город Москва |
|
16 ноября 2018 г. |
Дело N А40-183895/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петровой В.В.,
судей Бочаровой Н.Н., Шишовой О.А.,
при участии в заседании:
от истца: ГУП города Москвы "Научно-производственное объединение "Мосгормаш" (ГУП "НПО "Мосгормаш") - неявка, извещено;
от ответчика: Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) - Скиперский А.С. по дов. от 21.12.17 N 42428/2017;
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Интех" (ООО "Интех") - неявка, извещено
рассмотрев 14 ноября 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение от 05 апреля 2018 года Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Гамулиным А.А., на постановление от 17 августа 2018 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Лепихиным Д.Е., Марковой Т.Т., Кочешковой М.В.,
по заявлению ГУП "НПО "Мосгормаш"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации договора аренды,
третье лицо - ООО "Интех",
УСТАНОВИЛ:
Решением от 05 апреля 2018 года Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-183895/2017, оставленным без изменения постановлением от 17 августа 2018 года Девятого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования были удовлетворены. Суд признал недействительным уведомление от 01 марта 2017 года N 77/005/018/2017-1518 Управления Росреестра по Москве (регистрирующего органа) о приостановлении государственной регистрации договора аренды N 16Ар-17 нежилого помещения от 25 января 2017 года (далее - договор), как несоответствующего Федеральному закону от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; обязал регистрирующий орган произвести государственную регистрацию указанного договора аренды (между арендодателем - ГУП "НПО "Мосгормаш" и арендатором - ООО "Интех").
По делу N А40-183895/2017 поступила кассационная жалоба от Управления Росреестра по Москве, в которой регистрирующий орган просит отменить решение суда первой, постановление суда апелляционной инстанций; принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы Управление Росреестра по Москве ссылается на то, что, по его мнению, в силу положений действующего законодательства, заявленные требования удовлетворению не подлежали.
Отводов суду заявлено не было, через канцелярию не поступило.
ГУП "НПО "Мосгормаш", ООО "Интех", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии кассационной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте - http://kad.arbitr.ru/.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу, суд кассационной инстанции разъяснил представителю Управления Росреестра по Москве его права и обязанности, предусмотренные ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве от ГУП "НПО "Мосгормаш", ООО "Интех", а также иные заявления или ходатайства, связанные с рассмотрением кассационной жалобы, через канцелярию Арбитражного суда Московского округа не поступили, в судебном заседании заявлены не были.
Суд кассационной инстанции установил порядок рассмотрения кассационной жалобы.
Представитель Управления Росреестра по Москве поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Управления Росреестра по Москве, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении суда первой инстанции, постановлении суда апелляционной инстанции, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены указанных судебных актов исходя из следующего.
Между ГУП "НПО "Мосгормаш" (арендодатель) и ООО "Интех" (арендатор) 25 января 2017 года был заключен договор аренды N 16Ар-17 нежилого помещения (далее - договор), в отношении объекта недвижимости площадью 55 кв.м. по адресу: г. Москва, Каширский пр-д, д. 13, этаж 2, пом. XIII, комн. N 33.
ГУП "НПО "Мосгормаш" обратилось в адрес регистрирующего органа с заявлением (от 16 февраля 2017 года) о государственной регистрации указанного договора.
Уведомлением от 01 марта 2017 года N 77/005/018/2017-1518 регистрирующий орган приостановил государственную регистрацию договора аренды.
Считая свои права нарушенными, ГУП "НПО "Мосгормаш" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением - о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации договора аренды.
Спор по настоящему делу N А40-183895/2017 рассмотрен судами в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (глава 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц": ст. ст. 197-201).
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с ч. 5 ст. 44 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" если в аренду передается часть здания, право на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), в частности совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), кадастровый учет такой части здания осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания без соответствующего заявления.
Частью 6 ст. 72 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что со дня вступления в силу закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в ст. 4 закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (сохраняет свою силу до принятия соответствующих решений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации - п. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04 июня 2014 года N 8-ФКЗ), в случае, если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи). Если из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами, то отказ в регистрации договора аренды по причине непредставления кадастрового паспорта на объект аренды может быть признан судом незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, пришли к выводу о незаконности оспариваемых действий (бездействия) Управления Росреестра по Москве, поскольку в ЕГРН содержатся все необходимые для осуществления государственного кадастрового учета части здания сведения о передаваемой в аренду части здания. Судами было обращено внимание на то, что заявителем при обращении в регистрирующий орган представлены документы, подтверждающие возникновение обременения в виде аренды на основании договора и позволяющие установить согласование сторонами подлежащего передаче в аренду помещения, сведения о котором имеются в материалах регистрационного дела права собственности и права хозяйственного ведения (право хозяйственного ведения является производным от права собственности).
В силу изложенного, оценив и исследовав, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями действующего законодательства, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные требования.
Суд кассационной инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы, конкретных обстоятельств именно данного дела и полномочий суда кассационной инстанции (суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной ст. ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции. Принимая во внимание предмет и основание заявленных требований, суд кассационной инстанции полагает необходимым указать, что исходя из системного толкования положений действующего законодательства, а также учитывая судебную практику по данному вопросу можно прийти к выводу о том, что суд не вправе выходить за пределы оснований оспариваемого уведомления регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации договора.
Суд кассационной инстанции, соглашаясь с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, полагает необходимым отметить, что указанный правовой подход сформирован Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018) утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04 июля 2018 года (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2018 года N 307-КГ17-18061 по делу N А26-505/2017; Определением Верховного Суда Российской Федерации от 05 июля 2018 года N 151-ПЭК18 по делу N А26-505/2017 отказано Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации).
Так п. 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018) в разделе: "Судебная коллегия по экономическим спорам", подразделе: "Споры, возникающие из обязательственных правоотношений" разъясняется, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о части передаваемого в аренду объекта недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части вещи, если имеется подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимости), и из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами.
Поскольку иных доводов кассационная жалоба Управления Росреестра по Москве не содержит, то суд кассационной инстанции в силу правил ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ограничивается рассмотрением названных доводов кассатора и правомерность других выводов суда апелляционной инстанции не проверяет.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения ст. ст. 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Управления Росреестра по Москве, а принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции считает законными и обоснованными. Кроме того, оснований, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе нарушений норм процессуального права, которые в любом случае являются основанием к отмене обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции), для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы заявителя кассационной жалобы - Управления Росреестра по Москве направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05 апреля 2018 года Арбитражного суда города Москвы, постановление от 17 августа 2018 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-183895/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
В.В.Петрова |
Судьи: |
Н.Н.Бочарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.