город Москва |
|
17 сентября 2018 г. |
Дело N А40-22963/18-139-116 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ПАО "Газпром": Первухина М.В. (дов. N 01/04/04-700д от 05.10.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Банка России: Авакяна А.Р. (дов. N ДВР16-02/99 от 31.03.2016 г.), Горбачевой Н.А. (дов. N ДВР17-010/358 от 06.10.2017 г.);
рассмотрев 11 сентября 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу ПАО "Газпром"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 23 апреля 2018 г.,
принятое судьей Вагановой Е.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2018 г.,
принятое судьями Чеботаревой И.А., Красновой Т.Б., Румянцевым П.В.,
по делу N А40-22963/18-139-116
по заявлению публичного акционерного общества "Газпром" (190000, г. Санкт-Петербург, ВОХ 1255)
к Центральному Банку Российской Федерации (107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ: в Центральный Банк Российской Федерации (далее - Банк России, административный орган) обратилось общество с ограниченной ответственностью "Мириад Рус" (далее - ООО "Мириад Рус") с жалобой о возможном нарушении публичный акционерным обществом "Газпром" (далее - ПАО "Газпром", общество, заявитель) требований законодательства Российской Федерации при раскрытии информации на рынке ценных бумаг.
В ходе рассмотрения указанного обращения Банком России установлено следующее.
В соответствии с документами и сведениями, предоставленными обществом и раскрытыми на странице в сети "Интернет" по адресу: http://www.edisclosure.ru/portal/company.aspx?id=934, ПАО "Газпром" на годовом общем собрании акционеров, прошедшем 30 июня 2017 г., было принято решение о выплате по итогам 2016 года дивидендов (далее - дивиденды).
Дата, на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов, была установлена 20 июля 2017 г.
Агентом по выплате дивидендов (за исключением дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации в лице Росимущества) является "Газпромбанк" (АО) (далее - агент).
ПАО "Газпром" обязано было выплатить акционерам общества - физическим лицам, права которых на акции учитываются в реестре акционеров, дивиденды в срок не позднее 24 августа 2017 г.
В адрес ПАО "Газпром" направлено предписание Банка России от 09 октября 2017 г. N 28-4-3/4353 о предоставлении соответствующих сведений.
В ответ на предписание Банка России заявитель представил документы, из которых следовало, что он передало агенту список лиц, имеющих право на получение дивидендов, составленный регистратором общества АО "ДРАГА" на основании сведений, имеющихся в реестре.
Согласно документам, предоставленным агентом и обществом, по состоянию на 25 рабочий день с даты, на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов, дивиденды не были выплачены физическим лицам, права которых на акции учитываются в реестре акционеров общества, в том числе по причине возврата ранее перечисленных дивидендов по указанным в списке реквизитам, а также по причине отсутствия банковских реквизитов или адресных данных для перечисления Дивидендов.
Поскольку на заявителя распространяется обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, Банк России пришел к выводу, что обществом допущено нарушение требований законодательства Российской Федерации о раскрытии информации на рынке ценных бумаг, в виде нераскрытия информации, которая ему известна или должна была быть известна на дату раскрытия такой информации.
На основании полученных данных 28 ноября 2017 г. уполномоченным лицом Центрального банка Российской Федерации в отношении ПАО "Газпром" был составлен протокол об административном правонарушении N ЦА-28-ЮЛ-17-15335/1020-1.
Постановлением Центрального банка Российской Федерации от 10 января 2018 г. по делу об административном правонарушении N 17-15335/3110-1 ПАО "Газпром" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ПАО "Газпром" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральному банку Российской Федерации о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 апреля 2018 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2018 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ПАО "Газпром" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что выводов судов не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 15.19 КоАП РФ, поскольку в рассматриваемом случае у общества отсутствует обязанность по раскрытию информации в соответствии с Положением Банка России от 30 декабря 2014 г. N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг".
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ПАО "Газпром" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Банка России возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации, в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Состав, порядок и сроки раскрытия информации эмитентом установлены Положением Банка России от 30 декабря 2014 г. N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (далее - Положение).
В силу пункта 12.2 Положения обязанность осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядке, предусмотренном Положением, распространяется на эмитентов, которые в соответствии с Положением обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.
Согласно пункту 69.3 Положения публичное акционерное общество обязано раскрывать ежеквартальные отчеты.
Из подпункта 37.1 Положения следует, что в форме сообщения о существенном факте подлежат раскрытию сведения о неисполнении обязательств эмитента перед владельцами его ценных бумаг по выплате дивидендов.
Пунктом 37.3 Положения предусмотрено, что моментом наступления существенного факта неисполнения обязательств эмитента по выплате дивидендов по акциям эмитента является двадцать пятый рабочий день с даты, на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов по акциям эмитента.
В соответствии с пунктом 13.1 Положения раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путем опубликования сообщения о существенном факте в ленте новостей - не позднее одного дня с момента наступления существенного факта.
Действия, связанные с нераскрытием или нарушением эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии в действиях ПАО "Газпром" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, выразившегося в нераскрытии информации, подлежащей раскрытию, и соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом судами установлено, что части акционерам дивиденды не были выплачены, однако 25 августа 2017 г. в ленте новостей заявителя данная информация не была размещена.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами суда, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Вина ПАО "Газпром" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции части 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23 апреля 2018 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2018 г. по делу N А40-22963/18-139-116 оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО "Газпром" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.