г. Москва |
|
07 декабря 2018 г. |
Дело N А41-25835/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от ООО "Айкрафт оптикал Нью-Йорк" - Дьяков Д.В. по доверенности от 04.06.18 г.;
от Шереметьевская таможня - Митин А.В.по доверенности от 04.12.18 г.,
рассмотрев 06 декабря 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Айкрафт"
на решение от 09 июля 2018 года,
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Гвоздевым Ю.Г.,
на постановление от 27 августа 2018 года,
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Панкратьевой Н.А., Иевлевым П.А., Марченковой Н.В.,
по делу N А41-25835/18,
по заявлению ООО "Айкрафт оптикал Нью-Йорк"
к Шереметьевской таможне
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Айкрафт оптикал Нью-Йорк" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможня, административный орган, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 22.11.2017 N 10005000-2990/17, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 июля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2018 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами судов, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права. В кассационной жалобе общество указывает на то, что судами допущено нарушение норм материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Представитель кассатора в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель таможни в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы. Письменный отзыв не представлен.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Судами установлено, что 04.06.2018 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесены сведения о смене наименования заявителя на ООО "АЙКРАФТ" и смене юридического адреса. До внесения данный изменений юридическим адресом заявителя являлся адрес: 105064, г. Москва, улица Земляной вал, дом 1/4, строение 1.
Кассационная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, сделанными на основании следующего.
Как установлено судами, 28.04.2016 целях таможенного оформления ввезенного товара "линзы очковые" на таможенный пост аэропорт Шереметьево (грузовой) Шереметьевской таможни обществом подана ДТ N 10005022/280416/0025786 (далее - ДТ).
В графе N 44 ДТ "Дополнительная информация/Представленные документы" в качестве документа, подтверждающего соблюдение мер технического регулирования обществом заявлены сведения о Сертификате соответствия от 24.12.2014 N POCC CN.MH08.Д20240.
В ходе проверки правомерности представления обществом вышеуказанного сертификата соответствия в отношении товаров по ДТ таможенным органом установлено, что сведения о данном сертификате отсутствуют в едином реестре зарегистрированных деклараций о соответствии.
По факту выявленного нарушения в отношении заявителя составлен Протокол об административном правонарушении от 08.11.2017 N 10005000-2990/17.
Суды указывают на то обстоятельство, что для составления протокола по делу об административном правонарушении (возбуждении дела об административном правонарушении) законный представитель общества вызывался путем направления по юридическому адресу организации телеграммы от 25.10.2017 N 05-11/44347, врученной специалисту Пантериной 26.10.2017.
Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 22.11.2017 N 10005000-2990/17 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене, ссылаясь на отсутствие состава вмененного административного правонарушения.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В силу пункта 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
Судами верно указано, что объектом вменяемого обществу правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок декларирования товаров.
Также судами установлено, что в качестве объективной стороны правонарушения обществу вменяется представление при декларировании товаров Декларации о соответствии от 24.12.2014 N POCC CN.MH08.Д20240, которая отсутствует в Едином реестре выданных сертификатов соответствия, находящемся в свободном доступе на сайте Росаккредитации.
Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (пункт 3 статьи 179 ТК ТС).
В соответствии с частью 1 статьи 111 ТК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.
Согласно требованиям статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Закона о техническом регулировании, Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" установлен единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Суды указывают, что в качестве документа, подтверждающего соблюдение установленных таможенным законодательством запретов и ограничений, заявителем приложена Декларация о соответствии от 24.12.2014 N POCC CN.MH08.Д20240.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Кроме того, судами установлено, что на основании содержания графы 44 ДТ и Декларации о соответствии от 24.12.2014 N POCC CN.MH08.Д20240 таможенным органом установлено, что сведения о декларации о соответствии отсутствуют в Едином реестре зарегистрированных деклараций о соответствии.
Согласно письму Росаккредитации от 25.08.2017 N 23301/03-КК товар "Линзы очковые для коррекции зрения из полимерного материала" отнесенные к "Медицинской технике" и не входят в область аккредитации ни органа по сертификации "ПромТест", ни испытательной лаборатории "Микрон", т.е. декларация выдана неуполномоченными лицами.
Кассационная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии общества объективной стороны вменяемого правонарушения.
Субъектом вменяемого правонарушения может выступать любое лицо, осуществляющее декларирование товаров, т.е. как декларант, так и его таможенный представитель, действующий от его имени и по его поручению.
С целью соблюдения установленных запретов и ограничений соответствующие документы должны быть представлены декларантом или его таможенным представителем, в настоящем случае такой документ представлен на таможенный пост обществом, в связи с чем, правомерно таможенным органом именно оно привлечено к административной ответственности.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
До предъявления к таможенному оформлению товара и приложения декларации о соответствии общество имело возможность проверить информацию о его размещении в едином реестре зарегистрированных деклараций о соответствии, проверить область аккредитации органа сертификации и испытательной лаборатории, чего заявителем сделано не было.
Также кассационная коллегия соглашается с выводом судов о наличии в деянии общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено назначение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
При проверке обоснованности размера назначенного административного штрафа судами установлено, что решением Арбитражного суда города Москвы от 28 февраля 2017 г. по делу N А40-255107/16 обществу отказано в признании незаконным и отмене постановлений от 30.11.2016, которыми заявитель привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ, что в силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ исключает возможность назначения наказания в виде минимального размера штрафа, так как свидетельствует о повторности совершенного правонарушения и является в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ отягчающим административную ответственность обстоятельством.
Относительно довода кассационной жалобы об отсутствии в материалах дела материалов административного дела, установлено следующее.
Доводы кассатора о том, что в материалах дела отсутствуют материалы дела, отклоняются кассационной коллегией как необоснованные, поскольку, как установлено судом апелляционной инстанции, в материалы дела административное дело представлено в электронном виде в виде электронных образов документов в полном объеме в соответствии с Порядком подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28.12.2016 N 252, что позволило как суду первой инстанции, так и апелляционному суду непосредственно исследовать и оценить все представленные таможенным органом доказательства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе таможни, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, являлись предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, свидетельствуют о несогласии с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, выводы судов о наличии совокупности необходимых условий для отказа в удовлетворении заявленных требований, являются обоснованными.
Все доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09 июля 2018 года и Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2018 года по делу N А41-25835/18 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.