г. Москва |
|
19 сентября 2018 г. |
Дело N А40-209581/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,
судей Каменской О. В., Кузнецовым В. В.,
при участии в заседании:
от заявителя - Хафизов Р.З. по доверен. от 14.05.2018,
от заинтересованного лица - Кочуров И.С. по доверен. от 11.12.2017,
от третьего лица - Ралько Т.В. по доверен. от 03.10.2016,
рассмотрев 13 сентября 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
ООО "ППГХО"
на решение от 02.03.2018
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Махлаевой Т. И.,
на постановление от 22.05.2018
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Румянцевым П. В., Красновой Т. Б., Чеботаревой И. А.,
по заявлению ООО "Нордмашимпорт"
к ФАС России
третье лицо: ООО "ППГХО"
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ: ООО "Нордмашимпорт" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным приказа ФАС России (далее заинтересованное лицо) от 29.09.2017 N 1281/17 о включении ООО "Нордмашимпорт" в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный положениями Федерального закона от18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"; об обязании ФАС России исключить ООО "Нордмашимпорт" из реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "ППГХО".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.03.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2018, заявленные требования удовлетворены.
ООО "ППГХО" подана кассационная жалоба, согласно которой третье лицо просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Заявитель жалобы указывает, что неоднократно направлял в адрес ООО "Нордмашимпорт" проект договора по электронной почте ( nordmash@yandex.ru). При этом ООО "Нордмашимпорт" по электронной почте направил в адрес ООО "ППГХО" письмо с пакетом документов и отказом от подписания договора с просьбой не вносить сведения о компании в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель ООО "ППГХО" в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Представители ООО "Нордмашимпорт", ФАС России возражали против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными.
ООО "Нордмашимпорт" представлен письменный отзыв на жалобу.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Федеральной антимонопольной службой издан приказ от 29.09.2017 N 1281/17 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года сведения в отношении ООО "Нордмашимпорт", уклонившегося от заключения договора с ПАО "ППГХО" на поставку аммиака безводного сжиженного на основании заключения комиссии УФАС по Забайкальскому краю от 10.05.2017 по делу N 04-12-2456.
Полагая указанный приказ незаконным, ООО "Нордмашимпорт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.05.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в представленных ему документах и информации фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней, с даты подтверждения этих фактов.
Судами установлено, что ООО "Нордмашимпорт" подало заявку на участие в конкурсе на право заключения договора на поставку аммиака безводного сжиженного.
31.03.2017 опубликован протокол N 3 заседания закупочной комиссии и подведению итогов открытого запроса цен, в котором указано, что ООО "Нордмашимпорт" является единственной компанией, подавшей заявку.
Разделом 19 Извещения о проведении запроса цен урегулирован порядок заключения договора, в том числе с единственным участником запроса цен.
В разделе 19 Извещения указано, что заказчик (ПАО "ППГХО") в течение 3 (трех) рабочих дней со дня размещения протокола заседания закупочной комиссии по подведению итогов запроса цен на официальном сайте и ЭТП должен передать проект договора лицу, с которым заключается договор, а также должен обеспечить получение подтверждения от лица, с которым заключается договор, что данный проект договора таким лицом получен.
Согласно пунктам 15.1, 15.10 проекта договора поставки, размещенного на сайте закупки в сети Интернет, сам договор должен быть заключен в письменной форме в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п. 1 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что заказчик (ПАО "ППГХО") не передал ООО "Нордмашимпорт" проект договора в письменной форме, и следовательно, не получил подтверждения от ООО "Нордмашимпорт", что проект договора получен ООО "Нордмашимпорт".
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что несоблюдение самим заказчиком (ПАО "ППГХО") требований конкурсной документации и условий проекта договора привело к невозможности заключения договора в установленные сроки.
Суды установили, что в действиях ООО "Нордмашимпорт" не имеется признаков уклонения от заключения договора.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали подлежащими удовлетворению заявленные требования о признании недействительным приказа ФАС России от 29.09.2017 N 1281/17 о включении ООО "Нордмашимпорт в реестр недобросовестных поставщиков.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениях действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (часть 5 статьи 201 Кодекса).
Суд, установив незаконность приказа ФАС России от 29.09.2017 N 1281/17 о включении ООО "Нордмашимпорт в реестр недобросовестных поставщиков, правомерно обязал ФАС России исключить ООО "Нордмашимпорт" из реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как противоречащие материалам дела и фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражными судами первой и апелляционной инстанций в процессе рассмотрения спора. Указанные доводы являлись предметом исследования и оценки арбитражных судов, их необоснованность отражена в оспариваемых судебных актах с изложением соответствующих мотивов. Доводы кассационной жалобы фактически дублируют доводы апелляционной жалобы и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.03.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2018 по делу N А40-209581/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
О. В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.