город Москва |
|
18 сентября 2018 г. |
Дело N А41-43947/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "Белая Дача Инжиниринг": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета по ценам и тарифам Московской области: Ляшко Н.А. (дов. N 28 от 29.12.2017 г.), Пчелинцева Д.И. (дов. N 20 от 08.02.2018 г.), Ханмурзина Э.Б. (дов. N 5 от 10.01.2017 г.);
от третьего лица ОАО "Мосэнергосбыт": не явились, извещены;
от третьего лица ОАО "Московская объединенная электросетевая компания": Транкалан Ф.И. (дов. от 07.02.2017 г.);
от третьего лица ООО КСК "Белая Дача": не явились, извещены;
рассмотрев 13 сентября 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по ценам и тарифам Московской области
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2018 г.,
принятое судьями Диаковской Н.В., Иевлевым П.А., Марченковой Н.В.,
по делу N А41-43947/17
по заявлению акционерного общества "Белая Дача Инжиниринг" (140053, Московская область, г. Котельники, Яничкин проезд, д. 2)
к Комитету по центам и тарифам Московской области (143407, Московская область, г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 1)
о признании незаконным решения и обязании,
третьи лица: ОАО "Мосэнергосбыт"; ОАО "Московская объединенная электросетевая компания"; ООО Конно-спортивный клуб "Белая Дача",
УСТАНОВИЛ: акционерное общество "Белая Дача Инжиниринг" (далее - АО "Белая Дача Инжиниринг", общество, заявитель), являясь собственником объектов электросетевого хозяйства, обратилось в Комитет по ценам и тарифам Московской области (далее - Комитет) с заявлением от 28 декабря 2016 г. N 147 об установлении тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2017 - 2019 годы, приложив пакет документов, в том числе договор аренды от 01 декабря 2016 г. N 85/3-16 (далее - договор аренды), заключенный между АО "Белая Дача Инжиниринг" и обществом с ограниченной ответственностью Конно-спортивный клуб "Белая Дача" (далее - ООО "КСК "Белая Дача").
По результатам анализа представленных материалов Комитетом по ценам и тарифам Московской области подготовлено заключение N 3/2017 об аффилированности ООО "КСК "Белая Дача" и заявителя через головного акционера АО "Белая Дача", в связи с чем ООО "КСК "Белая Дача" не может быть рассмотрено в качестве стороннего потребителя.
В связи с изложенным Комитет по ценам и тарифам Московской области пришел к выводу о том, что заявитель не отвечает критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям".
Комитетом вынесено решение о прекращении рассмотрения дела об установлении тарифа на передачу электрической энергии на 2017 год и об отказе в установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, что отражено в выписке из протокола N 4 решения Правления Комитета по ценам и тарифам Московской области от 03 февраля 2017 г.
Считая свои права нарушенными, АО "Белая Дача Инжиниринг" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету по ценам и тарифам Московской области о признании недействительным решения, отраженного в выписке из протокола N 4 заседания Правления по ценам и тарифам Московской области от 03 февраля 2017 г. и обязании Комитета возобновить тарифное дело, открытое на 2017 - 2019 годы и установить АО "Белая Дача Инжиниринг" индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Мосэнергосбыт", ОАО "Московская объединенная электросетевая компания", ООО "Конно-спортивный клуб "Белая Дача".
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 ноября 2017 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2018 г. решение суда первой инстанции от 17 ноября 2017 г. отменено, заявленные требования удовлетворены в части. Суд признал недействительным решение Комитета по ценам и тарифам Московской области, оформленное протоколом N 4 заседания правления Комитета от 03 февраля 2017 г. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Комитет по ценам и тарифам Московской области просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом нарушены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Комитата по ценам и тарифам Московской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" согласился с доводами кассационной жалобы.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене постановления суда апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования N 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования).
Пунктом 12 Правил регулирования установлено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов), подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 указанных Правил. Цены (тарифы) в отношении таких организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме. По решению регулирующего органа данный срок может быть продлен не более чем на 30 дней (пункт 18 Правил регулирования).
Перечень обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов, определен пунктом 17 Правил регулирования.
В соответствии с положениями пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это плату. Такие лица вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии после установления для них тарифа на эти услуги.
В силу пункта 24 Правил регулирования основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. Несоответствие Критериям должно являться основанием для неустановления тарифов. В случае неустановления тарифа владельцы объектов электросетевого хозяйства могут принять решения об объединении с другими владельцами объектов электросетевого хозяйства, взять в аренду (эксплуатацию) или приобрести в собственность дополнительные объекты электросетевого хозяйства; передать в аренду (эксплуатацию) или продать свои объекты электросетевого хозяйства; продолжить эксплуатировать объекты электросетевого хозяйства самостоятельно (нести бремя содержания) в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6 (зарегистрирован Минюстом России 22 января 2003 г. N 4145), и не препятствовать перетоку электрической энергии через его объекты электросетевого хозяйства в соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
Согласно пункту 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам (далее - ФСТ России), устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая единые (котловые) тарифы, тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.
Пунктом 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06 августа 2004 г. N 20-э/2 предусмотрено, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах:
- двухставочный;
- одноставочный.
Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок:
- ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям;
- ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт/ч без разбивки по напряжениям.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации.
Пунктом 81 Основ ценообразования предусмотрено, что в качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, используются объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа) и прогнозным балансом, а также величина технологического расхода (потерь), определенная в соответствии с пунктами 34 и 38 указанных Правил.
В соответствии с пунктом 47 Правил недискриминационного доступа заявленная мощность, используемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, учитываемая в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, определяется сетевой организацией в целях ее направления в Федеральную службу по тарифам и органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в следующем порядке: в случае если в качестве потребителя услуг по передаче электрической энергии выступает сетевая организация, заявленная мощность определяется в соответствии с пунктом 38 данных Правил; в иных случаях заявленная мощность определяется на основании информации об объемах услуг по передаче электрической энергии потребителей услуг в предыдущих расчетных периодах, определяемых в соответствии с пунктом 15(1) указанного акта, а также на основании информации о максимальных мощностях энергопринимающих устройств, процедура технологического присоединения которых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на момент направления в Федеральную службу по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, не завершена.
Согласно Информационному письму Федеральной службы по тарифам N ЕП-7170/12, Министерства энергетики Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N ВК-7135/09 в случае невозможности разделения оборудования электрической сети предприятия на оборудование, используемое только для собственного потребления электрической энергии, и оборудование, участвующее в процессе передачи электрической энергии субабонентам, проверка соответствия пункту 1 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям осуществляется по суммарной установленной мощности всех таких силовых трансформаторов (МВА), при этом объем (доля) оказанных услуг по передаче электрической энергии субабонентам не учитывается.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным решения Комитета, суд апелляционной инстанции исходил из тех обстоятельств, что заявитель полностью соответствует критериям отнесения владельцев электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям и, соответственно, имеет право на установление соответствующего тарифа.
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что заявитель владеет на праве собственности линиями электропередачи, указанными в пункте 2 Критериев, суммарная протяженность которых по трассе составляет не менее 15 км, проектным номинальным классом напряжения 35 кВ, а на праве аренды - кабельными линиями электропередачи, проектным номинальным классом напряжения 0,4 кВ., что подтверждается представленным Комитету договором аренды от 01 декабря 2016 г. N 85/3-16, согласно которому АО "Белая Дача Инжиниринг" получило в аренду сроком с 01 декабря 2016 г. по 31 декабря 2015 г. кабельные линии электропередачи проектным номинальным классом напряжения 0,4 кВ, соединенные с находящейся в собственности у арендатора трансформаторной подстанцией ТП 296.
ООО КСК "Белая Дача" является единственным потребителем электрической сети, присоединенного к арендуемой линии 0,4 кВ по указанному договору аренды.
Не соглашаясь с выводом суда первой инстанции о том, что с учетом аффилированности АО "Белая Дача Инжиниринг" и ООО КСК "Белая Дача" последнее не является сторонним потребителем, поскольку осуществляется на собственные нужды АО "Белая Дача Инжиниринг", суд апелляционной инстанции правомерно указал, что оказание заявителем услуг другому юридическому лицу - ООО КСК "Белая Дача", является оказанием услуг стороннему потребителю, а не передачей энергии на собственные нужды АО "Белая Дача Инжиниринг".
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств по делу, в связи с чем в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2018 г. по делу N А41-43947/17 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по ценам и тарифам Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.