г. Москва |
|
09 октября 2018 г. |
Дело N А40-105880/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Буяновой Н.В.
судей: Анциферовой О.В., Дербенёва А.А.
при участии в заседании:
от АО "Самаранефтегаз": Галактионовой О.А. (дов. от 01.01.2018), Цыба А.В. (дов. от 12.12.2016);
от МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1: Хузиной Г.М. (дов. от 23.11.2017), Князевой О.Н. (дов. от 23.10.2017); Юдина С.В. (по дов. от 04.05.2018); Водовозова А.А. (по дов. от 01.10.2018);
рассмотрев 02 октября 2018 года в открытом судебном заседании кассационные жалобы МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 и АО "Самаранефтегаз" на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2017, принятое судьей Лариным М.В. на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2018, принятое судьями Суминой О.С., Марковой Т.Т., Кочешковой М.В.
по заявлению АО "Самаранефтегаз"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании недействительными решений
УСТАНОВИЛ:
АО "Самаранефтегаз" (далее - налогоплательщик, общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительными следующих ненормативных актов, вынесенных МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - инспекция): решений от 28.11.2016 N 52-16-15/2803, N 52-16-15/2804, N 52-16-15/2805, N 52-16-15/2806, N 52-16-15/2807, N 52-16-15/2808, N 52-16-15/2809, N52-16-15/2810, N 52-16-15/2811 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; решений от 28.11.2016 N 52-16-15/1369, N 52-16-15/1370, N 52-16-15/1371 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24 ноября 2017 года признаны недействительными решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.11.2016 N 52-16-15/2803 в части недоимки по НДПИ за январь 2013 года в размер 2 860 244 руб., соответствующих пеней, N 52-16-15/2804 в части недоимки по НДПИ за февраль 2013 года в размер 2 482 800 р., соответствующих пеней, N 52-16-15/2805 в части недоимки по НДПИ за март 2013 года в размер 2 083 055 руб., соответствующих пеней, N 52-16-15/2806 в части недоимки по НДПИ за апрель 2013 года в размер 2 317 726 руб., соответствующих пеней, N 52-16-15/2807 в части недоимки по НДПИ за май 2013 года в размер 3 215 635 руб., соответствующих пеней, N 52-16-15/2808 в части недоимки по НДПИ за июнь 2013 года в размер 2 659 338 руб., соответствующих пеней, N 52-16-15/2809 в части недоимки по НДПИ за июль 2013 года в размер 3 374 524 руб., соответствующих пеней, N 52-16-15/2810 в части недоимки по НДПИ за август 2013 года в размер 3 595 108 руб., соответствующих пеней, N 52-16-15/2811 в части недоимки по НДПИ за сентябрь 2013 года в размер 3 733 464 руб., соответствующих пеней, решения привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.11.2016 N 52-16-15/1369 в части недоимки по НДПИ за октябрь 2013 года в размер 3 656 226 руб., соответствующих пеней и штрафа, N 52-16-15/1370 в части недоимки по НДПИ за ноябрь 2013 года в размере 3 731 535 руб., соответствующих пеней и штрафа, N 52-16-15/1371 в части недоимки по НДПИ за декабрь 2013 года в размер 4 728 910 руб., соответствующих пеней и штрафа, как несоответствующие НК РФ. В остальной части отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля.2018 года решение суда первой инстанции изменено в части признания решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 28.11.2016 N 52-16-15/1370 недействительным в части расчета налога в размере 222 103 руб. (4 311 877 руб. - 4 089 775 руб.) по налоговому периоду ноябрь 2013 года и в части признания решения от 28.11.2016 N 52-16-15/1371 недействительным в части расчета налога в размере 204 041 руб. (3 963 246 руб. - 3 759 205 руб.) по налоговому периоду декабрь 2013 года, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, АО "Самаранефтегаз", а также МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1 обратились с кассационными жалобами.
АО "Самаранефтегаз" в кассационной жалобе просит решение и постановление отменить в части отказа в удовлетворении заявления общества, направить дело в указанной части на новое рассмотрение. Не соглашаясь с выводом судов о том, что для целей налогообложения под участком недр следует понимать территорию, границы которой установлены в лицензии на право пользования недрами, общество ссылается на то, что из толкования Закона о недрах следует, что под конкретным участком недр, в том числе для целей налогообложения, следует понимать именно геометризированный блок, который предоставлен пользователю в виде горного отвода.
МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1 возразила против удовлетворения кассационной жалобы общества. Поддерживая свою жалобу, налоговый орган указал на то, что вывод судов о том, что основания для применения положений абз. 7 п. 5 ст. 342 НК РФ и расчета коэффициента Кз исходя из объема начальных извлекаемых запасов Vз, определенных по данным экспертного заключения, а не данных государственного баланса на 01.01.2012, сделан при неправильном применении п. 5 ст. 342 НК РФ. По мнению налогового органа, расчет коэффициента Кз по формуле, приведенной в абз. 3 п. 5 ст. 342 НК РФ, производится с учетом оперативного изменения состояния запасов полезных ископаемых в результате геологоразведочных работ с даты постановки запасов нефти на государственный баланс запасов полезных ископаемых по такому участку недр.
Обсудив доводы кассационных жалоб, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
По делу установлено, что инспекция проводила камеральные проверки представленных обществом 22.03.2016 уточненных деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за январь - декабрь 2013 года.
По результатам проверок вынесены обжалуемые решения о начислении налога, пени, по отдельным решениям также штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ.
Одним из оснований для начисления явилось неправильное, по мнению налогового органа, применение налогоплательщиком коэффициента, характеризующего величину запасов конкретного участка недр (Кз), поскольку данный коэффициент налогоплательщик исчислил отдельно по каждому поднятию Заграничного участка. Налоговый орган полагает, что для исчисления Кз следовало суммировать запасы всех поднятий, расположенных в пределах Заграничного участка.
Спор основан на толковании понятия "конкретный участок недр", приведенного в пп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ.
Отказывая в удовлетворении требований налогоплательщика, суды согласились с доводами налогового органа о необходимости суммирования запасов всех поднятий в пределах Заграничного участка, посчитав его тем участком недр, с которым законодатель связывает обязанность налогоплательщика определить степень выработанности.
Данный вывод основан на правильном применении норм права.
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 342 НК РФ (в редакции, действующей в 2013 году) налогообложение осуществляется по налоговой ставке 470 рублей за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на различные коэффициенты, в том числе на коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз).
Учитывая отсутствие в налоговом законодательстве до 01.01.2017 определения термина "участок недр" в силу статьи 11 НК РФ необходимо обратиться к отраслевому законодательству, то есть к Закону о недрах.
Согласно абз. 1 ст. 7 Закона в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода (абз. 5 ст. 7 Закона).
Соответственно, участок недр в силу указанных выше положений статьи 7 Закона предоставляется недропользователю либо в виде горного отвода, либо в виде геологического отвода. При этом, оформление впоследствии уточненных границ горных отводов, указанных в горноотводных актах, не изменяют предоставленные в соответствии с лицензией границы участков недр.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона лицензия на право пользования недрами в качестве неотъемлемой составной части содержит указание границ участка недр, предоставляемого в пользование.
Следовательно, лицензия является документом, закрепляющим фундаментальное право недропользователя по ведению добычи и проведению геологических работ на участке недр и определяющим территорию, на которой предоставляемые права осуществляются.
В свою очередь, оформляемые впоследствии горноотводные акты, на которые ссылается налогоплательщик, как на определяющие границы участка недр, имеют специальное назначение, связанное не с удостоверением прав недропользователей в отношении предоставляемого участка недр, а с соблюдением требований безопасного ведения работ при недропользовании, что подтверждается следующим.
Согласно Инструкции, утвержденной постановлением Федерального горнопромышленного надзора от 11.09.1996 N 35 (далее - Инструкция) при определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения нефти, газа или теплоэнергетических вод, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
В свою очередь, фиксация границ участка недр в соответствии с лицензией на право пользования недрами на нормативном уровне не ставится в зависимость от каких-либо географических особенностей, либо территориального расположения месторождений и других объектов разработки.
В связи с этим, оформление горноотводных актов не может изменять или дополнять границы участка недр, установленного в лицензии до тех пор, пока соответствующие изменения не внесены, соответственно, в саму лицензию на право пользования недрами и в лицензионное соглашение.
Для подобной процедуры (изменение границ участка недр) предусмотрен специальный порядок, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429 "Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование", который соблюден обществом не был.
Судами также учтено, что территориальные подразделения Ростехнадзора, занимающиеся оформлением границ горного отвода и утверждением горноотводных актов, не уполномочены устанавливать границы участка недр.
Таким образом, горноотводные акты не могут удостоверять границы участка недр в силу того, что такие документы оформляются и выдаются органами государственной власти, не имеющими полномочий в части удостоверения границ участка недр.
Следовательно, для целей налогообложения под участком недр следует понимать территорию, границы которой установлены в лицензии на право пользования недрами.
Доводы налогоплательщика о необходимости определения Кз отдельно по каждому поднятию основаны на неправильном толковании закона и подлежат отклонению.
Другим основанием для начисления налога явилось то, что налогоплательщик при определении Кз учел данные государственного баланса запасов полезных ископаемых по Байкальскому месторождению Байкальского участка недр по состоянию на 01.01.2012 (абз. 5 п.5 ст. 342 НК РФ). По мнению налогового органа, Кз следовало определять с учетом изменений, утвержденных в государственном балансе полезных ископаемых на основании протокола Роснедр от 22.11.2012 (абз.7 п. 5 ст. 342 НК РФ).
Не соглашаясь с доводами налогового органа, суды обоснованно исходили из отсутствия оснований для применения положений абз.7 п. 5 ст. 342 НК РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 342 НК РФ коэффициент Кз, характеризующий величину запасов конкретного участка недр, определяется следующим образом.
В случае, если величина начальных извлекаемых запасов нефти (Vз) по конкретному участку недр меньше 5 млн. тонн и степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр, определяемая в порядке, установленном пунктом 3 статьи 342.5 НК РФ, меньше или равна 0,05, коэффициент Кз рассчитывается по следующей формуле:
Кз = 0,125 x Vз + 0,375, где Vз - начальные извлекаемые запасы нефти в млн. тонн с точностью до 3-го знака после запятой, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти и определяемые как сумма извлекаемых запасов категорий A, B, C1 и C2 на 1 января года, предшествующего году налогового периода, и накопленной добычи с начала разработки конкретного участка недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода.
Степень выработанности запасов конкретного участка недр (Свз), лицензия на право пользования которым предоставлена до 1 января 2012 года, определяется по состоянию на 1 января 2012 года на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в 2011 году, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N ) на начальные извлекаемые запасы нефти (Vз) конкретного участка недр.
Степень выработанности запасов конкретного участка недр (Свз), лицензия на право пользования которым предоставлена начиная с 1 января 2012 года, определяется по состоянию на 1 января года, в котором предоставлена лицензия на право пользования недрами, на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году получения лицензии на право пользования недрами, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N ) на начальные извлекаемые запасы нефти (Vз) конкретного участка недр.
Заявитель, имеющий лицензии на право пользования Байкальским и Фатеевским участками недр, для целей расчета коэффициента Кз определял размер начальных извлекаемых запасов нефти (Vз) на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2012, как предписано абз. 5 п. 5 ст. 342 НК РФ.
Положение абзаца 7 пункта 5 статьи 342 НК РФ, на которые ссылается налоговый орган, в данном случае не применяется, поскольку установленные им правила применяются только, если запасы нефти впервые поставлены на государственный баланс в году предшествующем году налогового периода или в году налогового периода.
Доводы кассационной жалобы налогового органа основаны на неправильном применении закона и подлежат отклонению.
С учетом изложенного оснований для отмены cудебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2018 по делу N А40-105880/17 - оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.В. Буянова |
Судьи |
О.В. Анциферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.