г. Москва |
|
11 декабря 2018 г. |
Дело N А40-8963/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.12.2018.
Полный текст постановления изготовлен 11.12.2018.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Дунаевой Н.Ю.,
судей Нечаева С.В., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от Правительства Москвы - Апрелов С.А.- доверен. от 03.09.18г. N 4-47-1546/18
от акционерного общества холдинговая компания "ГЛАВМОССТРОЙ" - не явился, извещен
от Департамента городского имущества города Москвы - Апрелов С.А.- доверен. от 27.12.17г. N 33-д-1274/17
от внешнего управляющего АО "Компания Главмосстрой" Максимовой Т.В. - Коженова С.Л.- доверен. от 13.04.18г. N ГМС-20/18у
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 09.06.2018
Арбитражного суда города Москвы,
принятого судьей Романенковой С.В.,
на постановление от 16.08.2018
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Титовой И.А., Тетюком В.И., Комаровым А.А.,
по делу N А40-8963/18 по иску Правительства Москвы (ОГРН 1027739813507)
к акционерному обществу холдинговая компания "ГЛАВМОССТРОЙ" (ОГРН 1027739273770)
с участием третьего лица: Департамента городского имущества города Москвы
об обязании исполнить обязательства в натуре, путем подписания акта о результатах частичной реализации Инвестиционного проекта в редакции,
и по иску акционерного общества холдинговая компания "ГЛАВМОССТРОЙ" (ОГРН 1027739273770)
к Правительству Москвы (ОГРН 1027739813507)
с участием третьих лиц: Департамента городского имущества города Москвы, временного управляющего АО "Компания Главмосстрой" Максимовой Т.В.
об обязании подписать акт о результатах частичной реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционного контракта от 03.12.2003 N ДЖП.03.ЮЗАО.00554 в редакции дополнительных соглашений N 1 от 17.01.2008, N 2 от 19.02.2010, N 3 от 27.09.2012 в части строительства и распределения жилой площади в доме - новостройке по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 103,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Москвы обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "ГЛАВМОССТРОЙ" об обязании АО "Компания Главмосстрой" исполнить обязательство в натуре, путем подписания акта о результатах частичной реализации Инвестиционного проекта в следующей редакции:
АКТ о результатах частичной реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту от 03.12.2003 N ДЖП.03.ЮЗАО.00554 (реестровый N 13-008865-5601-0026-00001-03) в редакции дополнительных соглашений от 17.01.2008 N 1, от 19.02.2010 N 2, от 27.09.2012 N 3 в части строительства и распределения жилой площади в доме-новостройке по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, дом 103 (строительный адрес: г. Москва, ЮЗАО, район Обручевский, Ленинский проспект, вл. 105) город Москва "__" 2017 г.
Настоящий Акт составлен Сторонами по инвестиционному контракту от 03.12.2003 N ДЖП.03.ЮЗАО.00554 (реестровый N 13-008865-5601-0026-00001-03) в редакции дополнительных соглашений от 17.01.2008 N 1, от 19.02.2010 N 2, от 27.09.2012 N 3 (далее по тексту - Контракт) о результатах реализации инвестиционного проекта в части строительства и распределения жилой площади жилого дома, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, дом 103 (строительный адрес: г. Москва, ЮЗАО, район Обручевский, Ленинский проспект, вл. 105).
Стороны (участники) по Контракту и настоящему Акту:
- Правительство Москвы (именуемое в дальнейшем "Администрация") в лице заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Сергуниной Натальи Алексеевны, действующего на основании распоряжения Мэра Москвы от 14.01.2011 N 1-РМ "О предоставлении права подписания от имени Правительства Москвы договоров, дополнительных соглашений к инвестиционным контрактам, актов о результатах реализации инвестиционных проектов" (в ред. распоряжения Мэра Москвы от 03.10.2013 N 784-РМ), распоряжения Правительства Москвы от 26.11.2003 N 2174-РП "О строительстве жилого дома по индивидуальному проекту по адресу: Ленинский проспект, вл. 105 (Юго-Западный административный округ города Москвы)" (в редакции распоряжения Правительства Москвы от 18.06.2007 N 1213-РП, постановления Правительства Москвы от 13.10.2009 N 1087-РП, распоряжения Правительства Москвы от 13.11.2009 N 2936-РП, распоряжения Правительства Москвы от 10.09.2012 N 539-РП), решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы от 10.08.2017 (протокол N 24);
- Акционерное общество Холдинговая компания "Главмосстрой" (именуемое в дальнейшем "Инвестор") в лице Генерального директора Тарасовой Оксаны Михайловны, действующего на основании Устава.
Согласно настоящему Акту Стороны подтверждают нижеследующее:
1. Во исполнение условий Контракта Инвестор произвел работы по финансированию и строительству жилого дома, расположенного по строительному адресу: г. Москва, ЮЗАО, район Обручевский, Ленинский проспект, вл. 105 (далее по тексту - Объект) произведено в полном объеме.
2. Объект принят в эксплуатацию, что подтверждается Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N 77-171000-007130-2016 от 19.01.2016, выданным Комитетом государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор). В соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 26.04.2016 N 9923 "О присвоении адреса объекту адресации" Объекту присвоен почтовый адрес: г. Москва, Ленинский проспект, дом 103.
3. Обязательства по строительству Объекта исполнены Инвестором с нарушением срока строительства, установленного п. 2.2 Контракта, имеется 24 полных календарных месяца просрочки. В соответствии с п. 10.5 Контракта за нарушение срока выполнения Инвестором обязательств по строительству Объекта в соответствии с п. 2.2 и п. 4.2 контракта (второй этап) Инвестор уплачивает Администрации неустойку в размере 40 302 830 рублей за каждый месяц просрочки в течение первых 6 месяцев просрочки и в двойном размере указанной суммы за каждый последующий месяц. Взыскание штрафных санкций с инвестора, предусмотренных Контрактом, производится в рамках арбитражного судопроизводства по делу N А40-103336/16.
4. В соответствии с материалами технической инвентаризации ГБУ МосгорБТИ (экспликация от 06.10.2016 и поэтажные планы от 10.10.2016), введенный Объект в части жилой площади характеризуется следующими показателями: Жилые помещения, всего 379 квартир, общей площадью с учетом летних помещений - 55 278,5 кв. м в т.ч. без учета летних помещений - 53 584,4 кв. м.
5. В соответствии с условиями Контракта (п. 3.1) 100% общей жилой площади Объекта подлежит оформлению в собственность Инвестора при условии перечисления в бюджет города Москвы денежных средств за существующую социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру в размере 40 850 300 долларов США (в рублевом эквиваленте по ставке Центрального банка Российской федерации на день оплаты).
Указанные денежные средства перечислены Инвестором в бюджет города Москвы в полном объеме в рублевом эквиваленте на сумму 1 145 543 837,27 руб., что подтверждается платежными поручениями: от 25.12.2003 N 9714, от 03.03.2004 N 1714, от 04.03.2004 N 1788, от 11.03.2004 N 1924, от 22.02.2005 N 1293, от 31.03.2005 N 2622, от 24.06.2005 N 5425, от 27.06.2005 N 5436, от 29.06.2003 N 5540, от 30.06.2005 N 5541, 05.10.2006 N 9962.
В связи с несвоевременным перечислением денежных средств Инвестору начислена неустойка в размере 6 292 063,24 долл. США. В счет погашения указанной неустойки Инвестором в бюджет города Москвы перечислены денежные средства в размере 2 300 677,00 долл. США. Оплата произведена в рублевом эквиваленте на сумму 59589834,98 руб. (платежное поручение от 26.06.2007 N 7424).
Правительством подано исковое заявление к инвестору о взыскании неустойки в размере 3 991 386,24 долл. США (Дело N А40-63114/14). Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.10.2014, оставленного без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 и Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24.04.2015, в удовлетворении иска отказано.
6. В связи с фактическим превышением общей жилой площади объекта, предусмотренной Контрактом, на 2 218,5 кв. м доплата за социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру составляет 1 707 998,31 долларов США. Указанные денежные средства подлежат перечислению Инвестором в бюджет города Москвы в рублевом эквиваленте по ставке Центрального банка Российской федерации на день оплаты в течение 10 (десяти) банковских дней с момента учетной регистрации настоящего Акта по следующим реквизитам:
Получатель - Управление Федерального Казначейства по г. Москве (Департамент городского имущества города Москвы)
ИНН - 7705031674
КПП - 770301001
ОКТМО - 45 905 000 Банк получателя - ГУ Банка России по ЦФО
БИК - 044525000 Расчетный счет - 40101810045250010041
КБК - 07111705020028002180 "Доходы от реализации инвестиционных контрактов".
7. С учетом п. 5 и п. 6 настоящего Акта в собственность Инвестора передается 379 квартир общей жилой площадью 55 278,5 кв. м с учетом летних помещений (53 584,4 кв. м без учета летних помещений указанных в таблице в решении.
Всего 379 кв. 53584,4 55278,5
8. Администрация не несет ответственности по договорам и взаиморасчетам Инвестора с третьими лицами.
9. Настоящий Акт вступает в силу с момента его подписания Сторонами, является основанием для оформления имущественных прав на жилые помещения Объекта (после исполнения Инвестором обязательств по п. 6 настоящего Акта).
10. Акт составлен в четырех экземплярах, имеющих равную юридическую силу: по одному для каждой из Сторон, один для Департамента городского имущества города Москвы, один для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и подлежит учетной регистрации в установленном порядке...".
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "ГЛАВМОССТРОЙ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Правительству Москвы с требованием об обязании ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ подписать Акт о результатах частичной реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционного контракта от 03.12.2003 г. N ДЖП.03.ЮЗАО.00554 (реестровый N 13-008856-5601-0026-00001-03) в редакции дополнительных соглашений от 17.01.2008 г. N 1, от 19.02.2010 г N 2, от 27.09.2012 г. N 3 в части строительства и распределения жилой площади в доме-новостройке по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 103, (строительный адрес: г. Москва ЮЗАО, район Обручевский, Ленинский проспект, вл. 105) на следующих условиях:
"... 1. Во исполнение условий Контракта Инвестор произвел работы по финансированию и строительству жилого дома, расположенного по строительному адресу: г. Москва, ЮЗАО, район Обручевский, Ленинский проспект, вл. 105 (далее по тексту "Объект") в полном объеме.
2. Объект принят в эксплуатацию, что подтверждается Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N 77-171000-007130-2016 от 19.01.2016, выданным Комитетом государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор).
В соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 26.04.2016 N 9923 "О присвоении адреса объекту адресации" Объекту присвоен почтовый адрес: г. Москва, Ленинский проспект, дом 103.
3. Обязательства по строительству Объекта исполнены Инвестором с нарушением срока строительства, установленного п. 2.2 Контракта, имеется 24 полных календарных месяца просрочки.
В соответствии с п. 10.5 Контракта за нарушение срока выполнения Инвестором обязательств по строительству Объекта в соответствии с п. 2.2 и п. 4.2 Контракта (второй этап) Инвестор уплачивает Администрации неустойку в размере 40 302 830 рублей за каждый месяц просрочки в течение первых 6 месяцев просрочки и в двойном размере указанной суммы за каждый последующий месяц.
Взыскание штрафных санкций с инвестора, предусмотренных Контрактом, производится в рамках арбитражного судопроизводства по делу N А40-103336/16.
4. В соответствии с материалами ГБУ МосгорБТИ (экспликация от 30.03.2017 по состоянию на 13.01.2017 и поэтажные планы от 30.06.2015 г. по состоянию на 01.12.2014) введенный Объект в части жилой площади характеризуется следующими показателями:
Жилые помещения, всего 380 квартир, общей площадью с учетом летних помещений - 55 283,9 кв. м в том числе без учета летних помещений - 53 589,8 кв. м 5. В соответствии с условиями Контракта (п. 3.1) 100% общей жилой площади Объекта подлежит оформлению в собственность Инвестора при условии перечисления в бюджет города Москвы денежных средств за существующую социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру в размере 40 850 300 долларов США (в рублевом эквиваленте по ставке Центрального банка Российской Федерации на день оплаты).
Указанные денежные средства перечислены Инвестором в бюджет города Москвы в полном объеме в рублевом эквиваленте на сумму 1 145 543 837.27 руб., что подтверждается платежными поручениями от 25.12.2003 N 9714, от 03.03.2004 N 1714, от 04.03.2004 N 1788, от 11.03.2004 N 1924, от 22.02.2005 N 1293, от 31.03.2005 N 2622, от 24.06.2005 N 5425, от 27.06.2005 N 5436, от 29.06.2003 N 5540, от 30.06.2005 N 5541, от 05.10.2006 N 9962.
В связи с несвоевременным перечислением денежных средств Инвестору начислена неустойка в размере 6 292 063,24 долл. США. В счет погашения указанной неустойки Инвестором в бюджет города Москвы перечислены денежные средства в размере 2 300 677,00 долл. США. Оплата произведена в рублевом эквиваленте на сумму 59589834,98 руб. (платежное поручение от 26.06.2007 N 7424).
Правительством подано новое исковое заявление к инвестору о взыскании неустойки в размере 3 991 386,24 долл. США (Дело N А40-63114/14). Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.01.2014, оставленного без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 и Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24.04.2015, в удовлетворении иска отказано.
6. С учетом п. 5 настоящего Акта в собственность Инвестора передается 380 квартир общей площадью 55 283,9 кв. м с учетом летних помещений (53 589,8 кв. м без учета летних помещений), указанных в таблице в решении.
Всего 380 кв. 53589,8 55283,9
7. Администрация не несет ответственности по договорам и взаиморасчетам Инвестора с третьими лицами.
8. Настоящий Акт вступает в силу с момента его подписания Сторонами, является основанием для оформления имущественных прав на Объект.
Акт составлен в четырех экземплярах, имеющих равную юридическую силу: по одному для каждой из Сторон, один для Департамента городского имущества города Москвы, один для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и подлежит учетной регистрации в установленном порядке...".
Определением Арбитражного суда города Москвы от 19.03.2018 дело N А40-8963/2018-63-71, рассматриваемое судьей Ишановой Т.Н., передано на рассмотрение судье Романенковой С.В.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 21.03.2018 в одно производство объединены дела N А40-255217/17-77-953 и N А40-8963/18-63-71 для совместного их рассмотрения, с присвоением номера дела N А40-8963/18-63-71.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 12.02.2018 в порядке ст. 51 АПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2018 по делу N А40-8963/18, в удовлетворении иска ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ об обязании АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВА ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "ГЛАВМОССТРОЙ" исполнить обязательства в натуре, путем подписания акта о результатах частичной реализации Инвестиционного проекта в редакции Правительства Москвы - отказано. Исковые требования АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "ГЛАВМОССТРОЙ" удовлетворено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2018 решение Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2018 по делу N А40-8963/18 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявители - Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просят решение Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2018 по делу N А40-8963/18 отменить, удовлетворить исковые требования Правительства Москвы в полном объеме, исковое заявление АО "ГЛАВМОССТРОЙ" оставить без удовлетворения.
В качестве оснований обоснованности жалобы заявитель ссылается на нарушение и неправильное применение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судами неверно истолкованы условия инвестиционного контракта, фактическое превышение параметров влечет изменение расчета площадей, суды неверно установили правовую природу инвестиционного контракта, поэтому вышеуказанные судебные акты подлежат отмене.
В ходе судебного рассмотрения кассационной жалобы заявители поддержали доводы, изложенные в жалобе, просили решение Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2018 по делу N А40-8963/18 отменить, удовлетворить исковые требования Правительства Москвы в полном объеме, исковое заявление АО "ГЛАВМОССТРОЙ" оставить без удовлетворения.
Временный управляющий АО "ГЛАВМОССТРОЙ" доводы кассационной жалобы отклонил, просил судебные акты оставить в силе.
АО "ГЛАВМОССТРОЙ", надлежащим образом извещенное о дате и месте судебного разбирательства не явилось. Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, явившихся в заседание, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов, а именно:
Из материалов дела следует и установлено судами, Акционерное общество Холдинговая компания "Главмосстрой" (ранее - Открытое акционерное общество Холдинговая компания "Главмосстрой") является инвестором в рамках инвестиционного контракта от 03.12.2003 N ДЖГ1.03.ЮЗАО.00554 (реестровый N 13-008865-5601-0026-00001-03) в редакции дополнительных соглашений от 17.01.2008 N 1, от 19.02.2010 N 2, от 27.09.2012 N 3, заключенного между Правительством Москвы и АО "Компания Главмосстрой" на основании распоряжения Правительства Москвы от 26 ноября 2003 N 2174 "О строительстве жилого дома по индивидуальному проекту по адресу: Ленинский проспект, вл. 105 (Юго-Западный административный округ города Москвы)".
По условиям п. 2.2 инвестиционного контракта (в ред. дополнительного соглашения от 17.01.2008 N 1) инвестор обязался в рамках реализации инвестиционного проекта за счет собственных (заемных или привлеченных) средств произвести проектирование и строительство 21-, 23-, 28-, 32-этажного жилого дома с подземным гаражом и объектами социально-бытового обслуживания, а также произвести подготовку, благоустройство и озеленение прилегающей территории, по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, вл. 105, суммарной поэтажной площади объекта в габаритах наружных стен 96 890 м2, в том числе общей жилой площадью - 53 060 м2 и общей нежилой площадью - 3 100 м2, а инвестор согласно п. 3.1 договора - выплатить сумму компенсации городу - денежных средств за существующую социальную инженерную и транспортную инфраструктуру при строительстве и реконструкции объектов жилищного фонда в сумме 40 850 300 долларов США (в рублевом эквиваленте по ставке ЦБ РФ на день оплаты).
При этом, сумма указанной компенсации оплачивается инвестором в соответствии со следующим графиком:
1 часть - перечисляется Инвестором в бюджет на специальный счет в Московском городском казначействе денежных средств в размере 20% от суммы, определенной по итогам открытого аукциона в течение 10 рабочих (банковских) дней с момента подписания Инвестиционного контракта.
2 часть - остальные средства (80% от суммы) перечисляются ежеквартально в первый рабочий день на указанный счет равновеликими платежам с первого квартала 2004 г. по первый квартал 2005 г. включительно, согласно соответствующим нормам в соответствии с Графиком платежей (Приложение к Инвестиционному контракту).
В п.3.1 инвестиционного контракта стороны определили сумму указанной компенсации как твердую и не зависящую от общей жилой площади объекта. При этом, условия о перерасчете суммы компенсации в случае увеличения или уменьшения общей жилой площади объекта в инвестиционном контракте отсутствуют. Кроме того, предложений об изменении условий инвестиционного контракта в части изменения размера компенсации в адрес инвестора от правительства Москвы не поступало.
По условиям п. 3.1 инвестиционного контракта стороны договорились разделить результат инвестиционной деятельности следующим образом: инвестору - 100% общей жилой площади; 60% нежилой площади; 100% машино-мест и площадей общего пользования подземного гаража стоянки, Правительству Москвы перечисляется компенсация за существующую социальную инженерную и транспортную инфраструктуру.
Судами установлено, что строительство 21-, 23-, 28-, 32-этажного жилого дома с подземным гаражом и объектами социально-бытового обслуживания по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, вл. 105 (почтовый адрес: г. Москва, Ленинский проспект, дом 103) в январе 2016 года было завершено, жилой дом введен в эксплуатацию согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию N 77-171000-007130-2016 от 19.01.2016.
Из разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 19.01.2016 (раздел 2.2 Объекты жилищного фонда) следует, что общая площадь жилых помещений (за исключением балконов, лоджий, веранд и террас) составляет: но проекту - 53 060 кв. м; фактически - 53 584,4 кв. м, указанные данные также подтверждаются Экспликацией ГБУ МосГорБТИ от 13.01.2017.
Из положений абз. 11 п. 3.1 инвестиционного контракта следует, что 100% общей жилой площади объекта подлежит оформлению в собственность инвестора при условии перечисления в бюджет города Москвы денежных средств за существующую социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру в размере 40 850 300 долларов США (в рублевом эквиваленте по ставке Центрального банка Российской Федерации на день оплаты).
Факт перечисления инвестором в бюджет города Москвы денежных средств в рублевом эквиваленте на сумму 1 145 543 837 рублей 27 копеек, что подтверждается платежными поручениями: от 25.12.2003 N 9714. от 03.03.2004 N 1714, от 04.03.2004 N 1788, от 11.03.2004 N 1924, от 22.02.2005 N 1293, от 31.03.2005 N 2622, от 24.06.2005 N 5425, от 27.06.2005 N 5436, от 29.06.2003 N 5540, от 30.06.2005 N 5541, от 05.10.2006 N 9962.
Кроме того, в связи с несвоевременным перечислением денежных средств инвестору начислена неустойка в размере 6 292 063,24 долларов США.
В счет погашения указанной неустойки инвестором в бюджет города Москвы перечислены денежные средства в размере 2 300 677 долларов США в рублевом эквиваленте на сумму 59 589 834,98 руб., что подтверждается платежным поручением N 7242 от 26.06.2007.
Кроме того, в соответствии с п. 2.3.3 Распоряжения Правительства Москвы от 26.11.2003 N 2174-РП в редакции распоряжения Правительства Москвы от 18.06.2007 N 1213-РП инвестором в счет оплаты 100% доли площади подземного гаража в бюджет города Москвы перечислено сумма в размере 33 728 774 рублей, что подтверждается платежным поручением от 26.06.2007 N 7423.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что обязательства инвестора по оплате городу компенсации денежных средств за существующую социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру исполнены в полном объеме, что Правительством Москвы не оспаривается.
11.01.2017 Департаментом в адрес инвестора была направлена на рассмотрение подготовленная и согласованная Департаментом имущества города Москвы редакция проекта Акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта согласно Инвестиционного контракта от 03.12.2003 N ДЖП.03.ЮЗАО.00554 (реестровый N 13-008865-5601-0026-00001-03) в редакции дополнительных соглашений от 17.01.2008 N 1, от 19.02.2010 N 2, от 27.09.2012 N 3 в части строительства и распределения жилой площади в доме-новостройке по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, дом 103 (строительный адрес: г. Москва, ЮЗАО, район Обручевский, Ленинский проспект, вл. 105).
Кроме того, 16.03.2017 из Департамента имущества города Москвы с письмом N ДГИ-И-12782/17 (вх. N ГМС-вх-17-639) в адрес инвестора поступил измененный проект Акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта в части строительства и распределения жилой площади, который дополнен условием об обязательстве Инвестора перечислить в бюджет города Москвы доплату за социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру в размере 1 707 998,31 долларов США в связи с фактическим превышением общей жилой площади, предусмотренной инвестиционным контрактом.
10.04.2017 АО ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "ГЛАВМОССТРОЙ" письмом N ГМС-исх-17170 уведомило Правительство Москвы в лице Департамента городского имущества города Москвы о том, что с редакцией акта о результатах реализации инвестиционного проекта в части строительства и распределения жилой площади (в редакции от 16.03.2017) не согласно.
28.04.2017 Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы повторно просили согласовать редакцию акта от 16.03.2017 с условием об обязательстве инвестора перечислить в бюджет города Москвы доплату за социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру в размере 1 707 998,31 долларов США в связи с фактическим превышением общей жилой площади.
Поскольку акт реализации инвестиционного контракта сторонами подписан не был истец и ответчик обратились в суд с требованиями о подписании акта реализации инвестиционного проекта в своей редакции.
Целью подписания акта является подтверждение исполнения всеми сторонами своих обязательств, вытекающих из инвестиционного контракта, а также получение необходимого документа для обращения в регистрирующий орган для регистрации своего права.
В силу специфики регулирования инвестиционно-строительных отношений, в которых участвует публично-правовое образование, неподписание любой из сторон инвестиционного контракта акта о реализации инвестиционного проекта не позволяет никому из участников этих отношений в установленном порядке обратиться за регистрацией своего права. При этом спор, связанный с уклонением кого-либо из участников от подписания соответствующего акта, представляет собой спор об исполнении условий самого инвестиционного контракта.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 04.06.2013 N 18185/12.
Отклоняя редакцию Правительства Москвы, содержащую условие об обязательстве инвестора перечислить в бюджет города Москвы доплату за социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру в размере 1 707 998,31 долларов США в связи с фактическим превышением общей жилой площади, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что акт реализации в редакции Правительства Москвы не соответствует условиям контракта, противоречит действующему законодательству и нарушает права инвестора, поскольку обязательства инвестора по реализации инвестиционного проекта в части строительства 21-23-28-32-этажного жилого дома с подземным гаражом и объектами социально-бытового обслуживания по адресу по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, дом 103 (строительный адрес: г. Москва, ЮЗАО, район Обручевский, Ленинский проспект, вл. 105) выполнены в полном объеме, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N 77-171000-007130-2016 от 19.01.2016, выданным Комитетом государственного строительного надзора города Москвы.
Исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями действующего законодательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также принципа свободы договора, установленного ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, истолковав по правилам ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации условия заключенного между сторонами контракта, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили правовую природу спорных правоотношений, с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства и правомерно обязали сторон подписать акт реализации инвестиционного контракта в редакции, предложенной инвестором.
Кроме того, Правительство Москвы обращалось в Арбитражный суд города Москвы к открытому акционерному обществу Холдинговая компания "Главмосстрой" с иском о взыскании неустойки в размере 3 991 386,24 долларов США в рублевом эквиваленте по курсу Банка России на день фактической оплаты за несвоевременное перечисление компенсации городу за существующую социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру в рамках инвестиционного контракта от 03.12.2003 N ДЖП.03.ЮЗАО.00554 (реестровый N 13-008865-5601-0026-00001-03) по делу N N А40-63114/14.
В рамках рассмотрения дела N N А40-63114/14 в удовлетворении требований о взыскании неустойки было отказано и установлено исполнение ответчиком обязанности по перечислению компенсация за существующую социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру в размере 40 850 300 долларов США в рублевом эквиваленте по курсу Банка России на день фактической оплаты.
Вместе с тем, истец ранее требований о взыскании дополнительной компенсации за возведенный согласно акту введения в эксплуатацию объект от 31.12.2013, а также неустойки за несвоевременное ее перечисление не заявлял.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Соответствующая правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570 по делу N А63-3604/2015.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой и постановления апелляционной инстанций, предусмотренных в ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2018 по делу N А40-8963/18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Дунаева |
Судьи |
С.В. Нечаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.