г. Москва |
|
1 ноября 2018 г. |
Дело N А40-16263/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2018.
Полный текст постановления изготовлен 01.11.2018.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - акционерного общества "Химки-Молжаниново" - Голубева К.С. (представителя по доверенности от 22.06.2018);
от Департамента городского имущества города Москвы - Забариновой Н.С. (представителя по доверенности от 27.12.2017);
рассмотрев 25.10.2018 в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Химки-Молжаниново"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 09.04.2018,
принятое судьей Девицкой Н.Е.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 24.07.2018,
принятое судьями Красновой Т.Б., Захаровым С.Л., Румянцевым П.В.,
по делу N А40-16263/2018
по заявлению акционерного общества "Химки-Молжаниново"
к Департаменту городского имущества города Москвы
об оспаривании решений,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Химки-Молжаниново" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решений Департамента городского имущества города Москвы (далее - департамент) от 17.11.2017 N 33-5-145789/17-(0)-1 и 33-5-145768/17-(0)-1.
Решением от 09.04.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018, Арбитражный суд города Москвы признал незаконными данные решения департамента и обязал его устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем повторного рассмотрения заявлений от 01.11.2017 N 0008976 и 0008983 в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции изменить в части, касающейся обязанности департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем повторного рассмотрения заявлений от 01.11.2017 N 0008976 и 0008983 в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации, постановление апелляционного суда отменить, указать в судебном акте об обязанности департамента предоставить обществу в аренду без проведения торгов на 49 лет земельные участки с кадастровыми номерами 77:08:0001012:2397 и 77:08:0001012:2399.
Представитель общества в судебном заседании представил оригинал кассационной жалобы. Оригинал жалобы приобщен к материалам дела.
В заседании представитель общества также поддержал доводы кассационной жалобы, однако просил дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Представитель департамента возражал против доводов кассационной жалобы, просил оставить ее без удовлетворения, пояснил, что указанные заявления общества не рассматриваются департаментом ввиду того, что судебный процесс по делу не завершен в связи с производством в суде кассационной инстанции.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества и департамента, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части и постановления апелляционного суда и принятия нового судебного акта в указанной части ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу на праве постоянного бессрочного пользования принадлежат следующие земельные участки: земельный участок площадью 4 761 кв. м. с кадастровым номером 77:08:0001012:2397, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, занятые скверами (1.2.14), земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования (1.2.15), земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации (1.2.16), местоположение: Москва, КСХП "Химки"; земельный участок площадью 4 296 кв. м. с кадастровым номером 77:08:0001012:2399, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, занятые скверами (1.2.14), земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования (1.2.15), местоположение: Москва, КСХП "Химки".
Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в установленном порядке, о чем в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:08:0001012:2397 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации от 07.03.2013 N 77-77-14/002/2013-831; в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:08:0001012:2399 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации от 07.03.2013 N 77-77-14/002/2013-836.
В соответствии с пунктом 2.4.1.1 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление земельного участка в собственность собственникам зданий, сооружений", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП (далее - Административный регламент), в качестве заявителей получения государственной услуги, названной как "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке", могут выступать, в том числе юридические лица, которым такие земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Исходя из этого общество 01.11.2017 обратилось в департамент с заявлениями (запросами) от 01.11.2017 N 0008976 (вх. от 01.11.2017 N 33-5-145768/17-(0)-0), от 01.11.2017 N 0008983 (вх. от 01.11.2017 N 33-5-145789/17) по вопросу предоставления государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:08:0001012:2397 и 77:08:0001012:2399 соответственно.
Департамент 17.11.2017 принял решения, оформленные письмами от 17.11.2017 N 33-5-145789/17-(0)-1, от 17.11.2017 N 33-5-145768/17-(0)-1, об отказе в предоставлении государственной услуги., сославшись на пункт 1 статьи 39.16, пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). По мнению департамента, общество в силу пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса не имеет права на приобретение указанных выше земельных участков без проведения торгов, так как согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В связи с тем, что на испрашиваемых в аренду земельных участках с кадастровыми номерами 77:08:0001012:2397, 77:08:0001012:2399 отсутствуют объекты капитального строительства, департамент счел, что общество в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение этих земельных участков в аренду без проведения торгов.
Не согласившись с департаментом, общество 30.11.2017 в порядке досудебного обжалования обратилось к руководителю департамента с жалобами на принятые департаментом решения от 17.11.2017 N 33-5-145789/17-(0)-1 и 33-5-145768/17-(0)-1.
Письмом от 20.12.2017 N ДГИ-1-99442/17-1 руководитель департамента сообщил обществу об отказе в удовлетворении его жалоб.
В связи с этим общество оспорило названные решения департамента от 17.11.2017 в судебном порядке, заявив также требование об обязании департамента предоставить обществу данные участки в аренду.
Признавая незаконными решения департамента от 17.11.2017, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьями 39.6, 39.8, 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП. Так, в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса.
При этом суд указал, что вопрос о возможности представления испрашиваемых земельных участков рассмотрен департаментом по иным основаниям (подпункт 17 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса), нежели заявлялись обществом.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Обязывая департамент повторно рассмотреть заявления общества от 01.11.2017 N 0008976 и 0008983 в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации, суд не привел какое-либо обоснование такого выбора способа восстановления прав и законных интересов общества.
Апелляционный суд, признавая верным вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемых отказов департамента, также согласился с избранным судом первой инстанции способом устранения нарушений, сославшись на пункты 2.5.1 и 2.5.1.1.5 Административного регламента (перечисляющие документы, предоставляемые лицом, обращающимся за государственной услугой), а также указал, что возможность предоставления земельных участков по основаниям, предусмотренным подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, департаментом не рассматривалась, наличие необходимых документов для оказания заявленной государственной услуги не оценивалось.
Вместе с тем суды не учли следующее.
При рассмотрении запросов общества и при рассмотрении заявления общества в суде департамент не мог не знать о том, что речь идет о представлении обществу земельных участков в аренду в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования и обладал правом знакомиться с материалами дела. Соответственно, департамент имел возможность заявить о том, какие основаниях, по его мнению, препятствуют предоставлению обществу испрашиваемых в аренду земельных участков, но не заявил об этом. Суды таких оснований не выявили, при этом установили, что общество обладает названными земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования и привели положения законодательства, в силу которых общество вправе получить эти участки в аренду в порядке переоформления такого права, получив необходимые документы в материалы дела.
При таких обстоятельствах возложение на департамент обязанности по повторному рассмотрению заявления общества нельзя признать надлежащим способом восстановления его прав и законных интересов общества, нарушенных незаконными отказами департамента.
Поскольку суды не установили оснований, которые могли бы препятствовать предоставлению обществу земельных участков с кадастровыми номерами 77:08:0001012:2397, 77:08:0001012:2399 в аренду в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, на департамент подлежала возложению обязанность предоставить данные участки обществу в аренду.
Что касается срока аренды, равно как и иных договорных условий, то в случае возникновения разногласий между департаментом и обществом по каким-либо условиям заключаемых договоров аренды земельных участков, стороны не лишены возможности передать такие разногласия на рассмотрение суда в соответствии с положениями статей 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.04.2018 по делу N А40-16263/2018 изменить в обжалуемой части - в части обязания Департамента городского имущества города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "Химки-Молжаниново" путем повторного рассмотрения заявлений от 01.11.2017 N 0008976 и 0008983 в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018 по данному делу отменить.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы предоставить акционерному обществу "Химки-Молжаниново" в аренду земельный участок с кадастровым номером 77:08:0001012:2397 и земельный участок с кадастровым номером 77:08:0001012:2399 с месторасположением: Москва, КСХП "Химки" в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу акционерного общества "Химки-Молжаниново" 3 000 рублей судебных расходов государственной пошлины за рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб акционерного общества "Химки-Молжаниново".
Возвратить акционерному обществу "Химки-Молжаниново" из федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины, излишне перечисленной в бюджет при подаче апелляционных и кассационных жалоб по платежному поручению от 03.05.2018 N 436 и платежному поручению от 23.08.2018 N 833.
Председательствующий судья |
Шевченко Е.Е. |
Судьи |
Кузнецов В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.