г. Москва |
|
12 октября 2018 г. |
Дело N А41-7179/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от ОАО "Российские Железные дороги" - Красовская В.В. по доверенности от 28.12.2017; Гавриков В.С. по дов. от 07.07.2017
от Министерства Экологии и природопользования Московской области - неявка уведомлен;
от Московско-Рязанской транспортной прокуратуры - неявка уведомлен,
рассмотрев 11 октября 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 25 апреля 2018 года
Арбитражного суда Московской области,
Принятое судьей Васильевой Е.В.
на постановление от 11 июля 2018 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Диаковской Н.В., Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Министерству экологии и природопользования Московской области
при участии в деле третьего лица: Московско-Рязанской транспортной прокуратуры
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству экологии и природопользования Московской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Министерство) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 23.10.2017 N 112612/17/2017, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Московско-Рязанская транспортная прокуратура (далее - прокуратура).
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 апреля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2018 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с настоящей кассационной жалобой.
В кассационной жалобе общество просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы процессуального и материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Письменный отзыв не представлен.
В заседании кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Ответчик и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Из материалов дела следует и установлено судебными инстанциями, что 02.10.2017 сотрудниками Московско-Рязанской транспортной прокуратуры проведена проверка соблюдения законодательства о недрах на территории Московской дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, ст. Куровская.
При проверке установлено, что Московской дирекцией по тепловодоснабжению осуществляется пользование недрами для добычи питьевых и технических подземных вод на объекте водопользования, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, ст. Куровская, без лицензии на пользование недрами.
На момент проведения проверки срок действия ранее полученной лицензии на пользование недрами на указанном объекте водопользования от 18.11.2015 МСК N 00690 вид ВЭ истек 01.10.2016. Срок действия лицензии на пользование недрами не продлевался.
По факту выявления в действиях общества события административного правонарушения, выразившегося в нарушении пункта 1 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Московско-Рязанским транспортным прокурором вынесено постановление от 09.10.2018 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом административного органа, с участием представителя общества по доверенности от 07.07.2017 N 316-17/ЦДТВ, в отношении ОАО "РЖД" вынесено постановление от 23.10.2018 о назначении административного наказания N 112612/17/2017, предусмотренного частью 1 статьей 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 900 000 руб..
Считая указанное постановление незаконным и нарушающим права и законные интересы ОАО "РЖД" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Кассационная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 7.3 КоАП РФ ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, образует пользование недрами без специального разрешения.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей, регулируются Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1).
В силу статей 1.2 и 2 Закона N 2395-1, недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью и составляют государственный фонд недр.
В соответствии со статьей 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Статья 23 Закона N 2395-1 содержит перечень основных требований по рациональному использованию и охране недр, к которым относятся, в том числе, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Статьей 49 Закона N 2395-1 предусмотрено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судами установлено, что ОАО "РЖД" имеет лицензию на право пользования недрами МСК 00690 ВЭ, сроком действия до 01.10.2016.
Суды указывают, Обществом по адресу Министерства экологии и природопользования Московской области направлялись заявления от 26.09.2016, 28.11.2016, 23.03.2016 и 10.10.2017 о продлении срока действия лицензии и о предоставлении права пользования участком недр расположенном вблизи станции Куровская Орехово-Зуевского района Московской области.
Также судами указано, что 15.05.2017 от Министерства получен отказ в оформлении лицензии, мотивированный нехваткой сведений для принятия решения о предоставлении лицензии. Полный пакет документов будет направлен в Министерство 06.10.2017.
Следовательно, судами верно установлено, что на дату проверки (02.10.2017) Общество продолжало пользоваться недрами в отсутствие действующей лицензии, что подтверждается записями в журнале учета водопотребления (водоотведения) водоизмерительными приборами и устройствами.
Суд кассационной инстанции полагает, что факт вменяемого заявителю административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, судами установлен и подтвержден материалами дела.
Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судами правомерно установлено, что доказательств принятия обществом достаточных и необходимых мер по своевременному получению (продлению) в установленном законом порядке разрешения на пользование недрами (лицензии) в материалы дела не представлено. Данный факт свидетельствует о наличии в действиях заявителя вины, и как следствие - состав вменяемого ему административного правонарушения.
Судами обоснованно не установлено нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Доводы заявителя о пропуске срока привлечения к административной ответственности правомерно и обоснованно отклонены судами первой и апелляционной инстанций. Указанным доводам дана надлежащая и правильная оценка, изложенная в судебных актах.
Данный вывод суда соответствует судебной практике - Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2017 N 57-АД17-1.
Административное наказание назначено административным органом в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Судами установлено, что оспариваемым постановлением заявителю назначен штраф в сумме - 900 000 руб.
Кассационная коллегия соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что оспариваемое постановление подлежит изменению в части установленного размере административного наказания до минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ - 800 000 руб. в связи со следующим.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 11.03.1998 N 8-П, и от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-О отметил, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Судами сделан правильный вывод о том, что применение в качестве меры ответственности административного штрафа в сумме 900 000 рублей, с учетом отсутствия в оспариваемом постановлении указаний на обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не отвечает принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы судебных инстанций.
ОАО "РЖД" не приведено фактов, которые не были учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
При таких обстоятельствах вывод судов об отказе в удовлетворении заявленных требований соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как противоречащие материалам дела и фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражными судами первой и апелляционной инстанций в процессе рассмотрения спора. Указанные доводы являлись предметом исследования и оценки арбитражных судов, их необоснованность отражена в оспариваемых судебных актах с изложением соответствующих мотивов. Доводы кассационной жалобы фактически дублируют доводы апелляционной жалобы и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 25 апреля 2018 года и Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2018 года по делу N А41-7179/18 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.