Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2018 г. N 09АП-22409/18
г. Москва |
|
26 июня 2018 г. |
Дело N А40-123118/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Поповой Г.Н.,
судей: Веклича Б.С., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Воронежский завод растительных масел" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 февраля 2018 года по делу N А40-123118/17, принятое судьёй Каменской О.В.
по иску: Общества с ограниченной ответственностью "Воронежский завод растительных масел" (ИНН 3607006305, 396115, Воронежская область, Верхнехавский район, с. Правая Хава, ул. Леваневского, 1)
к Российской Федерации, в лице Министерства Финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360); Воронежская область, в лице Департамента Финансов Воронежской области (ИНН 3666098668)
3-и лица: 1.УФК по Воронежской обл., 2.Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, 3.Департамент аграрной политики Воронежской области.
о взыскании убытков в размере 16 485 560 рублей, процентов в размере 1 236 418 рублей.
при участии в судебном заседании:
от ответчика: Шиляев А.П. по доверенности от 10.03.2017 г.;
от третьего лица 1: Калашников Р.С. по доверенности от 12.09. 2016 г.;
от Департамента аграрной политики Воронежской области: Квашин М.В. по доверенности от 10.01.2018 г.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Воронежский завод растительных масел"(далее по тексту- ОООВЗРМ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Воронежский завод растительных масел" сумму причиненных убытков в виде не компенсированных затрат по уплате процентов по краткосрочному кредиту, оформленному договором открытия кредитной линии от 16.09.2015 г. N ВКЛ-2661 в сумме 16485560 рублей, о взыскании с Воронежской области в лице Департамента Финансов Воронежской области за счет казны Воронежской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Воронежский завод растительных масел" сумму причиненных убытков в виде не компенсированных затрат по уплате процентов по краткосрочному кредиту, оформленному договором открытия кредитной линии от 16.09.2015 г. NВКЛ-2661 в сумме 1236418 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.02.2018 г. в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Департамент аграрной политики Воронежской области в судебное заседание не явились, судом уведомлены о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы, исходя из следующего:
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего:
Исходя из норм ст.ст. 15.393 ГК РФ, для наступления деликтной ответственности, являющейся видом гражданско-правовой ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, включившего в себя:
-наступление вреда;
-противоправность поведения причинителя вреда;
-причинную связь между двумя первыми элементами;
-вину причинителя вреда.
В силу п. 1 ст. 1069 ГК РФ, лицо вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению; вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Исходя из постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996г.N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации); необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие вышеперечисленного состава правонарушения, а также размер подлежащих возмещению убытков. Отсутствие одного из вышеназванных условий влечет за собой отказ суда в удовлетворении требований о возмещении вреда.
С учетом вышеизложенного и установленными по делу обстоятельствами суд приходит к выводу, о недоказанности вины ответчика в неисполнение своих обязательств по выплате субсидий в установленный законом срок надлежащим образом.
Суд первой инстанции установил, что разработка и принятие Закона Воронежской области от 17.12.2015 г. N 200-03 "Об областном бюджете на 2016 год" и предусмотренные в нем объемов субсидии было осуществлено в стогом соответствии с Законом Воронежской области от 10.10.2008 N 81-03 "О бюджетном процессе в Воронежской области" на основании бюджетного планирования и с учетом средств предусмотренных на эти цели Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год".
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 22.02.2016 N 279-р (утратило силу), от 09.07.2016 N 1468-р (утратило силу), от 20.12.2016 N 2734-р (приложение третье) Воронежской области предоставлена субсидия из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств, связанных с возмещением части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства в области развития оптово-распределительных центров в сумме 50416,4 тыс. руб.
В силу п. 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 г. N 1460, (далее по тексту - Правила) уровень финансирования расходного обязательства Воронежской области составляет по отношению к консолидированному бюджету не менее 5 процентов и составляет 3 895,3 тыс. рублей.
Доказательств, подтверждающих противоправность действий государственных органов, причинную связь между понесенными убытками и действиями (бездействием) ответчика, ООО "ВЗРМ" не представил.
Органы государственной власти Воронежской области при предусмотрении бюджетных ассигнований на цели предоставления субсидии действовали в пределах предоставленных полномочий и на основании Федерального закона от 14.12.2015 г.
N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.
Кроме этого, действия органов государственной власти Воронежской области не могут быть признаны неправомерными и повлечь взыскание требуемой суммы в качестве убытков за подобные действия по правилам статей 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как, порядки предоставления субсидий из бюджетов различных уровней регулируется бюджетным законодательством.
Поскольку такие расходные обязательства субъекта Российской Федерации как субсидии устанавливаются органами государственной власти этого субъекта самостоятельно, регулируются нормами бюджетного законодательства, исполняются за счет собственных доходов и представляются юридическим лицам -производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе, то финансовые последствия, связанные с ее неполучением не могут квалифицироваться как ущерб в виде упущенной выгоды.
Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам предоставлялись департаментом аграрной политики Воронежской области за счет средств федерального бюджета, поступивших в бюджет Воронежской области в соответствии с Правилами, и за счет средств областного бюджета.
В п. 22 Правил, действующим на период спорных правоотношений, установлено, что распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на указанные цели.
Распоряжениями Правительства Российской Федерации: от 22.02.2016 г. N 279-р (утратило силу), от 09.07.2016 г. N 1468-р (утратило силу), от 20.12.2016 N 2734-р (приложение третье), Воронежской области предоставлена субсидия из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств, связанных с возмещением части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства в области развития оптово-распределительных центров в сумме 50416,4 тыс. руб.
Согласно п. 8 Правил, уровень финансирования расходного обязательства Воронежской области составляет по отношению к консолидированному бюджету не менее 5 процентов и составляет в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Воронежской области, заключенному между Министерством сельского хозяйства и правительством Воронежской области 2 февраля 2016 года N 56/17-с, 3 895,3 тыс. рублей.
Субсидии юридическим лицам предоставляются в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением правительства Воронежской области от 07.02.2014 N 92 был утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям потребительской кооперации на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам (займам) (далее - Порядок). Пунктом 17 Порядка установлено, что субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на текущий финансовый год из средств федерального бюджета, предусмотренных соглашением с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
В силу п. 18 Порядка, предоставление субсидий осуществляется в порядке очередности регистрации заявлений в журнале регистрации.
Судом установлено, что заявление ООО "ВЗРМ" о предоставлении субсидии на возмещение части затрат по краткосрочным кредитам (займам) поступило в департамент аграрной политики Воронежской области 29.04.2016 и было зарегистрировано под номером 41/254; номер в порядке очередности заявлений о возмещении части затрат, по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства - 70.
Средства федерального бюджета, предусмотренные соглашением с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и средства областного бюджета, предусмотренные на софинансирование данных обязательств были распределены на 49 номере в порядке очередности заявлений, что подтверждается сводными реестрами заемщиков. По делу N А14-9442/2016 установлено и не оспариваются заявителем, бюджетные ассигнования на финансирование данных обязательств за счет средств федерального и областного бюджетов были Департаментом полностью распределены в порядке очередности регистрации заявлений в журнале регистрации.
Департаментом было принято решение о предоставлении субсидий ООО "ВЗРМ" на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочному кредиту от 16.09.2015г.N ВКЛ-2661;но в связи с отсутствием средств субсидия ООО "ВЗРМ" перечислена не была.
В силу норм п.3 ст. 242 БК РФ, бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
Согласно отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которого является субсидия из федерального бюджета по Воронежской области, по состоянию на 01.01.2017 г., размер субсидии в 2016 году увеличен не был и составил за счет средств субсидии из федерального бюджета 50416,4 тыс. руб., за счет бюджета Воронежской области 3 895,3 тыс. рублей.
Учитывая вышеизложенное, Департамент при предоставлении субсидии действовал на основании закона, и действия Департамента не могут быть признаны неправомерными и повлечь взыскание требуемой суммы в качестве убытков за подобные действия по правилам ст.ст. 15, 1069 ГК РФ,
Данная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой, в том числе, определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2016 г. N 309-ЭС16-4733 по делу N А76-10804/2015.
Правомерно определено судом, что средства федерального бюджета, предусмотренные соглашением с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и средства областного бюджета, предусмотренные на софинансирование данных обязательств были распределены в полном объеме на момент принятия департаментом решения об отказе в предоставлении субсидии в строгом соответствии с Порядком; на окончание 2016 финансового года размер субсидии по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства в области развития оптово-распределительных центров увеличен не был и распределение субсидий осталось таким же как и на момент принятия решения об отказе в предоставлении субсидии (за счет средств субсидии из федерального бюджета в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.12.2016 г. N 2734-р 50416,4 тыс. руб., за счет бюджета Воронежской области 3 895,3 тыс. рублей).
Суд установил, что истец связывает причинение убытков в связи с невыплатой ответчиками в полном объеме субсидий на возмещение суммы субсидий и затрат по уплате процентов по долгосрочным кредитам.
В силу п.п. 1, 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг; субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 69 Кодекса к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам.
Исходя из норм ст. 6 БК РФ, бюджетные ассигнования представляют собой предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств; бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
В соответствии с п.3 ст. 219 БК РФ, исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом; получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
В силу п. 3 Порядка предоставления субсидий, субсидии предоставляются получателям субсидии в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на текущий финансовый год, доведенных на указанные цели лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования.
Правомерен вывод суда, что условиями предоставления субсидии является не только соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к получателям субсидии, и представление им необходимого пакета документов, но и не полное израсходование предусмотренных в соответствующем бюджете на выплату субсидий средств, поскольку выплата субсидий осуществляется в пределах объема предусмотренных в бюджете на эти цели средств.
Принимая во внимание отсутствие обязанности ответчиков предоставлять субсидии сельскохозяйственным производителям сверх предусмотренных лимитов бюджетных обязательств, недоказанность наличия условий ответственности за причиненный вред согласно ст. 15, 16, 1069 ГК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исков о взыскании убытков.
Данный вывод суда соответствует судебной практике, в том числе, определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2016 г. N 309-ЭС16-4733).
Учитывая изложенное, судом правомерно отказано в иске, с чем согласился апелляционный суд.
Доводы заявителя апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом в силу следующего:
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что судом проигнорирован заявленный истцом предмет исковых требований - ООО "ВЗРМ" оспаривает бездействие публично-правовых образований Российской Федерации и Воронежской области, в бюджетах которых не предусмотрено финансирование мер государственной поддержки - расходных обязательств, установленных Федеральным законом от 26.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", государственными программами Российской Федерации и Воронежской области, необоснованна.
Арбитражным судом города Москвы полностью исследована как процедура подготовки закона Воронежской области от 17.12.2015 г. N 200-03 "Об областном бюджете на 2016 год" так и процедура распределения предусмотренных в законе о бюджете средств; в результате установлено, что органы государственной власти и, соответственно, публично-правовые образования Российская Федерация и Воронежская область, действовали в пределах предоставленных полномочий и на основании закона.
Разработка и принятие Закона Воронежской области от 17.12.2015 г. N 200-03 "Об областном бюджете на 2016 год", и предусмотрение в нем объемов субсидии было осуществлено в соответствии с законом Воронежской области от 10.10.2008 г. N 81-03 "О бюджетном процессе в Воронежской области" на основании бюджетного планирования и с учетом средств предусмотренных на эти цели Федеральным законом от 14.12.2015 г. N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год".
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 22.02.2016 N 279-р (утратило силу), от 09.07.2016 N 1468-р (утратило силу), от 20.12.2016 N 2734-р (приложение третье) Воронежской области предоставлена субсидия из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств, связанных с возмещением части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства в области развития оптово-распределительных центров в сумме 50416,4 тыс. руб.
В силу п. 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 г. N 1460, уровень финансирования расходного обязательства Воронежской области составляет по отношению к консолидированному бюджету не менее 5 процентов и составляет 3 895,3 тыс. рублей.
Планирование средств в бюджете Воронежской области было осуществлено в соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год".
Финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ также осуществляется в соответствии с законом о бюджете (ст. 179 БК РФ). Более того, государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу, что и было сделано правительством Воронежской области.
В силу норм ст. 78 БК РФ, постановлением правительства Воронежской области от 07.02.2014 г. N 92, был утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям потребительской кооперации на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам (займам) (далее - Порядок); п. 17 Порядка установлено, что субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на текущий финансовый год из средств федерального бюджета, предусмотренных соглашением с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
В соответствии с п. 18 Порядка предоставление субсидий осуществляется в порядке очередности регистрации заявлений в журнале регистрации.
Заявление ООО "ВЗРМ" о предоставлении субсидии на возмещение части затрат по краткосрочным кредитам (займам) поступило в Департамент 29.04.2016 г. и было зарегистрировано под номером 41/254. Номер в порядке очередности заявлений о возмещении части затрат, по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства - 70.
Средства федерального бюджета, предусмотренные соглашением с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и средства областного бюджета, предусмотренные на софинансирование данных обязательств были распределены на 49 номере в порядке очередности заявлений, что подтверждается сводными реестрами заемщиков.
Из дела N А14-9442/2016 следует и не оспаривается заявителем апелляционной жалобы, бюджетные ассигнования на финансирование данных обязательств за счет средств федерального и областного бюджетов были Департаментом полностью распределены в порядке очередности регистрации заявлений в журнале регистрации.
Таким образом, при распределении средств Департамент, как получатель бюджетных средств, действовал в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 15 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации истец, заявляя требования о взыскании убытков, должен доказать основания возникновения ответственности в виде возмещения ущерба, противоправность действий государственных органов, причинную связь между понесенными убытками и действиями (бездействием) ответчика, а так же размер убытков.
Убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации; доказыванию подлежит каждый элемент убытков.
Доказательства, подтверждающие противоправность действий Российской Федерации, Воронежской области, государственных органов, причинную связь между понесенными убытками и действиями (бездействием) публично-правовых образований, органов государственной власти, ООО "ВЗРМ" не предоставило.
Доводы заявителя апелляционной жалобы, что вина Российской Федерации и Воронежской области выразилась в не выделении, не полном выделении, не своевременном выделении бюджетных ассигнований, отклоняются апелляционным судом, поскольку Российская Федерация, Воронежская область, органы государственной власти при планировании и предоставлении субсидии действовал на основании закона, и их действия не могут быть признаны не правомерными и повлечь взыскание требуемой суммы в качестве убытков за подобные действия по правилам статей 15, 1069 ГК РФ.
Кроме этого, действия органов государственной власти Воронежской области не могут быть признаны не правомерными и повлечь взыскание требуемой суммы в качестве убытков за подобные действия по нормам ст.ст. 15, 1069 ГК РФ, так как, Порядки предоставления субсидий из бюджетов различных уровней регулируется бюджетным законодательством.
Поскольку такие расходные обязательства субъекта Российской Федерации как субсидии, устанавливаются органами государственной власти этого субъекта самостоятельно, регулируются нормами бюджетного законодательства, исполняются за счет собственных доходов и предоставляются юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе, то финансовые последствия, связанные с ее не получением не могут квалифицироваться как ущерб в виде упущенной выгоды.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на решения судов по аналогичным делам, необоснованна, так как, указанные ООО "ВЗРМ" решения судов были приняты по абсолютно другим делам и не применимы в рассматриваемом случае.
ООО "ВЗРМ" просит взыскать субсидию на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам по кредитному договору, заключенному ООО "ВЗРМ" с кредитной организацией.
Данный кредитный договор был заключен ООО "ВЗРМ" самостоятельно для своих потребностей в соответствии со своей текущей хозяйственной деятельностью; субсидии в данном случае предоставлялись в соответствии со ст. 78 БК РФ в целях возмещения части затрат в связи с производством (реализацией) товаров.
Однако, в решениях судов по делам: N N А51-7975/2006-7-160, А14-15606/2012, А14-8437/2013, субсидии предоставлялись в целях возмещения недополученных доходов и рассматривались вопросы взыскания убытков по расходам, которые организации вынужденно понесли при исполнении региональных нормативных правовых актов по установлению льгот для отдельных категорий граждан, в том числе, в деле N А14-15606/2012 рассматривался вопрос возмещения ОАО "РЖД" расходов, возникших в результате предоставления учащимся льгот по оплате проезда в железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении; указанные льготы были предоставлены отдельным категориям граждан постановлением правительства Воронежской области от 17.03.2010 г. N 180.
Вопрос компенсации части процентов по кредитам сельскохозяйственных товаропроизводителей на основании законодательства субъекта Российской Федерации и в размере, предусмотренном законом о бюджете, рассматривался в деле N А76-10804/2015; в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2016 г. N 309-ЭС16-4733 по данному делу, указано, что действия на основании закона, не могут быть признаны неправомерными и повлечь взыскание требуемой суммы в качестве убытков за подобные действия по правилам статей 15, 1069 ГК РФ.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что ответчиком по делу N А76-10804/2015 выступало публично-правовое образование в лице Министерства сельского хозяйства Челябинской области, а не в лице финансового органа, не может быть принята во внимание, поскольку средства в указанном деле взыскивались с казны Челябинской области, с участием в деле в качестве третьих лиц высшего исполнительного органа власти - Правительства Челябинской области, и финансового органа - Министерства финансов Челябинской области.
Помимо этого, заявитель апелляционной жалобы не учитывает, что в споре между ООО "ВЗРМ" и Департаментом (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 09.06.2017 г. по делу N А14-9442/2016), факт не перечисления средств Департаментом рассматривался и было установлено, что при наличии основания для предоставления субсидии выносится решение о предоставлении субсидии, которая перечисляется получателю субсидии в 30-дневный срок со дня принятия такого решения при наличии средств в бюджете субъекта. Отсутствие средств в бюджете не является основанием для отказа в предоставлении субсидии, а является основанием для несоблюдения 30-дневного срока перечисления сумм субсидии ее получателю; данное постановление оставлено в силе определением Верховного суда Российской Федерации от 30.11.2017 г..N 310-КГ17-13654.
Отказ Департамента в предоставлении субсидий из-за отсутствия лимита бюджетных ассигнований не повлиял на фактическое получение ООО "ВЗРМ" субсидии и соответственно причинная связь между отказом Департамента в предоставлении субсидии и не получением субсидии ООО "ВЗРМ" отсутствует, поскольку, даже приняв решение о предоставлении субсидии при отсутствии лимитов бюджетных обязательств, Департамент перечислить субсидию был не вправе, так как, в силу норм ст. 219 БК РФ, получатель бюджетных средств действует в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Довод заявителя апелляционной жалобы на то, что в иске ответчиком выступают публично правовые образования - Российская Федерация и Воронежская область, а суд уделил чрезмерное внимание оценке действий органов государственной власти, необоснован, в силу следующего:
В силу норм ст. 125 ГК РФ, органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Вина публично-правового образования, если она есть, складывается из вины отдельных органов власти; органы государственной власти действовали на основании Федерального закона от 14.12.2015 г. N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год"; доказательства, подтверждающие противоправность действий Российской Федерации, Воронежской области, органов власти, заявителем апелляционной жалобы не представлены.
Кроме этого, в обоснование своих требований, заявитель апелляционной жалобы ссылается на ст. 1069 ГК РФ, которой установлена ответственность за вред, причиненный именно государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.
По иску ООО "ВЗРМ" просит взыскать убытки на сумму 17721978 рублей.
В п. 12 Порядка установлено, что для получения субсидий заемщики ежемесячно или ежеквартально (по мере уплаты процентов) представляют в департамент аграрной политики Воронежской области расчет субсидии за конкретный период и документы, подтверждающие затраты.
ООО "ВЗРМ" в установленном порядке с документами на указанную сумму в департамент аграрной политики Воронежской области не обращался, а предоставил документы на меньшую сумму, а именно на 14312329 рублей (13 313 794 рублей за счет средств федерального бюджета и 998535 рублей за счет средств областного бюджета).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принятым по полно и всесторонне исследованным обстоятельствам дела с правильным применением норм материального и процессуального права.
Арбитражный апелляционный суд, проверив выводы суда первой инстанции, полагает их законными, обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Остальные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, исследованы апелляционным судом, оценены и не принимаются апелляционным судом во внимание в силу их безосновательности, а также в связи с тем, что, по мнению суда, они не могут повлиять на результат рассмотрения дела.
Арбитражный суд согласно п. 1 ст. 71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Заявитель апелляционной жалобы не доказал наличие оснований для отмены решения суда.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Руководствуясь статьями 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 февраля 2018 года по делу N А40-123118/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Воронежский завод растительных масел" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.Н. Попова |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-123118/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 января 2018 г. N Ф05-20892/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ВОРОНЕЖСКИЙ ЗАВОД РАСТИТЕЛЬНЫХ МАСЕЛ"
Ответчик: Воронежская область в лице Департамента финансов Воронежской области, ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РФ в лице Минфин РФ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Управление Федерального Казначейства по Ворнежской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20892/17
26.06.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-22409/18
27.02.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-123118/17
12.01.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20892/17
31.10.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-51798/17