город Москва |
|
27 сентября 2018 г. |
Дело N А40-194923/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Голованова Т.А., доверенность от 25.12.2017;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 20 сентября 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "СК Энерго"
на решение от 28 февраля 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Ласкиной С.О.,
на постановление от 29 мая 2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Вигдорчиком Д.Г., Мухиным С.М., Поповым В.И.,
по делу N А40-194923/17
по заявлению ООО "СК Энерго"
об оспаривании приказа
к ФАС России,
третье лицо: Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СК Энерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным приказа ФАС России (далее - антимонопольный орган) от 18.07.2017 N 950/17 "Об отмене постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 27 декабря 2016 года N 243 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2017 год" (далее - Приказ N 950/17).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 февраля 2018 года в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2018 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "СК Энерго" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Суды установили, что срок на обжалование ненормативных актов, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не пропущен.
Согласно положениям части 7 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), принятое им с превышением полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение N 331), Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с пунктом 6.8 Положения N 331, ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право издавать индивидуальные правовые акты по отнесенным к компетенции Службы вопросам, в том числе приказы, определения, постановления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о естественных монополиях и законодательством о рекламе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 утверждены Правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N 123).
В соответствии с пунктом 1 Правил N 123, настоящие Правила определяют порядок отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых с превышением полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики и теплоснабжения, и решений об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения, принятых ими с нарушением законодательства Российской Федерации, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых с превышением переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию либо противоречащих законодательству Российской Федерации в сфере теплоснабжения, и решений, принятых ими в рамках реализации полномочий, переданных им в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), если такие решения противоречат законодательству Российской Федерации (далее - решение).
Пункт 4 Правил N 123 определяет, что основанием для рассмотрения вопроса об отмене тарифного решения органа исполнительной власти субъекта может являться имеющаяся в ФАС России информация о принятии такого решения с превышением установленных законом полномочий. На основании пункта 8 Правил N 123, ФАС России самостоятельно определяет объем необходимых для принятия решения документов и запрашивает их у заинтересованных лиц.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Приказом N 950/17 Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам признан нарушившим законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:
- отменено с 01.08.2017 постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 27.12.2016 N 243 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2017 год";
- предписано Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам установить и ввести в действие с 01.08.2017 единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2017 год;
- об исполнении приказа предписано проинформировать службу в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 3 Приказа N 950/17 решений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Судами установлено, что из письма временно исполняющего обязанности Главы Республики Карелия Парфенчикова А.О. от 27.06.2017 N 6720/02-13/АИ и письма Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 01.06.2017 N 04-30/2022 следует, что предусмотренный действующим законодательством анализ соответствия территориальных сетевых организаций критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям не проводился, что привело к учету в составе необходимой валовой выручки расходов организаций, не соответствующим вышеуказанным критериям.
Согласно абзацу шестому пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), одним из общих принципов организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики является соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
Согласно пункту 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятое им с превышением полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 22 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Правила N 1178), регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. К делу об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней приобщаются экспертное заключение.
В соответствии с пунктом 23 Правил N 1178, экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе: - оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (пункт 1); - анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов (пункт 4); - анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 5).
Учитывая изложенное, отсутствие в экспертном заключении информации, которая достаточно определенно подтверждает экономическую обоснованность расходов гарантирующего поставщика, является нарушением статей 6 и 23 Закона об электроэнергетике и пункта 23 Правил N 1178.
Суды правомерно отклонили доводы заявителя о том, что оспариваемый приказ противоречит законодательству в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 6 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на розничных рынках, регулирование которых предусмотрено Законом об электроэнергетике, устанавливаются на год федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей (покупателей) с учетом региональных и иных особенностей. При установлении указанных предельных уровней цен (тарифов) учитываются долгосрочные тарифы, установленные для субъектов электроэнергетики, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и (или) долгосрочные параметры регулирования деятельности соответствующих организаций.
При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов).
В силу пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81 (1) Основ ценообразования на долгосрочный период или очередной год.
Согласно пункту 81 Основ ценообразования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы.
Согласно пункту 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятое им с превышением полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом в соответствии с пунктом 10 Правил N 123, по итогам рассмотрения вопроса об отмене решения может быть принято решение об отмене (в части или в целом) решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Согласно пункту 6 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, в случае изменения предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов менее чем за один календарный месяц до начала очередного финансового года или в течение периода действия указанных предельных уровней цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимают решения об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в соответствии с измененными предельными уровнями и приводят свои ранее принятые решения об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в соответствие с решениями об изменении указанных предельных уровней цен (тарифов) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как указано в пункте 6 Административного регламента исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации, утвержденного приказом ФСТ РФ от 26.01.2012 N 23-э (далее - Административный регламент), государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов, надбавок) осуществляется на предмет соблюдения субъектами контроля требований, установленных также другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, по установлению цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности.
Среди перечня документов, подготавливаемых по результатам исполнения государственной функции указаны приказы об отмене решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения. Соответственно, получателями результатов исполнения государственной функции являются в том числе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 16 Административного регламента).
Пунктом 112 Административного регламента предусмотрено, что выявление по результатам систематического наблюдения и анализа или по результатам проверки нарушений требований законодательства Российской Федерации является основанием для рассмотрения вопроса о принятии приказа об отмене, что и было сделано ФАС России.
В рамках настоящего дела приказом ФАС России отменено постановление Комитета Республики Карелия, на последнего возложена соответствующая обязанность. Указанное обстоятельство могло бы свидетельствовать о возможном нарушении прав Комитета Республики Карелия. При этом судами учтено, что соответствующее заявление от Комитета в суд не подано.
Отменяя постановления органа тарифного регулирования субъекта, ФАС России в Приказе N 950/17 не указала, какое тарифное решение должно быть принято в отношении общества.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что принятие решения об удовлетворении заявленных обществом требований не приведет к восстановлению каких-либо прав заявителя. Соответственно, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии нарушений прав заявителя, что лишило заявителя фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 февраля 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2018 года по делу N А40-194923/17 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "СК Энерго" - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "СК Энерго" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.500 (одна тысяча пятьсот) рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.