Москва |
|
10 октября 2018 г. |
Дело N А40-123118/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной,
судей Ворониной Е.Ю., Завирюха Л.В.,
при участии в заседании:
от истца - Евсеев ДН, дов. от 15.09.2018,
от ответчиков: от Воронежской области в лице Департамента Финансов Воронежской области - Квашин МВ, дов. от 10.01.2018,
от третьих лиц -
рассмотрев 04 октября 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Воронежский завод растительных масел"
на решение от 27 февраля 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей О.В. Каменской,
на постановление от 26 июня 2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Г.Н. Поповой, Б.С. Векличем, Т.Ю. Левиной,
по делу N А40-123118/2017,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Воронежский завод растительных масел"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Воронежской области в лице Департамента финансов Воронежской области
о взыскании убытков, процентов,
третьи лица: УФК по Воронежской области, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Департамент аграрной политики Воронежской области
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Воронежский завод растительных масел" (далее - ООО "ВЗРМ", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) за счет казны Российской Федерации убытков в виде некомпенсированных затрат по уплате процентов по краткосрочному кредиту, оформленному договором открытия кредитной линии от 16.09.2015 N ВКЛ-2661, в сумме 16 485 560 руб., о взыскании с Воронежской области в лице Департамента финансов Воронежской области (далее - департамент) за счет казны Воронежской области убытков в виде не компенсированных затрат по уплате процентов по краткосрочному кредиту, оформленному договором открытия кредитной линии от 16.09.2015 NВКЛ-2661, в сумме 1 236 418 руб.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, в деле участвуют Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Воронежской области, и Департамент аграрной политики Воронежской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.02.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018, в удовлетворении исковых требований отказано.
Законность вынесенных по делу судебных актов проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе истца, который ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит решение и постановление отменить.
Дело рассмотрено в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Минфина России и третьих лиц, извещенных о дате и времени судебного заседания.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы жалобы, представитель департамента просил оставить принятые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжениями Правительства Российской Федерации от 22.02.2016 N 279-р (утратило силу), от 09.07.2016 N 1468-р (утратило силу), от 20.12.2016 N 2734-р Воронежской области предоставлена субсидия из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств, связанных с возмещением части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства в области развития оптово-распределительных центров в сумме 50 416,4 тыс. руб.
В силу пункта 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460, (далее - Правила), уровень финансирования расходного обязательства Воронежской области составляет по отношению к консолидированному бюджету не менее 5 процентов и составляет 3 895,3 тыс. руб.
В силу норм статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Воронежской области от 07.02.2014 N 92 утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям потребительской кооперации на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам (займам) (далее - Порядок).
Пунктом 17 Порядка установлено, что субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на текущий финансовый год из средств федерального бюджета, предусмотренных соглашением с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
В соответствии с пунктом 18 Порядка предоставление субсидий осуществляется в порядке очередности регистрации заявлений в журнале регистрации.
Судом установлено, что заявление ООО "ВЗРМ" о предоставлении субсидии на возмещение части затрат по краткосрочным кредитам (займам) поступило в Департамент аграрной политики Воронежской области 29.04.2016 и было зарегистрировано под номером 41/254; номер в порядке очередности заявлений о возмещении части затрат, по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства - 70.
Средства федерального бюджета, предусмотренные соглашением с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и средства областного бюджета, предусмотренные на софинансирование данных обязательств, закончились распределением на 49 номере в порядке очередности заявлений, что подтверждается сводными реестрами заемщиков. По делу N А14-9442/2016 установлено и не оспаривается заявителем, что бюджетные ассигнования на финансирование данных обязательств за счет средств федерального и областного бюджетов были департаментом полностью распределены в порядке очередности регистрации заявлений в журнале регистрации.
Департаментом было принято решение о предоставлении субсидий ООО "ВЗРМ" на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочному кредиту от 16.09.2015 N ВКЛ-2661; в связи с отсутствием средств субсидия ООО "ВЗРМ" перечислена не была.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание отсутствие обязанности ответчиков предоставлять субсидии сельскохозяйственным производителям сверх предусмотренных лимитов бюджетных обязательств, пришли к выводу, что истцом не представлены надлежащие доказательства состава убытков: противоправности действий ответчиков, причинно-следственной связи между действиями ответчиков и возникновением у истца убытков.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. Между противоправным поведением одного лица и убытками, возникшими у другого лица, чье право нарушено, должна существовать прямая (непосредственная) причинная связь. Недоказанность одной из указанных составляющих свидетельствует об отсутствии состава гражданско-правовой ответственности.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции проверены и обоснованно отклонены доводы истца о наличии бездействия публично-правовых образований Российской Федерации и Воронежской области, которое истец связывает с отсутствием в бюджетах финансирования мер государственной поддержки - расходных обязательств, установленных Федеральным законом от 26.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", государственными программами Российской Федерации и Воронежской области.
Арбитражным судом города Москвы полностью исследована как процедура подготовки Закона Воронежской области от 17.12.2015 N 200-03 "Об областном бюджете на 2016 год" так и процедура распределения предусмотренных в законе о бюджете средств; в результате установлено, что органы государственной власти и, соответственно, публично-правовые образования Российская Федерация и Воронежская область действовали в пределах предоставленных полномочий и на основании закона.
Планирование средств в бюджете Воронежской области было осуществлено в соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год".
Субсидии предоставляются в качестве экономической поддержки указанной категории лиц со стороны государства. Финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ также осуществляется в соответствии с законом о бюджете (статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Более того, государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу, что и было сделано Правительством Воронежской области.
Бюджеты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации утверждаются в форме Федерального закона и Закона субъекта.
Государство не может быть понуждено в предоставлении субсидий в большем размере, чем оно это предусмотрело в установленном порядке при формировании бюджета, то есть фактически в изменении Федерального закона.
Изложенное свидетельствует о правомерности выводов судов об отсутствии совокупности обстоятельств, с которой положения статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации связывают возможность взыскания убытков.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судами не допущено.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не нарушены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289, 291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 февраля 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2018 года по делу N А40-123118/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.А. Тутубалина |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.