г. Москва |
|
30 ноября 2018 г. |
Дело N А40-53293/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Шевченко Е.Е., Ананьиной Е.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Автомобильный завод "ГАЗ" - Скворцов А.В., доверенность от 1 июня 2017 года;
от заинтересованного лица: Центральной оперативной таможни - Мамочкина Ю.М., доверенность от 15 декабря 2017 года; Ханов Р.М., представитель по доверенности от 31 октября 2018 года;
рассмотрев в судебном заседании 20-27 ноября 2018 года кассационную жалобу Центральной оперативной таможни
на решение от 27 апреля 2018 года,
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Кастальской М.Н.,
на постановление от 14 августа 2018 года,
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Свиридовым В.А., Чеботаревой И.А., Красновой Т.Б.,
по делу N А40-53293/18,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автомобильный завод "ГАЗ"
к Центральной оперативной таможне
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автомобильный завод "ГАЗ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной оперативной таможне (далее - таможенный орган, ЦОТ) о признании незаконным и отмене постановления от 02 марта 2018 года N 10119000-358/2017 о назначении административного наказании по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 апреля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2018 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами судов, таможенный орган обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве и письменных пояснениях. Представитель ЦОТ поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно доводов жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением ЦОТ от 02 марта 2018 года N 10119000-358/2017 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 787 485 руб. 51 коп.
В качестве противоправного деяния обществу вменено следующее.
Общество, являясь в соответствии с договором от 14 июня 2016 года таможенным представителем ООО "ФОЛЬКСВАГЕН Групп Рус", ввезены на территорию Российской Федерации и заявлены к помещению под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" по декларации на товары (далее - ДТ) N 10408010/160317/0003719 товары, в том числе спорный товар N 2 "кузов цельнометаллический неокрашенный, состоящий из следующих деталей, в качестве комплектующих общегражданского назначения, используемых предприятиями на территории Нижегородской области для промышленный сборки автомобилей модельного ряда концерна Volkswagen, код ОКП 450000...", в количестве 5 единиц, товарный знак "SKODA", изготовитель "SKODA AUTO A.S.", классифицируемый в товарной подсубпозиции 8707101000 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка таможенной пошлины 0%, НДС 18%), общей статистической стоимостью 150 528,16 долларов США, таможенной стоимостью 8 898 141,31 рубль, вес брутто 2 490,00 кг, вес нетто 2 490,00 кг (далее - товар N 2, кузов);
Указанный товары, в том числе кузов, были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом по CMR от 10 марта 2017 года N 230698, инвойсам от 28 февраля 2017 года N 64825222, от 01 марта 2017 года N 64825244 и N 64825263 и от 06 марта 2017 года N 64825547, дополнительному соглашению от 31 мая 2011 года С-553-ОС/Д25 и приложению к нему от 31 мая 2011 года N 1, подтверждению о целевом назначении товаров от 15 июля 2016 года N МА-44069/20, во исполнение контракта от 12 января 2009 года N 694/09/MS-LV, заключенного между ООО "ФОЛЬКСВАГЕН Групп Рус" и компанией "SKODA AUTO A.S.", и дополнительных соглашений к нему от 20 декабря 2011 года N 3 и от 31 октября 2012 года N 4.
В соответствии с графами 8, 9, 14 ДТ получателем, декларантом и лицом, ответственным за финансовое урегулирование выступает ООО "ФОЛЬКСВАГЕН Групп Рус". В соответствии с графой 54 ДТ лицом, составившим и подавшим ДТ, является ведущий специалист ООО "Автозавод "ГАЗ" Толоконцева Ольга Викторовна (доверенность от 07 ноября 2016 года N 850).
Товары, заявленные в ДТ N 10408010/160317/0003719, выпущены для внутреннего потребления 16 марта 2017 года.
В ходе камеральной таможенной проверки по вопросу правомерности классификации товаров "автокомпоненты, их узлы и агрегаты..." для "промышленной сборки", помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ 10408010/160317/0003719 было установлено, что исходя из содержания соглашения от 29 мая 2006 года и дополнительного соглашения от 31 мая 2011 года N 3, заключенных между ООО "ФОЛЬКСВАГЕН Групп Рус" и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, классификация товаров "кузова...", ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза после 08 января 2015 года в товарных подсубпозициях "для промышленной сборки" не предусмотрена.
В связи с выявленной ошибкой таможенного представителя при заполнении ДТ при указании кода ТН ВЭД ЕАЭС 8708291000, 26 апреля 2017 года обществом на таможенный пост ГАЗ Нижегородской таможни было подано обращение в соответствии Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 года N 289 о внесении изменений (дополнений) в ДТ N 10408010/160317/0003719 и корректировка декларации на товары (далее - КДТ).
По результатам проведенного Нижегородской таможней в порядке статьи 24 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" ведомственного контроля принято решение по классификации товара от 06 июня 2017 года N РКТ-10408000-17/000164, в соответствии с которым товар "кузов цельнометаллический неокрашенный, состоящий из следующих деталей: в качестве комплектующих общегражданского назначения, используемых предприятиями на территории Нижегородской области для сборки автомобилей модельного ряда концерна Volkswagen...." классифицирован в товарной подсубпозиции 8707109000 (ставка таможенной пошлины 15%, но не менее 2 907 евро за штуку, НДС 18%).
В соответствии с разрешением об изменении, дополнении сведений, заявленных в ДТ N 10408010/160317/0003719, таможенным постом ГАЗ Нижегородской таможни 21 июня 2017 года была принята КДТ N 10408010/160317/0003719. В соответствии с КДТ в ДТ N 10408010/160317/0003719 были внесены изменения в графы 31, 33, 44 и 47 ДТ.
В графе 31 товара N 2 ДТ N 10408010/160317/0003719 описание товара было изменено с "кузов цельнометаллический неокрашенный,... для промышленной сборки..." на "кузов цельнометаллический неокрашенный,... для сборки...".
В результате внесения изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10408010/160317/0003719, дополнительно исчислено и уплачено обществом таможенных пошлин, налогов в размере 1 574 971,01 рублей (без учета пеней).
Данный факт послужил основанием для возбуждения таможенным органом дела об административном правонарушении N 101490000-358/2017 в отношении заявителя и привлечении его к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением ЦОТ о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суды пришли к выводу о незаконности оспариваемого постановления в связи с тем, что обществом были приняты все возможные меры, направленные на соблюдение требований по полному и достоверному декларированию товара, техническая ошибка при оформлении таможенной декларации не повлекла за собой недоплату или неуплату таможенных платежей за товар, что свидетельствует об отсутствии у общества умысла на совершение правонарушения.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. Одним из видов таможенной декларации является декларация на товары (подпункт 1 пункта 1 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза в декларации на товары указываются, в том числе, сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость.
В соответствии с частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ" частью 1 статьи 16.2 установлена ответственность за недекларирование товаров и транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации). Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Как установлено судами и не оспаривается сторонами, ввезенный товар был полностью задекларирован обществом в ДТ с указанием сведений о его наименовании и количестве в соответствии с условиями внешнеторгового контракта и товаросопроводительными документами, в то время как допущенная обществом ошибка в классификации была исправлена после выпуска товара для внутреннего потребления путем подачи в таможенный орган КДТ в ДТ N 10408010/160317/0003719, принятия таможней решения по классификации товара от 06 июня 2017 года N РКТ-10408000-17/000164 и уплаты доначисленных таможенных платежей.
Суды достоверно установили, что осуществляя проверку оформленных таможенных деклараций на товары после их выпуска, специалист, ответственный за оформление ДТ, самостоятельно обнаружил, что таможенное оформление кузова произведено с указанием неправильного кода ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с Примечаниями к статье 16.2 КоАП РФ:
1. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
2. В случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:
1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении;
2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;
3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.
3. Пункт 2 настоящих примечаний не применяется в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
4. В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 2 настоящих примечаний.
На основании указанных примечаний, суды пришли к выводу, что несмотря на совершение заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, действия общества, в связи с самостоятельным выявлением ошибки и внесением изменений в ДТ и принятием всех возможных мер для устранения правонарушения, подпадают под регулирование части 2 примечания к статье 16.2 КоАП РФ.
Кассационная коллегия соглашается с выводом судов о том, что обществом были приняты все возможные меры, направленные на соблюдение требований по полному и достоверному декларированию товара, а техническая ошибка при оформлении таможенной декларации не повлекла за собой недоплату или неуплату таможенных платежей за товар, однако отмечает, что исходя из требований части 2 примечания к статье 16.2 КоАП РФ, указанное примечание распространяется в отношении декларирования товаров, таможенное декларирование которых не производилось.
В настоящем случае, как установлено судами, кузов был задекларирован по ДТ N 10408010/160317/0003719 и выпущен для внутреннего потребления после уплаты таможенных платежей.
Следовательно, учитывая, что заявитель добровольно представил в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращение о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров, то его действия подпадают под регулирование части 4 примечания к статье 16.2 КоАП РФ, что в любом случае освобождает его от административной ответственности.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом изложенных обстоятельств суды пришли к правильному выводу о недоказанности вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы ЦОТ, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией и в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 апреля 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2018 года по делу N А40-53293/18 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.Е. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В настоящем случае, как установлено судами, кузов был задекларирован по ДТ N 10408010/160317/0003719 и выпущен для внутреннего потребления после уплаты таможенных платежей.
Следовательно, учитывая, что заявитель добровольно представил в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращение о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров, то его действия подпадают под регулирование части 4 примечания к статье 16.2 КоАП РФ, что в любом случае освобождает его от административной ответственности.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом изложенных обстоятельств суды пришли к правильному выводу о недоказанности вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 ноября 2018 г. N Ф05-18960/18 по делу N А40-53293/2018