город Москва |
|
09 ноября 2018 г. |
Дело N А40-29523/18-122-263 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "Российский аукционный дом": Гайдай Е.Г. (дов. N 2559/01 от 14.11.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Лапухина Д.В. (дов. N ИА/80811/17 от 20.11.2017 г.);
от третьего лица Митволь О.Л.: не явился, извещен;
рассмотрев 01 ноября 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26 апреля 2018 г.,
принятое судьей Девицкой Н.Е.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2018 г.,
принятое судьями Кочешковой М.В., Марковой Т.Т., Суминой О.С.,
по делу N А40-29523/18-122-263
по заявлению акционерного общества "Российский аукционный дом"
к Федеральной антимонопольной службе
о признании недействительными решения и предписания,
третье лицо: Митволь Олег Львович,
УСТАНОВИЛ: 08 декабря 2017 г. акционерным обществом "Российский аукционный дом" (далее - АО "РАД", общество, заявитель), осуществляющим функции организатора торгов по продаже посредством публичного предложения акций АО "Красноярский трест инженерно-строительных изысканий" на основании агентского договора от 10 сентября 2014 г. N 01-04/329, заключенного АО "РАД" и Российской Федерацией в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (агентский договор), на официальном сайте: www.torgi.gov.ru было размещено извещение N 081217/0530477/03 о проведении продажи посредством публичного предложения 54 356 обыкновенных именных акций в бездокументарной форме АО "Красноярский трест инженерно-строительных изысканий", что составляет 100 процентов уставного капитала общества (далее - акции).
Продажа акций осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2002 г. N 549 "Об утверждении Положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены" (Положение), Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июля 2013 г. N 1111-р и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 1419-р.
Согласно размещенному информационному сообщению о проведении продажи были указаны следующие основные этапы процедуры проведения продажи акций: дата начала приема заявок на участие в продаже акций - 08 декабря 2017 г.; дата окончания приема заявок на участие в продаже акций - 31 января 2018 г.; дата и место определения участников продажи акций - 05 февраля 2018 г. по адресу: г. Москва, Хрустальный пер., д. 1.
Дата, время и место проведения продажи акций (подведения итогов продажи) - 06 февраля 2018 г. в 11:00 по московскому времени по адресу: г. Москва, Хрустальный пер., д. 1, подъезд слева от подъезда N 19 здания Московского Гостиного двора, зал торгов.
31 января 2018 г. АО "РАД" на сайте организатора торгов: www.auction-house.ru, а также на официальном сайте www.torgi.gov.ru было размещено изменение в информационное сообщение в части продления срока приема заявок с 31 января 2018 г. по 14 февраля 2018 г.
В Федеральную антимонопольную службу России (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от Митволя О.Л. поступила жалоба от 01 февраля 2018 г. на действия организатора торгов при проведении продажи акций.
Из указанной жалобы следовало, что организатор торгов при продлении срока приема заявок нарушил права и законные интересы Митволя О.Л.
По результатам рассмотрения указанной жалобы антимонопольным органом было вынесено решение от 08 февраля 2018 г. N Т-11/18, которым жалоба Митволя О.Л. на действия организатора торгов при проведении торгов по продаже посредством публичного предложения акций АО "Красноярский трест инженерно-строительных изысканий" (извещение N 081217/0530477/03) признана обоснованной.
На основании указанного решения ФАС России 08 февраля 2018 г. выдано предписание об устранении нарушений положений Закона о приватизации.
Считая свои права нарушенными, АО "РАД" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании незаконными решения и предписания от 08 февраля 2018 г. N Т-11/18.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Митволь О.Л.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 апреля 2018 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2018 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ФАС России просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами нарушены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу АО "РАД" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ФАС России поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель АО "РАД" возражал против ее удовлетворения.
Представитель Митволя О.Л. в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу пункта 2 статьи 15 Закона о приватизации информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит размещению на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено Законом о приватизации.
В статье 23 Закона о приватизации установлен минимальный срок приема заявок при продаже государственного имущества посредством публичного предложения, который должен быть не менее двадцати пяти дней.
Пунктом 7 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 585 "Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций акционерных обществ на специализированном аукционе" (далее - Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 585), предусмотрено, что прием заявок начинается с даты, объявленной в информационном сообщении о проведении аукциона, осуществляется в течение не менее 25 календарных дней и заканчивается не позднее чем за 3 рабочих дня до даты рассмотрения продавцом заявок и документов претендентов.
Исходя из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 декабря 1993 г. N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий", при разрешении споров, связанных с признанием сделок приватизации недействительными, следует иметь виду, что под грубыми нарушениями правил конкурса или аукциона, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" является одним из оснований для признания сделки приватизации недействительной, понимаются необоснованное исключение из числа участников конкурса или аукциона лиц, признаваемых покупателями в соответствии со статьей 9 названного Закона, а также такие нарушения порядка проведения конкурса или аукциона, которые могли привести к неправильному определению победителя.
Статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Согласно пункту 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядке подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Жалоба лица должна содержать фактическое обоснование возникновения у него права обратиться в органы ФАС России с такой жалобой за защитой конкретных нарушенных прав.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
При этом судами установлено, что все необходимые сведения были размещены организатором торгов (заявителем) в информационном сообщении, а его условиями была предусмотрена возможность организатора торгов принять решение о продлении срока приема заявок на участие в продаже Акций.
О факте продления срока приема заявок на участие в продаже все претенденты, представившие на дату 31 января 2018 г. заявки на участие в продаже акций, в том числе Митволь О.Л., были уведомлены организатором торгов.
После получения уведомления о продлении срока приема заявок и ознакомления с изменениями информационного сообщения Митволь О.Л., равно как и другие претенденты, имел возможность направить в адрес организатора торгов письменное требование о возврате суммы задатка, в связи с продлением срока приема заявок и получить уплаченные денежные средства в качестве задатка в течение 5 дней.
При установленных обстоятельствах, а также с учетом приведенных выше норм права, суды правомерно пришли к выводу, что антимонопольный орган в данном случае не доказал факт нарушения правил проведения торгов и что нарушение правил торгов повлекло за собой неправильное определение результата торгов.
Суды также указали на то, что Закон о приватизации не содержит какого-либо императивного запрета на продление срока приема заявок на участие в продаже государственного или муниципального имущества.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 апреля 2018 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2018 г. по делу N А40-29523/18-122-263 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.