания принадлежащего ему на праве собственности имущества.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что со стороны города Москвы не исполнены обязательства по оплате коммунальных услуг, а также за содержание и ремонт помещений, в связи с чем на стороне ответчика образовалась задолженность в размере 291 748 руб.
73 коп.
Пунктами 3, 5 части 1 статьи 13 Устава города Москвы к полномочиям города Москвы отнесено управление и распоряжение собственностью города Москвы, организация системы органов государственной власти.
Согласно части 3 статьи 20 и части 3 статьи 29 Устава города Москвы от имени города Москвы правомочия собственника осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках их компетенции, установленной Уставом и иными правовыми актами, определяющими статус данных органов.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим полномочия собственника в отношении движимого и недвижимого имущества города Москвы.
Удовлетворяя исковые требования ООО "РЭУ-40 района Ивановское", суды первой и апелляционной инстанции, исходили из доказанности материалами дела обязанности города Москвы нести бремя расходов и в лице полномочного органа уплатить расходы управляющей компании по спорным жилым помещениям, принадлежащих городу Москве на праве собственности.
Выводы судов об этих обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах и которым дана оценка в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и руководствуясь положениями статей 210, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39, 153, 155, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований ООО "РЭУ-40 района Ивановское" о взыскании с Департамента задолженности за отопление, содержание и текущий ремонт общего имущества в размере 291 748 руб. 73 коп., за заявленные истцом периоды.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с Положением о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, ответчик выполняет полномочия собственника в отношении объектов нежилого и жилищного фонда, принадлежащих городу Москве, в том числе осуществляет полномочия об организации эксплуатации и содержания объектов имущественной казны города Москвы.
Довод Департамента городского имущества города Москвы о ненадлежащем ответчике в его лице был обоснованно отклонён судами на основании статей 125, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП.
В соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанций установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14 марта 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2018 года по делу N А40-59774/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.О. Хвостова |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.