г. Москва |
|
01 ноября 2018 г. |
Дело N А40-61770/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от заявителей:
от Меньшиковой Ирины Анатольевны - извещена, представитель не явился ;
от Дресвянской Елены Алексеевны - извещена, представитель не явился ;
от Чумакова Артема Владимировича - извещен, представитель не явился;
от заинтересованных лиц:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области - Лапухин Д.В., доверенность от 20 ноября 2018 года ;
от Федеральной антимонопольной службы - Цховребова Е.Э. доверенность от 2 февраля 2017 года;
от третьих лиц:
от Комитета по тарифам и ценам Московской области - извещен, представитель не явился ;
рассмотрев в судебном заседании 25 октября 2018 года кассационную жалобу Меньшиковой Ирины Анатольевны; Дресвянской Елены Алексеевны; Чумакова Артема Владимировича
на решение от 17 апреля 2018 года,
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Девицкой Н.Е.,
на постановление от 16 июля 2018 года,
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Бекетовой И.В., Каменецким Д.В., Захаровым С.Л.,
по делу N А40-61770/2017,
по заявлению Меньшиковой Ирины Анатольевны; Дресвянской Елены Алексеевны; Чумакова Артема Владимировича
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области, Федеральной антимонопольной службе
третье лицо: Комитет по тарифам и ценам Московской области,
о признании незаконными бездействий,
УСТАНОВИЛ:
Меньшикова Ирина Анатольевна, Дресвянская Елена Алексеевна; Чумаков Артем Владимирович (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области, бездействия Федеральной антимонопольной службы, выразившегося в непринятии мер к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2017 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 сентября 2017 года в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением от 16 ноября 2017 года Арбитражный суд Московского округа отменил решение Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 сентября 2017 года по делу N А40-61770/2017, направив дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда города Москвы от 17 апреля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2018 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Дресвянская Е.А., Меньшикова И.А., Чумаков А.В. обратились с кассационной жалобой, в которой просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявители жалобы считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области и Федеральной антимонопольной службы возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно доводов жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, Дресвянская Е.А., Меньшикова И.А., Чумаков А.В. коллективно обратились в Управление регионального тарифного регулирования Федеральной антимонопольной службы с жалобой, в которой просили проверить обоснованность тарифа на тепловую энергию, установленного для МУП "Теплосеть" (г. Домодедово, Московской области), в том числе, в части применения к многоквартирному дому, где они проживают, и по итогам рассмотрения вынести соответствующее предписание.
Спорный тариф был установлен распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18 декабря 2015 года N 166-Р "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2016 - 2018 годы".
Рассмотрение жалобы было передано в Управление федеральной антимонопольной службы по Московской области.
Московское областное УФАС России оставило жалобу без рассмотрения ввиду отсутствия описания нарушения антимонопольного законодательства и ссылок на нормативные правовые акты, а также надлежащим образом оформленных документов.
Данный ответ заявители посчитали бездействием и обжаловали его в вышестоящий административный орган - Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) также через Управление тарифного регулирования.
В ответе ФАС России цитируются положения статьи 44 Федерального закона "О защите конкуренции", а также рекомендуется обращаться в суд.
Также на обращение Заявителей от 12 апреля 2017 года ФАС России письмом от 05 мая 2017 года N ЦА/30539/17 дан ответ, в котором сообщалось, что согласно части 1 статьи 5 Федерального закона N 190-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения. По Московской области таким органом является Комитет по ценам и тарифам Московской области (143407, Московская область, г. Красногорск-7, бульвар Строителей, д. 1), в адрес которого целесообразно обращаться по вопросам установления тарифов и проверки соблюдения индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Заявители, считая, что в данном случае имеет место бездействие Московского областного УФАС России, выразившееся в оставлении жалобы без рассмотрения, а также бездействие ФАС России в непринятии мер к Московскому областному УФАС России, обратились в суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды пришли к выводу об отсутствии незаконного бездействия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области и Федеральной антимонопольной службы, поскольку антимонопольные органы рассмотрели жалобы заявителей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от. 21 июля 2015 года N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования", Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Приказом ФАС России от 23 июля 2015 года N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы", Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения и дали на них ответы.
Суды обоснованно пришли к выводу о том, что в соответствии с Положением у Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области отсутствуют полномочия по осуществлению контроля за обоснованностью тарифов.
Судами правомерно указано, что Заявители были вправе обратиться в ФАС России либо с заявлением о разногласиях или с заявлением о рассмотрении спора в досудебном порядке, либо с заявлением об отмене решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В то же время, заявители не обращались в ФАС России с таким заявлением, а жаловались на уже утвержденный тариф для МУП "Теплосеть" на 2016 год.
На указанное обращение Заявителей ФАС России письмом от 05 мая 2017 года N ЦА/30539/17 дан ответ, согласно которому органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в Московской области является Комитет по ценам и тарифам Московской области в адрес которого целесообразно обращаться по вопросам установления тарифов и проверки соблюдения индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
На основании изложенного, судами сделан обоснованный вывод об отсутствии незаконного бездействия со стороны антимонопольных органов.
Доводы заявителей, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 апреля 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2018 года по делу N А40-61770/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.