г. Москва |
|
20 ноября 2018 г. |
Дело N А41-571/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,
судей Шевченко Е. Е., Латыповой Р. Р.,
при участии в заседании:
от заинтересованного лица - Савченкова Ю.Ю. по доверен. от 29.12.2017,
рассмотрев 13 ноября 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на постановление от 15.08.2018
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Семушкиной В.Н., Пивоваровой Л.В.,
по заявлению Комитета по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
третье лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Московской области
о снятии земельного участка с кадастрового учета
УСТАНОВИЛ: Комитет по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области (далее Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее Управление, ответчик) об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок общей площадью 16005 кв.м., с кадастровым номером 50:24:0000000:72891, категория земель - земли населенных пунктов, местоположением: Московская область, Орехово-Зуевский район, сельское поселение Дороховское, вид разрешенного использования - "под размещение высоковольтных электрических сетей".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2018 указанное решение суда первой инстанции отменено; апелляционный суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области снять с государственного кадастрового учета земельный участок общей площадью 16005 кв.м., с кадастровым номером 50:24:0000000:72891, категория земель - земли населенных пунктов, местоположением: Московская область, Орехово-Зуевский район, сельское поселение Дороховское, вид разрешенного использования - "под размещение высоковольтных электрических сетей".
Управлением подана кассационная жалоба, согласно которой ответчик просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы указывает, что обязать Управление совершить действия возможно только в исключительных случаях, когда оспариваются непосредственно его действия, выраженные в отказе или бездействии.
Представитель Управления в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Истец, третьи лица в судебное заседание не явились, считаются извещенными в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в их отсутствие. Истцом представлен письменный отзыв на жалобу.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что Н.Ф. Бурыгина обратилась с заявлением к Главе Орехово-Зуевского муниципального района Московской области о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:24:0000000:72891, общей площадью 16005 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, местоположение: Московская область, Орехово-Зуевский район, сельское поселение Дороховское, вид разрешенного использования - "под размещение высоковольтных электрических сетей", в связи с наложением вышеуказанного земельного участка на земельный участок, принадлежащий Н.Ф. Бурыгиной на праве собственности.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 50:24:0000000:72891 находился в аренде у Некоммерческого партнерства по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту линии электропередачи для электроснабжения садовых домов и других хозяйственных объектов "Мещера" (договор аренды N 1934 от 25.06.2014), земельной комиссией по земельным вопросам и градостроительному регулированию Орехово-Зуевского муниципального района принято решение поручить Учреждению "Комитет по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского муниципального района" снять земельный участок с кадастровым номером 50:24:0000000:72891 с государственного кадастрового учета после расторжения договора аренды земельного участка с НП "Мещера".
Руководствуясь Постановлением Главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от 15.06.2017 N 1414 "О прекращении права аренды НП "Мещера" земельным участком площадью 16005 кв.м., расположенным по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, сельское поселение Дороховское", Комитет расторг указанный договор аренды земельного участка.
Руководствуясь Постановлением Главы Орехово-Зуевского муниципального района от 14.07.2017 N 1700 "О снятии с кадастрового учета земельного участка площадью 16005 кв.м., с кадастровым номером 50:24:0000000:72891, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, сельское поселение Дороховское", Комитет осуществляет работы для снятия с государственного кадастрового учета названного земельного участка.
Комитет обратился в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:24:0000000:72891.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области приняло решение N МО-17/РКФ-470353 об отказе в снятии с учета объекта недвижимости, поскольку земельный участок является ранее учтенным, не преобразуемым и не подлежит снятию с государственного кадастрового учета в соответствии с п. 33 ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости".
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд Московской области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что у ответчика имелись правовые основания для отказа в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка (п. 33 ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости").
Пунктом 1 ст. 45 Закона о кадастре установлено, что государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Минэкономразвития Российской Федерации от 13.04.2010 N Д23-1342, ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета не только по основаниям, предусмотренным ч. 3. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", но и на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Пунктом 3 ст. 20 Закона о кадастре установлено, что с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд, принимая во внимание, что Главой Орехово-Зуевского муниципального района принято решение от 14.07.2017 N 1700 о снятии с кадастрового учета земельного участка площадью 16005 кв.м., с кадастровым номером 50:24:0000000:72891, права на земельный участок не зарегистрированы за кем-либо, спорный земельный участок имеет статус "ранее учтенный", не имеет статуса "временный" и не может быть снят с государственного кадастрового учета по заявлению правообладателя, пршел к обоснованному выводу, что спор о праве в отношении участка отсутствует, отсутствие установленного законом порядка снятия с государственного кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота права на судебную защиту, внесение сведений о спорном объекте в государственный кадастр недвижимости нарушает права и законные интересы Комитета по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, орган кадастрового учета не имеет иных правовых оснований для самостоятельного исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о спорном участке, а заявитель иных способов защиты нарушенного права кроме обращения в арбитражный суд с иском о снятии участка с кадастрового учета.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно и обоснованно признал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Вывод апелляционного суда соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя жалобы, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемым судебным актом, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого в кассационном порядке судебного акта не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2018 по делу N А41-571/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
Е. Е. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.