город Москва |
|
09 октября 2018 г. |
Дело N А40-76964/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Ожиганова М.А., доверенность от 06.09.2016;
от заинтересованного лица: Иманов Ф.М., доверенность от 27.09.2018;
рассмотрев 02 октября 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - ООО Фирма "Эстполь 1"
на решение от 24 мая 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Полукаровым А.В.,
на постановление от 11 июля 2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Румянцевым П.В., Красновой Т.Б., Захаровым С.Л.,
по делу N А40-76964/18
по заявлению Департамента торговли и услуг города Москвы
о привлечении к административной ответственности
к ООО Фирма "Эстполь 1",
УСТАНОВИЛ:
Департамент торговли и услуг города Москвы (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО Фирма "Эстполь 1" (далее - общество) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за оборот алкогольной продукции с нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
Решением от 24 мая 2018 года Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные требования и назначил обществу административное наказание в виде штрафа в размере 3.000.000 руб. с конфискацией спиртосодержащей продукции, изъятой в ходе проведения проверки, перечисленной в описи к протоколу изъятия вещей и документов от 26.01.2018 в количестве 614 единиц, находящейся на хранении по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д. 43, корп. 2.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2018 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО Фирма "Эстполь 1" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в случае если судебная коллегия суда кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы придет к заключению, что в действиях ООО Фирма "Эстполь 1" имеется состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, то заменить наказание в виде штрафа предупреждением, не применять конфискацию спиртосодержащей продукции, изъятой в ходе проведения проверки, перечисленной в описи к протоколу изъятия вещей и документов от 26.01.2018 в количестве 614 единиц, находящейся на хранении по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д. 43, корп. 2.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 26.01.2018 в соответствии с имеющимися полномочиями, должностными лицами Департамента в ходе проведения мероприятий по пресечению незаконной торговли алкогольной продукцией, в ходе которых выявлено, что в магазине, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Борисовские пруды, д. 38, обнаружен факт оборота алкогольной продукции без соответствующей лицензии, зафиксированный в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу/индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 26.01.2018.
Согласно протоколу, в магазине "продукты", принадлежащем обществу, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Борисовские пруды, д. 38, в торговом зале на стеллажах, витринах осуществляется оборот (хранение) алкогольной продукции в широком ассортименте. На стеллажах, витринах торгового зала хранилась алкогольная продукция в широком ассортименте без соответствующей лицензии на каждую единицу продукции.
Суды установили, что из содержания протокола от 26.01.2018 следует, что указанный протокол составлен в присутствии продавца-кассира ООО Фирма "Эстполь 1" Амирхановой Г.Б. и двух понятых. При этом в реестре АИС "Мослицензия" сведения о наличии лицензии ООО Фирма "Эстполь 1" отсутствуют.
В целях пресечения административного правонарушения и в связи с невозможностью обеспечить сохранность алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, на основании пункта 4 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ, должностным лицом Департамента применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении - изъятие, о чем в присутствии двух понятых и продавца-кассира ООО Фирма "Эстполь 1" составлен протокол изъятия от 26.01.2018 с составлением описи алкогольной продукции к протоколу изъятия вещей.
Привлекая общество к административной ответственности, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
В силу части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В соответствии со статьей 18 Федерального закона N 171-ФЗ, лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Лицензии выдаются на осуществление розничной продажи алкогольной продукции. Лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции, указанному в статье 2 настоящего Федерального закона.
Исходя из пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
Под оборотом этилового спирта согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ, понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ, в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии лицензиат имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.17 КоАП РФ, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушения выражается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ, алкогольная продукция - это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
Исходя из пункта 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ, хранение алкогольной продукции также подпадает под понятие "оборот" алкогольной продукции, исходя из чего, осуществляя хранение алкогольной продукции, ответчик осуществил ее оборот при отсутствии соответствующей лицензии, тем самым совершив административное правонарушение по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Суды установили, что факт совершения ООО Фирма "Эстполь 1" административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, доказан, подтверждается материалами административного дела, в том числе протоколом об административном правонарушении, фотоматериалами и иными материалами, вина данного общества в совершении вменяемого ему правонарушения установлена.
Доводы общества о том, что его представители были лишены возможности участвовать в судебном заседании обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции как не подтвержденные соответствующими доказательствами.
Довод общества о замене назначенного ему административного наказания в виде штрафа предупреждением, поскольку общество является субъектом малого предпринимательства, обоснованно отклонен, с учетом назначения обществу штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что при таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24 мая 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2018 года по делу N А40-76964/18 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО Фирма "Эстполь 1" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.