город Москва |
|
06 ноября 2018 г. |
Дело N А41-5878/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: Веселова Е.А., доверенность от 22.01.2016;
от заинтересованного лица: Плотников В.П., доверенность от 25.12.2017;
от третьих лиц: от Контрольно-счетной палаты Московской области: Рубан Е.Н., доверенность от 13.09.2018; от Контрольно-счетной палаты Лотошинского муниципального района: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 30 октября 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - Администрации муниципального образования "Городское поселение Лотошино"
на решение от 08 мая 2018 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Афанасьевой М.В.,
на постановление от 09 июля 2018 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марченковой Н.В., Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
по делу N А41-5878/18
по заявлению Администрации муниципального образования "Городское поселение Лотошино"
об оспаривании распоряжения
к Министерству экономики и финансов Московской области,
третьи лица: Контрольно-счетная палата Московской области, Контрольно-счетная палата Лотошинского муниципального района,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Городское поселение Лотошино" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству экономики и финансов Московской области (далее - Министерство) о признании недействительным распоряжения от 17.01.2018 N 23РВ-14 "О бесспорном взыскании суммы межбюджетного трансферта из бюджета городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области в доход бюджета Московской области" (далее - Распоряжение N 23РВ-14).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Контрольно-счетная палата Московской области и Контрольно-счетная палата Лотошинского муниципального района.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 мая 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 июля 2018 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация муниципального образования "Городское поселение Лотошино" обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третье лицо - Контрольно-счетная палата Лотошинского муниципального района, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направила, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители заинтересованного лица и третьего лица - Контрольно-счетной палаты Московской области возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в период с 17.08.2017 по 11.12.2017 Контрольно-счетной палатой Московской области и Контрольно-счетной палатой Лотошинского муниципального района на основании плана работы на 2017 год в отношении Администрации проведено контрольное мероприятие "Аудит реализации в Московской области приоритетного проекта по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Экология" и мероприятий подпрограмм "Охрана окружающей среды" в 2016 году, "Развитие водохозяйственного комплекса Московской области" в 2016 году, "Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами" в 2017 году (с элементами аудита в сфере закупок)".
В ходе проведения контрольного мероприятия выявлены нарушения условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов. Государственной программой Московской области "Экология и окружающая среда Подмосковья" на 2014 - 2018 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 N 652/34 (далее - Государственная программа), предусмотрено мероприятие по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт гидротехнических сооружений (далее - ГТС), находящихся в муниципальной собственности. Бюджетные ассигнования на предоставление субсидий на указанное мероприятие предусмотрены Министерству экологии и природопользования Московской области в размере 3.912 тыс. руб.
Пунктом 4.1 раздела 12.9 Подпрограммы II "Развитие водохозяйственного комплекса Московской области" Государственной программы предусмотрено распределение субсидий на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт гидротехнического сооружения: Плотина "Михалево" на реке Издетель, находящегося в собственности городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района в 2016 году, за счет средств бюджета Московской области в сумме 1.956.000 руб.; за счет средств бюджета городского поселения Лотошино в сумме 489.000 руб.
В целях реализации мероприятий Государственной программы между Министерством экологии и природопользования Московской области и Администрацией 20.04.2016 заключено соглашение о предоставлении в 2016 году субсидий из бюджета Московской области бюджету городского поселения Лотошино (далее - Соглашение).
В соответствии с подпунктом 2.3.2 пункта 2.3 Соглашения, Администрация обязана обеспечить финансирование объекта за счет собственных средств бюджета городского поселения Лотошино в объеме 489.000 руб.
Кроме того, согласно подпункту 2.3.3 пункта 2.3 Соглашения, Администрация обязана при заключении Соглашения предоставить в Министерство экологии выписку из решения Совета депутатов городского поселения Лотошино о размере средств, предусмотренных в бюджете городского поселения Лотошино в 2016 году на финансирование соответствующих расходов.
Объем софинансирования за счет средств муниципального бюджета на момент заключения соглашения (20.04.2016) составлял 445,0 тыс. руб.
В отсутствие соответствующих изменений в решении Совета депутатов городского поселения Лотошино от 18.12.2015 N 188/25 "О бюджете городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" финансовым органом Администрации внесены изменения в сводную бюджетную роспись по расходам 29.04.2016 в части изменения объема софинансирования на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт ГТС: плотина "Михалево" на реке Издетель, находящейся в собственности городского поселения Лотошино до 489.000 руб. Соответствующие изменения в решение Совета депутатов городского поселения Лотошино от 18.12.2015 N 188/25 "О бюджете городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов" внесены решением Совета депутатов городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области от 16.06.2016 N 226/29. То есть, на момент заключения соглашения (20.04.2016) не обеспечен соответствующий уровень софинансирования на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт гидротехнического сооружения: плотина "Михалево" на реке Издетель, находящегося в собственности городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района, утвержденные показатели сводной бюджетной росписи в нарушение статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета городского поселения Лотошино, утвержденного постановлением Главы городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области от 02.12.2009 N 427 (далее - Порядок N 427), не соответствовали решению о бюджете городского поселения Лотошино на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
Кроме того, условиями предоставления субсидий предусмотрено, что субсидии расходуются на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт ГТС в соответствии с заключенными муниципальными контрактами по результатам проведенных процедур закупок.
Размещенный проект муниципального контракта и муниципальный контракт от 25.07.2016 N 1-16-ОК не соответствует примерной форме муниципального контракта, утвержденной распоряжением Комитета по конкурентной политике Московской области от 15.03.2016 N 28-01-5/16 "Об утверждении примерных форм государственного (муниципального) контракта (гражданско-правового договора бюджетного учреждения Московской области, муниципального бюджетного учреждения) на поставку товаров для государственных нужд Московской области (муниципальных нужд), государственного (муниципального) контракта (гражданско-правового договора бюджетного учреждения Московской области, муниципального бюджетного учреждения) на выполнение работ для государственных нужд Московской области (муниципальных нужд), государственного (муниципального) контракта (гражданско-правового договора бюджетного учреждения Московской области, муниципального бюджетного учреждения) на оказание услуг для государственных нужд Московской области (муниципальных нужд)".
По результатам контрольного мероприятия составлен акт от 24.11.2017, и направлено уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 25.12.2017 N 40Исх-3273.
17.01.2018 Министром экономики и финансов Московской области вынесено Распоряжение N 23РВ-14 о бесспорном взыскании суммы межбюджетного трансферта из бюджета городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области в доход бюджета Московской области в размере 1.952.000 руб.
Считая, что данное распоряжение является незаконным и нарушает права и законные интересы Администрации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Московской области N 135/2010-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Московской области" (далее - Закон N 135/2010-ОЗ), распоряжения Министерства финансов Московской области от 27.08.2014 N 22РВ-41 "Об утверждении Порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения по уведомлениям органов государственного финансового контроля" (далее - Порядок N 22РВ-41).
Так, судами первой и апелляционной инстанций дана правовая оценка рассматриваемым правоотношениям, установлено наличие основания для издания Распоряжения N 23РВ-14, при этом в установленный законодательством срок, установлено нарушение Администрацией бюджетного законодательства в части соблюдения бюджетного законодательства при предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам, что в свою очередь является нарушением условия предоставления субсидий.
В силу статьи 1 Закона N 135/2010-ОЗ, Контрольно-счетная палата Московской области является постоянно действующим государственным органом внешнего государственного финансового контроля.
К числу полномочий Контрольно-счетной палаты Московской области относится осуществление контроля за использованием средств бюджета Московской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Московской области, и иные полномочия, установленные федеральным законодательством и законодательством Московской области (статьи 2, 10 Закона N 135/2010-ОЗ).
Пунктом 1 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органом местного самоуправления по вопросам местного значения.
В силу пункта 2.1 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.
В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Судами установлено, что на момент заключения соглашения (20.04.2016) не обеспечен соответствующий уровень софинансирования на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт гидротехнического сооружения: плотина "Михалево" на реке Издетель, находящегося в собственности городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района, утвержденные показатели сводной бюджетной росписи в нарушение статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядка N 427 не соответствовали решению о бюджете городского поселения Лотошино на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
Пунктом 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Применительно к рассматриваемому спору нарушение бюджетного законодательства со стороны Администрации выразилось в нарушении пункта 1 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части соблюдения бюджетного законодательства при предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджета субъектов Российской Федерации местным бюджетам.
Суды первой и апелляционной инстанций отметили, что в обоснование заявленного требования, заявитель ссылался на нарушение сроков применения бюджетных мер принуждения, при этом сам факт имевшего место бюджетного нарушения заявителем не оспаривался.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что нарушение сроков принятия распоряжения Министерством не допущено.
Решение о бесспорном взыскании суммы межбюджетного трансферта из бюджета городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области в доход бюджета Московской области принято Министерством в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Порядком N 22РВ-41, в форме распоряжения Министерства от 17.01.2018 N 23РВ-14 на основании Уведомления о применении бюджетных мер принуждения Контрольно-счетной палаты Московской области от 25.12.2017 N 40Исх-3273 (от 25.12.2017 вх. N 23Вх48116) (далее - уведомление).
В соответствии с пунктом 2.12 Плана работы Контрольно-счетной палаты Московской области на 2017 год и приказом председателя Контрольно-счетной палаты Московской области от 16.08.2017 N 40П-99, в период с 17.08.2017 по 11.12.2017 проведено контрольное мероприятие "Аудит реализации в Московской области приоритетного проекта по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Экология" и мероприятий подпрограмм "Охрана окружающей среды" в 2016 году, "Развитие водохозяйственного комплекса Московской области" в 2016 году, "Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами" в 2017 году (с элементами аудита в сфере закупок) (параллельно с контрольно-счетными органами муниципальных образований Московской области)".
По мнению Администрации, уведомление направлено с нарушением срока, который составляет 30 календарных дней со дня завершения контрольного мероприятия, поскольку полагает, что датой окончания контрольного мероприятия является дата составления акта проверки от 24.11.2017.
Между тем, обоснованно отклоняя указанный довод, суды исходили из того, что Администрацией не учтено, что согласно пункту 3.5 Стандарта внешнего государственного финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия", утвержденного распоряжением Контрольно-счетной палаты Московской области от 26.07.2017 N 40Р-43, датой окончания контрольного мероприятия является дата принятия Коллегией Контрольно-счетной палаты Московской области решения об утверждении отчета о результатах контрольного мероприятия.
Как следует из пункта 9 Программы проведения контрольного мероприятия, срок представления отчета о результатах контрольного мероприятия - 11.12.2017.
В уведомлении содержится информация о дате окончания контрольного мероприятия - 11.12.2017. Уведомление направлено Контрольно-счетной палатой Московской области и зарегистрировано в Министерстве 25.12.2017.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что срок направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа внешнего государственного финансового контроля финансовому органу, установленный абзацем вторым пункта 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и составляющий 30 календарных дней, не нарушен. Уведомление направлено в течение 14 календарных дней.
Довод заявителя о превышении срока принятия Министерством решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомления, установленного пунктом 1.2 Порядка N 22РВ-41 и составляющего 20 календарных дней, правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций, поскольку распоряжением Министерства от 27.12.2017 N 23РВ-309 "О внесении изменений в некоторые распоряжения Министерства финансов Московской области" пункт 1.2 Порядка N 22РВ-41 признан утратившим силу, в связи чем ограничение срока для принятия Министерством Распоряжения N 23РВ-14 на основании уведомления 20 календарными днями порядком не установлено.
С учетом изложенного, суды правомерно заключили, что Министром экономики и финансов Московской области в установленный срок выдано Администрации Распоряжение N 23РВ-14 о бесспорном взыскании суммы межбюджетного трансферта из бюджета городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области в доход бюджета Московской области, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 08 мая 2018 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 июля 2018 года по делу N А41-5878/18 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Городское поселение Лотошино" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.