г. Москва |
|
14 августа 2018 г. |
Дело N А40-53293/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова
судей: |
И.А. Чеботаревой, Т.Б. Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Центральной оперативной таможне на решение Арбитражного суда г.Москвы от 27 апреля 2018 по делу N А40-53293/18 (153-379) судьи Кастальской М.Н.
по заявлению ООО "Автомобильный завод "ГАЗ"
к Центральной оперативной таможне
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Скворцов А.В. по дов. от 01.06.2017, Краев А.В. по дов. от 23.04.2018;
от ответчика: Малахова С.Е. по дов. от 15.12.2017 Асеева М.В. по дов. от 27.03.2018.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Автомобильный завод "ГАЗ"(далее общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Центральной оперативной таможне (таможенный орган) о признании незаконным и отмене Постановление о назначении административного наказании по делу об административном правонарушении N 10119000-358/2017 от 02.03.2018 г.
Решением от 27.04.2018 арбитражный суд удовлетворил заявленные требования сделав вывод, что таможенный орган не доказал обстоятельства послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности.
Не согласившись с принятым решением, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает решение законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, а также содержащиеся в ней требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изложил свою правовую позицию по делу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения заявителя и ответчика, считает, что оснований для отмены судебного акта не имеется, исходя из следующего.
Суд первой инстанции достоверно установил, что заявителем не пропущен срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный ч.2 ст.208 АПК РФ и ч.1 ст.30.3 КоАП РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 16.03.2017 таможенным представителем ООО "Автозавод "ГАЗ" (Свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей от 21.12.2011 N 0420/00) от имени и по поручению ООО "ФОЛЬКСВАГЕН Групп Рус", в соответствии с Договором таможенного Представителя с декларантом от 14.06.2016 N4600002348/А08 заявлены к помещению под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" (ИМ 40) на таможенном посту ГАЗ Нижегородской таможни по декларации на товары (далее - ДТ) N10408010/160317/0003719 товары (всего 32 грузовых места, страна отправления -Чехия, страны происхождения - разные) различных наименований, а именно:
* товар N 1 "части и принадлежности кузовов, новые, в качестве комплектующих общегражданского назначения, используемых предприятиями на территории Нижегородской области для промышленный сборки автомобилей модельного ряда концерна Volkswagen (прил.1 доп.согл.с-553-ос/д25), код ОКП 450000..." товарный знак "SKODA", изготовитель "SKODA AUTO A.S.", классифицируемый в товарной подсубпозиции 8708291000 ТН ВЭД ЕАЭС, общей статистической стоимостью 135 428,52 долларов США, таможенной стоимостью 8 005 559,01 рублей, вес брутто 3 188,464 кг, вес нетто 3 188,464 кг;
* товар N 2 "кузов цельнометаллический неокрашенный, состоящий из следующих деталей, в качестве комплектующих общегражданского назначения, используемых предприятиями на территории Нижегородскойобластидля промышленный сборки автомобилей модельного ряда концерна Volkswagen (прил.1 доп.согл.с-553-ос/д25), код, ОКП 450000...", в количестве 5 единиц, товарный знак "SKODA", изготовитель "SKODA AUTO A.S.", классифицируемый в товарной подсубпозиции 8707101000 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка таможенной пошлины 0%, НДС 18%), общей статистической стоимостью 150 528,16 долларов США, таможенной стоимостью 8 898 141,31 рубль, вес брутто 2 490,00 кг, вес нетто 2 490,00 кг;
* товар N 3 "части и принадлежности кузовов, новые, в качестве комплектующих общегражданского назначения, используемых предприятиями на территории Нижегородской области для промышленный сборки автомобилей модельного ряда концерна Volkswagen (прил.1 доп.согл.с-553-ос/д25), код ОКП 450000..." товарный знак "SKODA", изготовитель "SKODA AUTO A.S.", классифицируемый в товарной подсубпозиции 8708291000 ТН ВЭД ЕАЭС, общей статистической стоимостью 7,76 долларов США, таможенной стоимостью 458,62 рублей, вес брутто 1,164 кг., вес нетто 1,164 кг.;
* товар N 4 "части и принадлежности кузовов, новые, в качестве комплектующих общегражданского назначения, используемых предприятиями на территории Нижегородской области для промышленный сборки автомобилей модельного ряда концерна Volkswagen (прил.1 доп.согл.с-553-ос/д25), код ОКП 450000..." товарный знак "SKODA", изготовитель "SKODA AUTO A.S.", классифицируемый в товарной подсубпозиции 8708291000 ТН ВЭД ЕАЭС, общей статистической стоимостью 59,83 долларов США, таможенной стоимостью 3 537,00 рублей, вес брутто 10,930 кг, вес нетто 10,930 кг.
Указанные товары были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом по CMR от 10.03.2017 N 230698, инвойсам от 28.02.2017 N64825222, от 01.03.2017 N64825244 и N 64825263 и от 06.03.2017 N64825547, дополнительному соглашению С-553-ОС/Д25 от 31.05.2011 и приложению к нему от 31.05.2011 N1, подтверждению о целевом назначении товаров от 15.07.2016 NМА-44069/20, во исполнение контракта от 12.01.2009 N694/09/MS-LV, заключенного между ООО "ФОЛЬКСВАГЕН Групп Рус" и компанией "SKODA AUTO A.S.", и дополнительных соглашений к нему от 20.12.2011 N3 и от 31.10.2012 N4. Перевозчиком, ответственным за доставку товара, выступало Транспортное республиканское унитарное предприятие "Брестское отделение Белорусской железной дороги" (Республика Беларусь).
В соответствии с гр.8, 9, 14 ДТ получателем, декларантом и лицом, ответственным за финансовое урегулирование выступает ООО "ФОЛЬКСВАГЕН Групп Рус". В соответствии с графой 54 ДТ лицом, составившим и подавшим ДТ, является ведущий специалист ООО "Автозавод "ГАЗ" Толоконцева Ольга Викторовна (доверенность от 07.11.2016 N 850).
Товары, заявленные в N 10408010/160317/0003719, выпущены для внутреннего потребления 16.03.2017.
С 11.01.2016 отделом регионального курирования и контроля Службы таможенного контроля после выпуска товаров Центрального таможенного управления (далее - СТКПВТ ЦТУ) в соответствии со ст.131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) проводилась камеральная таможенная проверка у ООО "ФОЛЬКСВАГЕН Групп Рус" по вопросу правомерности классификации товаров "автокомпоненты, их узлы и агрегаты..." для "промышленной сборки", помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в период с 01.01.2015 по 31.05.2015 в товарных подсубпозициях 8407341000, 8408201000, 8708701000, 8708291000, 8708922001, 8708991000 ТН ВЭД ЕАЭС, в товарной подсубпозиции 8707101000 ТН ВЭД ЕАЭС по ДТ N 10408010/120217/0001714 и N 10408010/160317/0003719.
При таможенном декларировании товара N 2 в ДТ N 10408010/160317/0003719 в соответствии с примечанием 5 к единой ТН ВЭД ЕАЭС в качестве документа, подтверждающего целевое назначение ввозимого товара было представлено письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15.07.2016 NМА-44069/20, которое выдано в отношении автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 ТН ВЭД ЕАЭС, их узлов и агрегатов.
В соответствии с Порядком и Приложением N 1 к Порядку между ООО "ФОЛЬКСВАГЕН Групп Рус" и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации заключено Соглашение от 29.05.2006, а также Дополнительные соглашения к Соглашению от 29.05.2006 от 19.11.2008 N 1, от 19.06.2009 N 2, от 31.05.2011 N 3, от 05.12.2012 N 4, от 27.08.2015 N 5, от 06.11.2015 N6.
В соответствии с пунктом 2.1 Дополнительного соглашения от 31.05.2011 N 3 ООО "ФОЛЬКСВАГЕН Групп Рус" приняло на себя дополнительные обязательства по выполнению требований и условий применения понятия "промышленная сборка", установленные Приложением N 1 к Порядку.
Пунктом 2.3 Дополнительного соглашения от 31.05.2011 N 3 предусмотрено, что основанием для классификации ввозимых ООО "ФОЛЬКСВАГЕН Групп Рус" автокомпонентов является заключенное Дополнительное соглашение при наличии подтверждения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации целевого назначения ввозимых товаров.
Согласно пункту 3.1 Дополнительного соглашения от 31.05.2011 N 3 обязательства ООО "ФОЛЬКСВАГЕН Групп Рус", указанные в пункте 3.4 Соглашения от 29.05.2006, об обязанности организовать производственный цикл, который с учетом технологических процессов, осуществляемых в режиме фрактальной фабрики, должен включать операции по сварке и окраске кузова, монтаже оборудования салона, силового агрегата, рулевого механизма, передней и задней подвески, выпускной системы, элементов экстерьера, электрооборудования, сборке кузова и контрольные испытания транспортных средств прекращаются с даты вступления в силу Дополнительного соглашения от 31.05.2011 N 3 в связи с их фактическим выполнением ООО "ФОЛЬКСВАГЕН Групп Рус" в полном объеме.
Согласно пункту 7.1 Дополнительного соглашения от 31.05.2011 N 3 оно вступает в силу со дня подачи ООО "ФОЛЬКСВАГЕН Групп Рус" первой ДТ относительно кузовов товарной позиции 8707101000 ТН ВЭД ЕАЭС, но не позднее 31 декабря 2012 года. Первая ДТ на кузова, классифицируемые в товарной позиции "для промышленной сборки", подана ООО "ФОЛЬКСВАГЕН Групп Рус" 08.01.2012.
Пунктом 4.3 Дополнительного соглашения от 31.05.2011 N 3 определено, что ООО "ФОЛЬКСВАГЕН Групп Рус" вправе, ввозить в течение 36 месяцев с даты вступления настоящего Дополнительного соглашения (08.01.2012) в силу кузова, классифицируемые в товарной позиции 8707101000 ТН ВЭД ЕАЭС, в количестве, не превышающем 5% в год от действующих производственных мощностей, обеспечивающих возможность серийного производства на основе технологических процессов, указанных в Разделе I Порядка (то есть до 08.01.2015).
Соглашением не предусмотрена классификация товаров "кузова...", ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза после 08.01.2015 в товарных подсубпозициях "для промышленной сборки".
В ходе камеральной таможенной проверки было установлено, что ООО "Автозавод ГАЗ" при таможенном декларировании товара N 2 по ДТ N 10408010/160317/0003719 в качестве документов, подтверждающих классификацию товаров в товарной подсубпозиции 8707101000 ТН ВЭД ЕАЭС, были представлены документы, не имеющие отношения к декларируемым товарам, и заявлены недостоверные сведения в описании товара и о классификационном коде товара по ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно письму ООО "ФОЛЬКСВАГЕН Групп Рус" от 04.05.2017 N 359-ф, у данного Общества отсутствуют необходимые документы, подтверждающие целевое назначение проверяемых товаров, и что таможенное декларирование товара в товарной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС "для промышленной сборки" произведено из-за ошибки таможенного представителя при заполнении ДТ.
По мнению таможенного органа, в связи с отсутствием документов, подтверждающих целевое назначение товаров, предусмотренных примечанием 5 к единой ТН ВЭД ЕАЭС, товар N 2, задекларированный по ДТ N 10408010/160317/0003719 должен быть классифицирован в товарной подсубпозиции 8707109000 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка таможенной пошлины 15%, но не менее 2 907 евро за штуку, НДС 18%).
26.04.2017 в ходе проводимой камеральной таможенной проверки ООО "Автозавод "ГАЗ" от лица ООО "ФОЛЬКСВАГЕН Групп Рус" на таможенный пост ГАЗ Нижегородской таможни было подано обращение в соответствии Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 о внесении изменений (дополнений) в ДТ N 10408010/160317/0003719 и корректировка декларации на товары (далее - КДТ).
Нижегородской таможней по результатам рассмотрения обращения ООО "Автозавод "ГАЗ" о внесении изменений (дополнений) в ДТ N 10408010/160317/0003719 в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" был проведен ведомственный контроль решения таможенного поста ГАЗ Нижегородской таможни, по результатам которого указанное решение о подтверждении классификационного кода товара N 2 по ДТ N 10408010/160317/0003719 в товарной подсубпозиции 8707101000 ТН ВЭД ЕАЭС признано не соответствующим требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
По результатам ведомственного контроля Нижегородской таможней по товару N 2 ДТ N 10408010/160317/0003719 принято решение по классификации товара от 06.06.2017 N РКТ-10408000-17/000164, в соответствии с которым товар "кузов цельнометаллический неокрашенный, состоящий из следующих деталей: в качестве комплектующих общегражданского назначения, используемых предприятиями на территории Нижегородской области для сборки автомобилей модельного ряда концерна Volkswagen...." классифицирован в товарной подсубпозиции 8707109000 (ставка таможенной пошлины 15%, но не менее 2 907 евро за штуку, НДС 18%).
Таким образом, в графе 31 товара N 2 ДТ N10408010/160317/0003719 описание товара было изменено с "кузов цельнометаллический неокрашенный,... для промышленной сборки..." на "кузов цельнометаллический неокрашенный,... для сборки...".
В соответствии с разрешением об изменении, дополнении сведений, заявленных в ДТ N 10408010/160317/0003719, таможенным постом ГАЗ Нижегородской таможни 21.06.2017 была принята КДТ N 10408010/160317/0003719. В соответствии с КДТ в ДТ N 10408010/160317/0003719 были внесены изменения в графы 31, 33, 44 и 47 ДТ.
В результате внесения изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10408010/160317/0003719, дополнительно исчислено и уплачено таможенных пошлин, налогов в размере 1.574 971,01 рублей (без учета пеней).
Данный факт послужил основанием для возбуждения 21.12.2017 таможенным органом дела об административном правонарушении N 101490000-358/2017 в отношении ООО "Автозавод "ГАЗ" по ч. 2 ст. 16.2 КоАП России.
19 января 2018 года таможенным органом в отношении ООО "Автомобильный завод "ГАЗ" был составлен протокол об административном правонарушении N 10119000-358/2017 по ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ.
02.03.2018 г. таможенным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10119000-358/2017, в соответствии с которым Общество с ограниченной ответственностью "Автомобильный завод "ГАЗ" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде взыскания административного штрафа в размере одной второй суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов -787 485 руб. 51 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Суд сделал правомерный вывод, что оспариваемое постановление принято таможенным органом в рамках предоставленных полномочий.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности, в соответствии с положениями 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюдены.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемых постановлений в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судами не выявлено, гарантии защиты Обществу как лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечены.
Оспариваемое постановление вынесено в срок, установленный ст.4.5 КоАП РФ.
Согласно п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП России или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.2 ст.16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ" частью 1 статьи 16.2 установлена ответственность за недекларирование товаров и транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации). Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения. Предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Товары подлежат таможенному декларированию согласно ст.179 Таможенного кодекса Таможенного союза, при помещении под таможенную процедуру, ибо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
Под таможенным декларированием в соответствии с п/п.27 п.1 ст.4 таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), понимается заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
К сведениям, подлежащим указанию в декларации на товары, согласно ст.181 ТК ТС, относятся наименование, описание, классификационный код товаров по ТН ВЭД, таможенная стоимость и др.
Порядок декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу, установлен ТК ТС.
На основании статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
В соответствии с п.2 ст.180 ТК ТС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной стоимости и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государства - члена Таможенного союза.
Основные сведения, подлежащие заявлению в таможенной декларации, установлены ст.181 ТК ТС и определяются, в том числе такими сведениями о товарах как описание, классификационный код товаров по ТН ВЭД, таможенная стоимость (п/п. 5 п. 2 ст.181 ТК ТС).
Пунктом 1 статьи 183 ТК ТС установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган следующих документов: документов, подтверждающих полномочия лица, подающего таможенную декларацию; документов, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки, а также иных коммерческих документов, имеющихся в распоряжении декларанта; транспортных (перевозочных) документов; документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений. К таким документам, относятся, в том числе документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (подпункт 8 пункта 1 статьи 183 ТК ТС).
Порядок заполнения ДТ определен Инструкцией, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, разработанной в соответствии со статьей 180 ТК ТС. При помещении товаров под таможенную процедуру в графах ДТ указываются основные сведения о каждом декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взыскание которых возложено на таможенные органы. Таким образом, декларант имеет строго установленные ТК ТС и иными нормативно - правовыми актами обязанности, которые он должен неукоснительно исполнять.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (п.7 ст.190 ТК ТС). При этом с момента оформления (принятия) указанной ДТ декларирование товаров считается состоявшимся и таможенный орган вправе осуществлять контроль за достоверностью и полнотой заявленных в отношении товаров сведений.
В соответствии со ст.188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТК ТС, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с ТК ТС; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС.
Согласно ст.189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных ст.188 ТК ТС, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
Статьей 12 ТК ТС установлено, что таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей. При этом отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.
Согласно ст.15 ТК ТС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
Согласно п.4 ст.16 ТК ТС обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.
За несоблюдение требований таможенного законодательства Таможенного союза таможенный представитель, согласно ст.17 ТК ТС, несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
Как следует из материалов дела, Таможенное оформление товара осуществлялось таможенным представителем ООО "Автозавод "ГАЗ" в соответствии с заключенным между ООО "Автозавод "ГАЗ" и ООО "ФОЛЬКСВАГЕН Групп Рус" (далее - "ФГР") Рамочным договором N 4600001191 от 29.03.2013 об оказании услуг таможенного представителя (peг. номер ГАЗ ДУ07/0002/АЗГАЗ/13 от 17.05.2013).
10.03.2017 г. отправитель товара "SKODA AUTO A.S. ЧЕХИЯ" направил по электронной почте, согласно утвержденного списка рассылки, таможенному представителю ГАЗ авизо от 10.03.2017 г. и предварительные документы (инвойсы) на контейнерный поезд для подготовки и подачи предварительной декларации на содержащиеся в нём товары.
Согласно п.1.4.5 Рамочного договора N 4600001191 от 29.03.2013 г. направление по электронной почте копий товаро-сопроводительных документов на транспортные средства с грузами является Заявкой ФГР на оказание соответствующих услуг по таможенному оформлению товара. Специалисты таможенного представителя ООО "Автозавод "ГАЗ" получили предварительные документы, подготовили к подаче декларацию на товары, сформировали пакет документов, подтверждающих заявляемые сведения и подали предварительную декларацию на товары на таможенный пост ГАЗ Нижегородской таможни.
Для целей таможенного оформления товара, перечисленного в Заявке ФГР, ФГР предоставило Соглашение о промышленной сборке от 29.05.2006 (далее - Соглашение о промсборке), заключённое между Министерством Экономического Развития и Торговли РФ и ФГР.
В соответствии с п.4.3 Дополнительного соглашения N 3 от 31.05.2011 г. к Соглашению о промсборке определено, что ФГР вправе ввозить в течение 36 месяцев с даты вступления в силу данного Дополнительного соглашения кузова, классифицируемые в товарной позиции 8707101000 ТН ВЭД, в количестве, не превышающем 5% в год от действующих производственных мощностей, обеспечивающих возможность серийного производства на основе технологических процессов, указанных в Разделе 1 Порядка установленного Соглашением о промсборке.
16.03.2017 г. ООО "Автозавод "ГАЗ" была подана на таможенный пост ГАЗ Нижегородской таможни декларация на товар, которая была зарегистрирована за номером ДТ 10408010/160317/0003719.
Рассматриваемый в рамках дела об АП товар "Кузов цельнометаллический неокрашенный..." в количестве 4 шт - был задекларирован в ДТ как товар N 2 (далее Товар N 2) с кодом ЕТН ВЭД 8707101000. Данный кузов ввозился для сборки автомобиля модели "KODIAQ" марки "Skoda".
Суд достоверно установил, что осуществляя проверку оформленных таможенных деклараций на товары после их выпуска, специалист, ответственный за оформление ДТ, самостоятельно обнаружил, что таможенное оформление вышеуказанного Товара N 2 было осуществлено при отсутствии письма Министерства промышленности и торговли о подтверждении целевого назначения ввозимых товаров (далее - Целевое подтверждение), а именно на конкретный товар "КУЗОВА, КЛАССИФИЦИРУЕМЫЕ В ТОВАРНОЙ ПОЗИЦИИ 8707101000 ТН ВЭД ЕАЭС" с указанием таможенных органов для декларирования.
В результате обнаружения технической ошибки, ООО "Автозавод "ГАЗ" было принято решение об оформлении заявления о корректировке вышеуказанной ДТ с целью декларирования Товара N 2 по "общему" (не для промсборки) коду ЕТН ВЭД 8707109000.
ООО "Автозавод "ГАЗ" обратился на "Таможенный пост ГАЗ" Нижегородской таможни с заявлением от 26.04.2017 г. о корректировке сведений в графах 31, 33, 44, 47, "В" Товара 2 указанной ДТ с необходимостью доплаты денежных средств в размере 1 574 971,01 рублей (далее - Заявление о корректировке). Заявление о корректировке было принято таможенным органом и зарегистрировано за входящим номером 302 от 26.04.2017 г.
В результате проверки заявления на корректировку Нижегородской таможней, внесение изменений в ДТ было разрешено.
21.06.2017 г. была проведена корректировка ДТ N 10408010/160317/0003719, а 24.07.2017 г. обществом были оплачены суммы доплат и пени.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, никаких дополнительных требований со стороны таможенного органа в адрес ООО "Автозавод "ГАЗ" направлено не было.
Таким образом, причиной недостоверного декларирования Товара N 2 в ДТ 10408010/160317/0003719 явилась ошибка специалиста ООО "Автозавод "ГАЗ" в связи с большим объемом таможенного оформления иностранных автокомпонентов для ФГР. В частности, было упущено, что при декларировании кузовов необходимо "Целевое подтверждение" от Минпромторга РФ именно на конкретный товар "КУЗОВА, КЛАССИФИЦИРУЕМЫЕ В ТОВАРНОЙ ПОЗИЦИИ 8707101000 ТН ВЭД ЕАЭС" с указанием таможенных органов для декларирования, а не общее целевое подтверждение на товары, ввозимые ФГР.
В соответствии с Примечаниями к ст. 16.2 КоАП России:
1. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
2. В случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:
1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении;
2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;
3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.
3. Пункт 2 настоящих примечаний не применяется в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
4. В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 2 настоящих примечаний.
Таким образом, несмотря на совершение ООО "Автозавод "ГАЗ" административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.16.2 КоАП РФ, действия ООО "Автозавод "ГАЗ", в связи с самостоятельным выявлением ошибки и внесением изменений в ДТ и принятием всех возможных мер для устранения правонарушения, подпадают по регулирование ч.2 примечания к ст.16.2 КоАП РФ
Суд обоснованно исходил из того, что Обществом были предприняты все возможные в рассматриваемой ситуации меры, направленные на соблюдение требований по полному и достоверному декларированию товара.
Частью 7 статьи 190 ТК ТС установлено, что с момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Таможенные представители являются специальными субъектами таможенных правоотношений, правомочными на осуществление деятельности в области таможенного дела от имени третьих лиц, функции которых заключаются в том, что данные лица, обладая специальными познаниями и навыками, действуя на профессиональной основе, предоставляют платные услуги по совершению таможенного оформления товаров. Таким образом, таможенный представитель, осуществляя конкретные таможенные операции, принимает на себя все обязанности, сопутствующие тому действию.
В рассматриваемом случае, техническая ошибка при оформлении ДТ не повлекла за собой недоплату или неуплату таможенных платежей за товар, что свидетельствует об отсутствии у Общества умысла на совершение правонарушения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что действия общества не образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
В соответствии с п.1, 2 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая изложенное, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2017 по делу N А40-53293/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-53293/2018
Истец: ООО "Автомобильный завод ГАЗ"
Ответчик: Центральная оперативная таможня, Центральная оперативная таможня ЦТУ Федеральной таможенной службы России