г. Москва |
|
03 декабря 2018 г. |
Дело N А40-49278/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.
при участии в заседании:
от заявителя: неявка уведомлен;
от заинтересованного лица Власов Д.Е. по дов. от 21.12.17;
рассмотрев 29 ноября 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение от 31 мая 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кузиным М.М.,
постановление от 13 августа 2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Вигдорчиком Д.Г., Поповым В.И.,
по делу N А40-49278/18
по заявлению ООО "Союзпроект" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным отказа,
установил:
ООО "Союзпроект" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным отказ Управления Росреестра по г. Москве от 16.01.2018 N 51-3997/2018 в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2018 года, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2018 года, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, не явился, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заинтересованного лица, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании договора долгосрочной аренды земельного участка от 30.06.2002 N М-09-02-1519 и договора об уступке прав по договору аренды земельного участка N 52 от 21.10.2008 ООО "Союзпроект" является арендатором земельного участка площадью 7000 кв. м с кадастровым номером 77:09:0002014:136 по адресу: г. Москва, ул. Маршала Федоренко, вл. 12. Договор уступки прав зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве 24.08.2012, номер регистрационной записи 77-77-14/033/2012-939.
Постановлением Правительства г. Москвы N 791-ПП от 29.11.2016 утверждены результаты государственной кадастровой оценки указанного земельного участка в размере 140 690 760 руб.
На данном земельном участке расположено здание с кадастровым номером 77:09:0002014:1110, принадлежащее заявителю на праве собственности. Право собственности зарегистрировано Управлением Росреестра по г. Москве 11.02.2009 за N 77-77-09/020/2009-136.
Постановлением Правительства г. Москвы N 790-ПП от 29.11.2016 утверждены результаты государственной кадастровой оценки указанного здания в размере 259 563 189 руб. 20 коп.
Суды указывают, что считая кадастровую стоимость объектов завышенной, заявитель заключил договор об оценке указанных объектов с ЗАО "Консультант-Сервис". Согласно отчетам ЗАО "Консультант-Сервис" по состоянию на 01.01.2016 рыночная стоимость указанного земельного участка составляет 98 901 000 руб., здания - 116 725 000 руб.
29.12.2017 заявитель обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее Комиссия) при Управлении Росреестра по г. Москве с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов, равной их рыночной стоимости. К данному заявлению был приложен необходимый перечень документов.
16.01.2018 Управление Росреестра по г. Москве направило в адрес заявителя уведомление N 51-3997/2018 об отказе в принятии документов на Комиссию. Свой отказ Управление Росреестра по г. Москве мотивирует тем, что среди приложенных к заявлению документов "отсутствует оригинал выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости" (к заявлению приложена нотариально заверенная копия выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости).
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из необоснованного отказа в принятии необходимых документов для рассмотрения заявления в Комиссии, поскольку ООО "Союзпроект" представлены все необходимые документы. Нотариально заверенные копии документов обладают такой же юридической силой, что и подлинный документ, в связи с чем, оспариваемый отказ регистрирующего органа не соответствует положениям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) и нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу положений ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, п. 13 Приказа Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее - Порядок) к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, в уполномоченный орган должны быть приложены: кадастровая справка о кадастровой стоимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего документа на земельный участок; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа; положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям Закона об оценке, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (названного Закона). В силу ч. 5 ст. 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное им не установлено.
П. 11 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/481 была создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении.
П. 14 Порядка предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Перечень оснований для отказа в принятии заявления, указанный в Порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденном Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.05.2012 года N 263, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Полномочия Комиссии по приему либо возврату заявления являются четко регламентированными; на указанной стадии секретарь обязан проверить наличие необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Порядок не наделяет секретаря комиссии правом на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам, кроме той, которая указана в п. 15 Порядка, поскольку указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления по существу (п. 19, 20 Порядка).
Несоответствие представленных документов по их содержанию заявленным требованиям, может являться основанием для принятия Комиссией отказа (отклонения) заявления, а не основанием для отказа в принятии заявления на рассмотрение Комиссии.
Судами верно установлено, что все необходимые документы заявителем были представлены ответчику, причиной отказа в принятии документов, явилось сомнение в нотариально заверенной копии выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости от 26.12.2017 N 77/ИСХ/17-3830044.
Применение судами положений ст. 77 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1), согласно которым нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из документов, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами правомерно.
Кассационная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что нотариально заверенная копия документа обладает такой же юридической силой, что и подлинный документ и отказ Управления Росреестра по г. Москве в принятии документов на Комиссию является незаконным.
Судебная коллегия пришла к выводу, что суды, исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, полно, детально, подробно, достоверно описав представленные в материалы дела доказательства, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права пришли к правомерным выводам об удовлетворении исковых требований.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что доводы кассационной жалобы не могут быть положены в основание отмены судебных актов, поскольку по своей сути сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судами при вынесении обжалуемых судебных актов, не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2018 года по делу N А40-49278/18 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.