город Москва |
|
02 октября 2018 г. |
Дело N А40-188287/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Черников В.Н., доверенность от 16.07.2018;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: Васильева Д.В., доверенность от 24.09.2018;
рассмотрев 25 сентября 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - УФК по г. Москве
на решение от 25 января 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Уточкиным И.Н.,
на постановление от 02 апреля 2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., Суминой О.С.,
по делу N А40-188287/17
по заявлению НИТУ "МИСиС"
об оспаривании постановления
к УФК по г. Москве,
третье лицо: Замоскворецкая межрайонная прокуратура г. Москвы,
УСТАНОВИЛ:
НИТУ "МИСиС" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к УФК по г. Москве об оспаривании постановления от 21.09.2017 N 73-35-12/22666-2 о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Замоскворецкая межрайонная прокуратура г. Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 января 2018 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 апреля 2018 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, УФК по г. Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель третьего лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно статье 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания относятся к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственным (муниципальным) заданием признается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Пунктом 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что государственное (муниципальное) задание должно содержать: показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ); порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения; требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением (пункт 2 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (абзац 2 пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях), автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
В силу частей 1, 2 статьи 4 Закона об автономных учреждениях, основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.
Исходя из положений абзаца 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с частью 4 статьи 4 Закона об автономных учреждениях, финансовое обеспечение указанной в частях 1, 2 статьи 4 данного Закона об автономных учреждениях деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.
Условия и порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 5 статьи 4 Закона об автономных учреждениях).
В соответствии с пунктом 6.10 устава НИТУ "МИСиС", финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в виде субсидий из федерального бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 4 Закона об автономных учреждениях, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (далее - Порядок N 640) (действующим на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) утверждено Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания (далее - Положение).
Согласно пункту 39 Положения, финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным бюджетным или автономным учреждением осуществляется путем предоставления субсидии (пункт 39 Положения).
Согласно пункту 44 Положения, предоставление федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, с федеральным бюджетным или автономным учреждением. Соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.
Минобрнауки России утверждено государственное задание N 5 на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов НИТУ "МИСиС" (далее - Государственное задание N 5), в том числе на выполнение работ "Организация проведения общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики" (раздел 3), согласно которому одним из показателей, характеризующих объемы работ указан показатель качества работы "Модернизация научно-образовательной инфраструктуры и объектов социальной инфраструктуры, ориентированных на поддержку высокого качества образовательного процесса" с количеством мероприятий в 2016 году - 1 единица (уникальный номер реестровой записи 771053913577100100111Г67100000000000001100101).
В целях финансового обеспечения выполнения государственного задания между Минобрнауки России и НИТУ "МИСиС" заключено соглашение от 11.01.2016 N 16.1.18.0166.01 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ).
Неотъемлемой частью соглашения является график перечисления субсидий учреждению на сумму доведенного государственного задания.
В соответствии с принятыми обязательствами Минобрнауки России по соглашению в течение 2016 года перечислены субсидии на лицевой счет учреждения.
Распоряжением от 22.08.2016 N Р-416 "О включении в государственное задание на 2016 год НИТУ "МИСиС" работы по организации общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики (в целях модернизации научно-образовательной инфраструктуры, а также объектов социальной инфраструктуры, ориентированных на поддержку высокого качества образовательного процесса) и установлении объема ее обеспечения" (далее - Распоряжение N Р-416), в соответствии с протоколом заседания комиссии Министерства по принятию решений о включении в государственное задание подведомственным Министерству учреждениям работ в сфере образования и молодежной политики и определению объема субсидии на их финансовое обеспечение от 19.08.2016 N АП-45/18пр включены в государственное задание на 2016 год работа по организации общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики (в целях модернизации научно-образовательной инфраструктуры, а также объектов социальной инфраструктуры, ориентированных на поддержку высокого качества образовательного процесса) по предложению Департамента управления сетью подведомственных организаций.
Пунктом 2 Распоряжения N Р-416 установлен объем финансового обеспечения выполнения работ учреждением на основании представленного Департаментом управления сетью подведомственных организаций финансово-экономического обоснования.
Согласно пункту 3 Распоряжения N Р-416, Департаменту финансов организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки поручено обеспечить утверждение нового государственного задания, внесение изменения в соглашение на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и доведение соответствующего объема финансового обеспечения до учреждения.
23.08.2016 заместителем Министра образования и науки Российской Федерации утверждено Государственное задание N 5.
Согласно разделу 3 на странице 44 Государственного задания N 5, наименование работы: организация проведения общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики. Уникальный номер реестровой записи: 771053913577100100111Г67100000000000001100101. Наименование показателя: Количество мероприятий. Описание работы: Модернизация научно-образовательной инфраструктуры, а также объектов социальной инфраструктуры, ориентированных на поддержку высокого качества образовательного процесса. Значения показателя качества работы: 2016 (очередной финансовый год) - 1; 2017 (1-й год планового периода) - 0; 2018 (2-й год планового периода) - 0.
Согласно пункту 3 части 3 "прочие сведения о государственном задании" Государственного задания N 5, порядок контроля за выполнением государственного задания. Форма контроля: камеральная проверка. Периодичность: по мере поступления отчетности о выполнении государственного задания. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за выполнением государственного задания: Минобрнауки России.
Во исполнение Распоряжения N Р-416, в соответствии с Планом мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности (дорожная карта), создание инфраструктуры университета, отвечающей современным требованиям (СИ 8), между Минобрнауки России и НИТУ "МИСиС" заключены к соглашению дополнения от 31.08.2016 N 2, от 19.09.2016 N 3, от 18.10.2016 N 4, от 14.12.2016 N 5 об увеличении размера субсидии НИТУ "МИСиС" и внесении соответствующих изменений в график перечисления субсидии, приложение к соглашению.
Об исполнении Государственного задания N 5, его раздела 3, наименование работ: модернизация научно-образовательной инфраструктуры, а также объектов социальной инфраструктуры, ориентированных на поддержку высокого качества образовательного процесса, учреждение систематически представляло в Минобрнауки России соответствующие отчеты об освоении дополнительных бюджетных средств, выделенных в соответствии с распоряжением Минобрнауки России на модернизацию научно-образовательной инфраструктуры, а также объектов социальной инфраструктуры, ориентированных на поддержку высокого качества образовательного процесса, содержащие в подробном и полном виде следующую информацию: наименование объекта, адрес, мероприятия (виды работ), объем субсидии (тыс. руб.), реквизиты контрактов, подрядчик, объем выполненных работ (%), объем освоенной субсидии (тыс. руб., %), плановый срок окончания работ, предписания надзорных органов, устраненные в связи с проведением ремонтных работ, по состоянию на ноябрь 2016 года, 31.01.2017, 01.04.2017, 01.07.2017.
Все вышеперечисленные отчеты приняты Минобрнаукой России без возражений и (или) замечаний по порядку использования выделенных денежных средств.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что данные обстоятельства подтверждают, что Минобрнаукой России согласованы (утверждены) вышеуказанные мероприятия (виды работ) в качестве основания для выделения субсидии, в том числе денежные средства были выделены именно для производства указанных конкретных мероприятий (видов работ), то есть указанные мероприятия (виды работ) были признаны главным распорядителем бюджетных средств - Минобрнауки России направленными на модернизацию научно-образовательной инфраструктуры, а также объектов социальной инфраструктуры, ориентированных на поддержку высокого качества образовательного процесса.
Суды первой и апелляционной инстанций отметили, что по мнению административного органа, выполненные работы не соответствуют целям государственного задания, что свидетельствует о нарушении заявителем требований пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 44 Порядка N 640, пункта 2.3.1 соглашения от 11.01.2016 N 16.1.18.0166.01 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг, положений Распоряжения N Р-416.
В связи с чем, оспариваемым постановлением от 21.09.2017 N 73-35-12/22666-2 на основании постановления Замоскворецкой межрайонной прокуратуры г. Москвы о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.07.2017 учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Признавая по заявлению учреждения указанное постановление незаконным, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из недоказанности в действиях учреждения состава вменяемого ему административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 12% суммы полученной субсидии.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6, 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Пункт 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит обязательные условия предоставления субсидий.
В рассматриваемом случае административным органом немотивированно, какие именно мероприятия (виды работ) учреждение имело право выполнять в рамках "модернизации" в соответствии с Распоряжением N Р-416.
Между тем, модернизация научно-образовательной структуры университета, в соответствии с требованиями законов и нормативных правовых актов об образовании, в том числе, предполагает развитие материальной и технической базы, ремонт помещений, лабораторий и др., создание среды, обеспечивающей уровень конкурентоспособного образования.
Как обоснованно отмечено судами, в тексте обжалуемого постановления не установлено и не содержится сведений, какие именно выполненные мероприятия (работы), какие суммы, не соответствуют условиям Государственного задания N 5, и отсутствует соответствующая мотивировка указанным обстоятельствам, не установлено и не мотивировано, какие именно договоры (с указанием их реквизитов, сторон) заключены учреждением с нарушениями, равно как и не мотивированы основания, согласно которым штраф составил 8.000.000 руб.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что у административного органа отсутствовали правовые основания для квалификации действий учреждения по части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 января 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 апреля 2018 года по делу N А40-188287/17 оставить без изменения, кассационную жалобу УФК по г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.