г. Москва |
|
3 октября 2018 г. |
Дело N А41-63623/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ЗАО "ДВМ Группа": Кувшинов А.Г.доверенность от 10.09.2018
от заинтересованного лица по делу - Администрации городского округа Красноармейск Московской области - Неудахина О.И., по доверенности от 20.08.2018,
от третьего лица по делу - Министерство строительного комплекса Московской области: Шамсутдинова Э.Х., по доверенности от 20.11.2017 N 105,
от третьего лица по делу - Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев 03 октября 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Красноармейск Московской области
на решение от 19.10.2017
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Бирюковым Р. Ш.,
на постановление от 09.06.2018
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Иевлевым П. А., Диаковской Н. В., Марченковой Н. В.,
по заявлению закрытого акционерного общества "ДВМ Группа"
к Администрации городского округа Красноармейск Московской области
третьи лица: Министерство строительного комплекса Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области
об оспаривании бездействия
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "ДВМ ГРУППА" (далее - ЗАО "ДВМ Группа", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Красноармейск Московской области (далее - заинтересованное лицо), в котором просит суд:
- признать незаконным бездействие Администрации городского округа Красноармейск Московской области, выразившееся в отказе от проведения публичных слушаний и принятия соответствующего решения по вопросу утверждения проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной набережной р. Воря ул. 1-я Парковая, ул. Клубная, ул. Академика Янгеля городского округа Красноармейск Московской области, в соответствии с договором развития застроенной территории N 277 от 15.11.2013 года;
- обязать Администрацию городского округа Красноармейск Московской области провести публичные слушания и принять соответствующее решение по вопросу утверждения проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной набережной р. Воря ул. 1-я Парковая, ул. Клубная, ул. Академика Янгеля городского округа Красноармейск Московской области.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены Министерство строительного комплекса Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 октября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Десятого апелляционного суда от 09 июня 2018 года, заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить по причине неправильного применения норм права.
В обоснование своей кассационной жалобы Администрация ссылается на неправильное применение судами норм материального права.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В заседании кассационной инстанции представитель кассатора поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, не явилось, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, 15.11.2013 года между Администрацией городского округа Красноармейск Московской области и ЗАО "ДВМ Групп" заключен Договор о развитии застроенной территории, предметом которого является развитие застроенной территории, ограниченной набережной р. Воря ул. 1-я Парковая, ул. Клубная, ул. Академика Янгеля городского округа Красноармейск Московской области, площадью 74 га, обозначенной на Схеме границ застроенной территории.
Суды указывают, в соответствии с пунктом 3.5.2 Договора о развитии застроенной территории инвестор (заявитель) обязан в срок, не позднее 6 месяцев с даты оформления протокола о результатах аукциона подготовить проект планировки территории, включая проект межевания территории.
Согласно пункту 4.1 Договора о развитии застроенной территории, данный договор вступает в силу с момента его подписания и заключен сроком на 5 лет.
26.05.2014 года ЗАО "ДМВ Группа" направило в адрес Главы городского округа Красноармейск Московской области письмо, к которому приложило проект планировки и проект межевания застроенной территории, и просило оказать содействие в организации и проведении публичных слушаний.
16.03.2017 года ЗАО "ДМВ Группа" повторно обратилось к заинтересованному лицу, в котором просило провести публичные слушания по вопросу рассмотрения проекта межевания и проекта планировки застроенной территории, ограниченной набережной р. Воря ул. 1-я Парковая, ул. Клубная, ул. Академика Янгеля городского округа Красноармейск Московской области, с целью последующего включения данной территории в генеральный план городского округа Красноармейск.
Письмом от 29.03.2017 года за исходящим номером 118Исх-984 Администрация городского округа Красноармейск отказала в проведении публичных слушаний по вопросу проекта межевания и по вопросу рассмотрения проекта межевания и проекта планировки территории в рамках договора о развитии застроенной территории от 15.11.2013 года.
Посчитав, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в суд с настоящими требованиями.
Частично удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции признали их обоснованными ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Согласно части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ, видами документации по планировке территории являются:
1) проект планировки территории;
2) проект межевания территории.
При этом проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 6 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ).
В силу части 1 статьи 41.1 Градостроительного кодекса РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для:
- определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;
- установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
В соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории.
Согласно части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ, проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Случаи, когда публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся предусмотрены частью 5.1 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ.
Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 6 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с частью 11 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ, срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Судами верно указано, что статьей 8.2 Градостроительного кодекса РФ, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Судами установлено, что на территории Московской области на основании Закона Московской области от 24.07.2014 года N 106/2014-ОЗ перераспределены полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти Московской области, в соответствии с которыми с 01.01.2015 Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов по утверждению проекта планировки территории.
В соответствии с подп. 2 пункта 13.1 Положения о Министерстве строительного комплекса Московской области. Утвержденного постановлением Правительства Московской области от 03.10.2013 года N 786/44 (с изменениями от 31.10.2014 года) к полномочиям министерства отнесены вопросы по утверждению документации по планировке территории.
Порядок принятия решения об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории в Московской области, утвержден постановлением Правительства Московской области от 30.12.2016 года N 1026/47 в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ, законодательства Московской области следует, что лица, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, на территории Московской области самостоятельно принимают решение о разработке документации по планировке территории, готовят данную документацию, обращаются в соответствующие органы местного самоуправления с заявлением о проведении публичных слушаний по проекту планировки территории, а после их проведения обращаются в Министерство строительного комплекса Московской области с заявлением об утверждении проекта планировки территории.
Кассационная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что требования заявителя об обязании заинтересованное лицо принять решение по итогам публичных слушаний по утверждению проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной набережной р. Воря ул. 1-я Парковая, ул. Клубная, ул. Академика Янгеля городского округа Красноармейск Московской области, удовлетворению не подлежат, поскольку предъявлены к ненадлежащему лицу.
Судами установлено, что администрация городского округа Красноармейск, отказывая обществу в проведении публичных слушаний, ссылается на то, что договор о развитии застроенной территории от 15.11.2013 года прекратил свое действие. В обоснование данных доводов заинтересованное лицо ссылается на то, что Администрация направила в адрес ЗАО "ДВМ группа" уведомление от 13.02.2015 года, о намерении отказаться от исполнения договора развития застроенной территории от 15.11.2013 N 277 в связи с неисполнением инвестором обязанностей, предусмотренных подпунктами 3.5.1, 3.5.2, 3.5.4, 3.5.5, 3.5.6., 3.5.7, 3.5.8 договора.
По истечении девяностодневного срока Администрации городского округа Красноармейск Московской направила в адрес ЗАО "ДВМ группа" уведомление от 29.06.2015 N 118исх-3001 о расторжении договора, чем подтвердила односторонний отказ от исполнения данного договора.
Судами обоснованно указано, что решением Арбитражного суда Московской области от 24.10.2016 года по делу N А41-75133/15, вступившего в законную силу, признаны незаконными действия Администрации городского округа Красноармейск Московской области по расторжению договора N 277 о развитии застроенной территории от 15.11.2013 года.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судами сделан правильный вывод о том, что договор о развитии застроенной территории от 15.11.2013 года N 277 является в настоящее время действующим, в связи с чем, отказ заинтересованного лица в проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории со ссылкой на то, что договор о развитии застроенной территории прекратил свое действие, является незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судами верно установлено, что в нарушение указанных положений заинтересованное лицо не представило доказательств законности отказа в проведении публичных слушаний по вопросу проекта межевания и по вопросу рассмотрения проекта межевания и проекта планировки территории в рамках договора о развитии застроенной территории от 15.11.2013 года.
Судами также установлено, что решением Арбитражного суда Московской области от 24.10.2016 года, оставленным без изменения Постановлением Десятого Арбитражного апелляционного суда от 20.02.2017 года и Постановлением арбитражного суда Московского округа от 15.09.2017 года по делу N А41-75133/2015 действия Администрации по одностороннему расторжению договора о развитии застроенной территории N 277 от 15.11.2013 года - признаны незаконными.
Судами верно отмечено, что у Администрации не имелось законных оснований для расторжения Договора в одностороннем порядке.
Таким образом, с учетом признания вступившим в законную силу судебным актом, незаконными действий Администрации городского округа Красноармейск Московской области по расторжению договора N 277 о развитии застроенной территории от 15.11.2013, а также установление судом в рамках дела N А41-75133/2015 с участием тех же лиц, что неисполнение ЗАО "ДВМ группа" обязательства по договору о развитии застроенной территории от 15.11.2013 N 277 обусловлено ненадлежащим исполнением обязательств ответчиком (Администрацией), суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении требований, заявленных по настоящему делу.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что не имеется законных оснований для того, чтобы считать договор о развитии застроенной территории N 277 от 15.11.2013 г. расторгнутым и для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации городского округа Красноармейск Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19.10.2017 года по делу N А41-63623/2017.
Кассационная коллегия считает выводы судов о наличии совокупности необходимых условий для частичного удовлетворения заявленных требований обоснованными.
Все доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 19 октября 2017 года и Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 июня 2018 года по делу N А40-63623/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.