г. Москва |
|
20 сентября 2018 г. |
Дело N А40-170069/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Денисовой Н.Д., Дунаевой Н.Ю.,
при участии в заседании:
от истца - Общество с ограниченной ответственностью "АРТ-АЛЬЯНС АК" - Стаценко А.А. по дов. от 15.08.2017,
от ответчиков: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Клименко Н.А. по дов. от 21.12.2017 N 42384/2017, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился, извещен,
от третьих лиц: Департамент городского имущества г. Москвы - Дубчак Р.В. по дов. от 27.12.2017 N 33-Д-1276/17, Правительство Москвы - Аветисянц Э.Л. по дов. от 05.07.2018 N 4-14-939/8,
рассмотрев 13 сентября 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу - истца общества с ограниченной ответственностью "АРТ-АЛЬЯНС АК" на решение Арбитражного суда города Москвы от 12 февраля 2018 года, принятое судьей Дружининой В.Г., и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2018 года принятое судьями Вигдорчиком Д.Г., Мухиным С.М., Яковлевой Л.Г.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "АРТ-АЛЬЯНС АК"
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
третьи лица: Департамент городского имущества г. Москвы, Правительство г. Москвы
о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АРТ-АЛЬЯНС АК" (далее - ООО "АРТ-АЛЬЯНС АК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее -ФГБУ "ФКП Росреестра") о признании незаконным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" о снятии здания по адресу: г. Москва, ул. Спиридоновка, д. 21, стр. 8 с кадастровым номером 77:01:0001067:1042 с государственного кадастрового учета и об обязании Управления восстановить в государственном кадастре недвижимости запись о здании по адресу: г. Москва, ул. Спиридоновка, д. 21, стр. 8 со статусом "актуальная", о признании незаконным решения Управления о внесении записи о прекращении зарегистрированного права собственности ООО "АРТ-АЛЬЯНС АК" на здание по адресу: г. Москва, ул. Спиридоновка, д. 21, стр. 8 и об обязании Управления восстановить в ЕГРН запись о регистрации права собственности ООО "АРТ-АЛЬЯНС АК" на здание по адресу: г. Москва, ул. Спиридоновка, д. 21, стр. 8 с кадастровым номером 77:01:0001067:1042.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора. привлечены Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) и Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 февраля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2018 года, в удовлетворении исковых требований было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, заявитель обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель указал, что с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо без согласия на то заявителя как собственника спорного объекта недвижимости.
Определением от 21.08.2018 судебное заседание было отложено на 13.09.2018.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители ответчиков и третьих лиц против удовлетворения кассационной жалобы возражали, Правительство Москвы представило письменный отзыв на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела. Отводов составу суда не поступило.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Как было установлено судами и следует из материалов дела, между ООО "АРТ-АЛЬЯНС АК" и Департаментом городского имущества города Москвы был заключен договор от 24.07.2003 N М-01-024273 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 0,1 га с кадастровым номером 77:01:0001067:32 для эксплуатации двухэтажного здания общей площадью 1.464,9 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Спиридоновка, д. 21, стр. 8.
11.01.2017 от Департамента, как от собственника земельного участка, поступило заявление о прекращении права собственности общества на здание в связи со снятием его с кадастрового учета с приложением акта обследования от 14.11.2016, кадастровой выписки о здании от 13.12.2016 N 77/501/16-1444536, подтверждающих гибель объекта недвижимого имущества.
Согласно п. 1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, именно Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим следующие функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Департамента (далее - установленная сфера деятельности):
- функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы;
- предоставление государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений.
Поскольку участок относится к неразграниченным землям, с учетом п. 1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, распоряжение земельным участком осуществляет г. Москва в лице Департамента, который вправе обращаться в орган кадастрового учета с заявлением о прекращением кадастрового учета спорного объекта, что также соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 10.03.2017 N 302-ЭС17-410 по делу N А19-3792/2016.
Таким образом, доводы ООО "АРТ-АЛЬЯНС АК" о том, что с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо, были предметом рассмотрения судов, нашли надлежащую оценку и были правомерно отклонены.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая во внимание, что факты нарушения прав и законных интересов общества, а также нарушения Управлением положений закона судами не установлены, заявление общества удовлетворению не подлежало.
Суды отметили, что в данном случае возложение обязанности внести сведения о правах заявителя на спорное здание нарушит права Департамента как лица, распоряжающегося земельным участком (п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В связи с чем выводы судов о законности решения ФГБУ "ФКП Росреестра" о снятии здания по адресу: г. Москва, ул. Спиридоновка, д. 21, стр. 8 с кадастровым номером 77:01:0001067:1042 с государственного кадастрового учета являются обоснованными.
Выводы судов основаны на результатах оценки доказательств, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах, при этом в силу положений части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд исходил из такой степени достаточности доказательств, которая позволяла сделать однозначный вывод относительно подлежащих установлению по делу обстоятельств.
Нарушений требований процессуального законодательства при сборе и оценке судом доказательств по делу суд кассационной инстанцией не усматривает.
Доводы кассационной жалобы основаны на иной оценке исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, а поэтому они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Переоценка установленных судом первой или апелляционной инстанций обстоятельств и доказательств по делу находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12 февраля 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2018 года по делу N А40-170069/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
Н.Д. Денисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.