Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 декабря 2018 г. N Ф05-21192/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
16 августа 2018 г. |
Дело N А40-8963/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Титовой И.А.,
Судей: Тетюка В.И., Комарова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ашибоковым А.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на Решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.06.2018 по делу N А40-8963/18 по иску Правительства Москвы (ОГРН 1027739813507) к акционерному обществу холдинговая компания "ГЛАВМОССТРОЙ" (ОГРН 1027739273770) с участием третьего лица Департамента городского имущества города Москвы об обязании исполнить обязательства в натуре, путем подписания акта о результатах частичной реализации Инвестиционного проекта в редакции, и по иску акционерного общества холдинговая компания "ГЛАВМОССТРОЙ" (ОГРН 1027739273770) к Правительству Москвы (ОГРН 1027739813507) с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1. Департамент городского имущества города Москвы, 2. Временный управляющий АО "Компания Главмосстрой" Максимова Т.В. об обязании подписать Акт о результатах частичной реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционного контракта от 03.12.2003 г. N ДЖП.03.ЮЗАО.00554 в редакции дополнительных соглашений N 1 от 17.01.2008 г., N 2 от 19.02.2010 г., N 3 от 27.09.2012 г. в части строительства и распределения жилой площади в доме- новостройке по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д.103,
при участии:
от истца: Дубчак Р.В. по доверенности от 18.01.2018 г.,
от ответчика: внешнего управляющего представитель Коженова С.Л. по доверенности от 13.04.2018 г.,
от третьего лица Дубчак Р.В. по доверенности от 27.12.2017 г.,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Москвы обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "ГЛАВМОССТРОЙ" об обязании АО "Компания Главмосстрой" исполнить обязательство в натуре, путем подписания Акта о результатах частичной реализации Инвестиционного проекта в следующей редакции:
АКТ
о результатах частичной реализации инвестиционного проекта
согласно инвестиционному контракту от 03.12.2003
N ДЖП.03.ЮЗАО.00554 (реестровый N 13-008865-5601-0026-00001-03)
в редакции дополнительных соглашений
от 17.01.2008 N 1, от 19.02.2010 N 2, от 27.09.2012 N 3
в части строительства и распределения жилой площади
в доме-новостройке по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, дом 103
(строительный адрес: г. Москва, ЮЗАО, район Обручевский,
Ленинский проспект, вл. 105)
город Москва "__" 2017 г.
Настоящий Акт составлен Сторонами по инвестиционному контракту от 03.12.2003 N ДЖП.03.ЮЗАО.00554 (реестровый N 13-008865-5601-0026-00001-03) в редакции дополнительных соглашений от 17.01.2008 N 1, от 19.02.2010 N 2, от
27.09.2012 N 3 (далее по тексту - Контракт) о результатах реализации инвестиционного проекта в части строительства и распределения жилой площади жилого дома, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, дом 103 (строительный адрес: г. Москва, ЮЗАО, район Обручевский, Ленинский проспект, вл.
105).
Стороны (участники) по Контракту и настоящему Акту:
- Правительство Москвы (именуемое в дальнейшем "Администрация") в лице заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Сергуниной Натальи Алексеевны, действующего на основании распоряжения Мэра Москвы от 14.01.2011 N 1-РМ "О предоставлении права подписания от имени Правительства Москвы договоров, дополнительных соглашений к инвестиционным контрактам, актов о результатах реализации инвестиционных проектов" (в ред. распоряжения Мэра Москвы от
03.10.2013 N 784-РМ), распоряжения Правительства Москвы от 26.11.2003 N 2174-РП "О строительстве жилого дома по индивидуальному проекту по адресу: Ленинский проспект, вл. 105 (Юго-Западный административный округ города Москвы)" (в редакции распоряжения Правительства Москвы от 18.06.2007 N 1213-РП, постановления Правительства Москвы от 13.10.2009 N 1087-РП, распоряжения Правительства Москвы от 13.11.2009 N 2936-РП, распоряжения Правительства Москвы от 10.09.2012 N 539-РП), решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы от 10.08.2017 (протокол N 24);
- Акционерное общество Холдинговая компания "Главмосстрой" (именуемое в дальнейшем "Инвестор") в лице Генерального директора Тарасовой Оксаны Михайловны, действующего на основании Устава.
Согласно настоящему Акту Стороны подтверждают нижеследующее:
1.Во исполнение условий Контракта Инвестор произвел работы по финансированию и строительству жилого дома, расположенного по строительному адресу: г. Москва, ЮЗАО, район Обручевский, Ленинский проспект, вл. 105 (далее по тексту - Объект) произведено в полном объеме.
2. Объект принят в эксплуатацию, что подтверждается Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N 77-171000-007130-2016 от 19.01.2016, выданным Комитетом государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор).
В соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 26.04.2016 N 9923 "О присвоении адреса объекту адресации" Объекту присвоен почтовый адрес: г. Москва, Ленинский проспект, дом 103.
3. Обязательства по строительству Объекта исполнены Инвестором с нарушением срока строительства, установленного п. 2.2 Контракта, имеется 24 полных календарных месяца просрочки.
В соответствии с п. 10.5 Контракта за нарушение срока выполнения Инвестором обязательств по строительству Объекта в соответствии с п. 2.2 и п. 4.2 контракта (второй этап) Инвестор уплачивает Администрации неустойку в размере 40 302 830 рублей за каждый месяц просрочки в течение первых 6 месяцев просрочки и в двойном размере указанной суммы за каждый последующий месяц.
Взыскание штрафных санкций с инвестора, предусмотренных Контрактом, производится в рамках арбитражного судопроизводства по делу N А40-103336/16.
4. В соответствии с материалами технической инвентаризации ГБУ МосгорБТИ (экспликация от 06.10.2016 и поэтажные планы от 10.10.2016), введенный Объект в части жилой площади характеризуется следующими показателями:
Жилые помещения, всего 379 квартир,
общей площадью с учетом летних помещений - 55 278,5 кв.м
в т.ч. без учета летних помещений - 53 584,4 кв.м
5. В соответствии с условиями Контракта (п.3.1) 100 % общей жилой площади Объекта подлежит оформлению в собственность Инвестора при условии перечисления в бюджет города Москвы денежных средств за существующую социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру в размере 40 850 300 долларов США (в рублевом эквиваленте по ставке Центрального банка Российской федерации на день оплаты).
Указанные денежные средства перечислены Инвестором в бюджет города Москвы в полном объеме в рублевом эквиваленте на сумму 1 145 543 837,27 руб., что подтверждается платежными поручениями: от 25.12.2003 N 9714, от 03.03.2004 N 1714, от 04.03.2004 N 1788, от 11.03.2004 N 1924, от 22.02.2005 N 1293, от 31.03.2005 N 2622, от 24.06.2005 N 5425, от 27.06.2005 N 5436, от 29.06.2003 N5540, от 30.06.2005 N 5541, 05.10.2006 N 9962.
В связи с несвоевременным перечислением денежных средств Инвестору начислена неустойка в размере 6 292 063,24 долл. США. В счет погашения указанной неустойки Инвестором в бюджет города Москвы перечислены денежные средства в размере 2 300 677,00 долл. США. Оплата произведена в рублевом эквиваленте на сумму 59589834,98 руб. (платежное поручение от 26.06.2007 N 7424).
Правительством подано исковое заявление к инвестору о взыскании неустойки в размере 3 991 386,24 долл. США (Дело N А40-63114/14). Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.10.2014, оставленного без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 и Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24.04.2015, в удовлетворении иска отказано.
6. В связи с фактическим превышением общей жилой площади объекта, предусмотренной Контрактом, на 2 218,5 кв.м доплата за социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру составляет 1 707 998,31 долларов США.
Указанные денежные средства подлежат перечислению Инвестором в бюджет города Москвы в рублевом эквиваленте по ставке Центрального банка Российской федерации на день оплаты в течение 10 (десяти) банковских дней с момента учетной регистрации настоящего Акта по следующим реквизитам:
Получатель - Управление Федерального Казначейства по г. Москве (Департамент городского имущества города Москвы)
ИНН - 7705031674
КПП - 770301001
ОКТМО - 45 905 000
Банк получателя - ГУ Банка России по ЦФО
БИК - 044525000
Расчетный счет - 40101810045250010041
КБК - 07111705020028002180 "Доходы от реализации инвестиционных
контрактов".
7. С учетом п. 5 и п. 6 настоящего Акта в собственность Инвестора передается 379 квартир общей жилой площадью 55 278,5 кв.м с учетом летних помещений (53 584,4 кв.м без учета летних помещений указанных в таблице в решении.
Всего 379 кв. |
53584,4 |
55278,5 |
8. Администрация не несет ответственности по договорам и взаиморасчетам Инвестора с третьими лицами.
9. Настоящий Акт вступает в силу с момента его подписания Сторонами, является основанием для оформления имущественных прав на жилые помещения Объекта (после исполнения Инвестором обязательств по п.6 настоящего Акта).
10. Акт составлен в четырех экземплярах, имеющих равную юридическую силу:
по одному для каждой из Сторон, один для Департамента городского имущества города Москвы, один для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и подлежит учетной регистрации в установленном порядке_".
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "ГЛАВМОССТРОЙ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Правительству Москвы с требованием об обязании ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ подписать Акт о результатах частичной реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционного контракта от 03.12.2003 г. N ДЖП.03.ЮЗАО.00554 (реестровый N 13-008856-5601-0026-00001-03) в редакции дополнительных соглашений от 17.01.2008 г..N 1, от 19.02.2010 г N 2, от 27.09.2012 г. N 3 в части строительства и распределения жилой площади в доме-новостройке по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д.103, (строительный адрес: г. Москва ЮЗАО, район Обручевский, Ленинский проспект, вл. 105) на следующих условиях:
"_ 1. Во исполнение условий Контракта Инвестор произвел работы по финансированию и строительству жилого дома, расположенного по строительному адресу: г. Москва, ЮЗАО, район Обручевский, Ленинский проспект, вл. 105 (далее по тексту "Объект") в полном объеме.
2. Объект принят в эксплуатацию, что подтверждается Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N 77-171000-007130-2016 от 19.01.2016, выданным Комитетом государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор).
В соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 26.04.2016 N 9923 "О присвоении адреса объекту адресации" Объекту присвоен почтовый адрес: г. Москва, Ленинский проспект, дом 103.
3. Обязательства по строительству Объекта исполнены Инвестором с нарушением срока строительства, установленного п. 2.2 Контракта, имеется 24 полных календарных месяца просрочки.
В соответствии с п. 10.5 Контракта за нарушение срока выполнения Инвестором обязательств по строительству Объекта в соответствии с п. 2.2 и п. 4.2 Контракта (второй этап) Инвестор уплачивает Администрации неустойку в размере 40 302 830 рублей за каждый месяц просрочки в течение первых 6 месяцев просрочки и в двойном размере указанной суммы за каждый последующий месяц.
Взыскание штрафных санкций с инвестора, предусмотренных Контрактом, производится в рамках арбитражного судопроизводства по делу N А40-103336/16.
4. В соответствии с материалами ГБУ МосгорБТИ (экспликация от 30.03.2017 по состоянию на 13.01.2017 и поэтажные планы от 30.06.2015 г. по состоянию на 01.12.2014) введенный Объект в части жилой площади характеризуется следующими показателями:
Жилые помещения, всего 380 квартир,
общей площадью с учетом летних помещений - 55 283,9 кв.м
в том числе без учета летних помещений - 53 589,8 кв.м
5. В соответствии с условиями Контракта (п. 3.1) 100 % общей жилой площади Объекта подлежит оформлению в собственность Инвестора при условии перечисления в бюджет города Москвы денежных средств за существующую социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру в размере 40 850 300 долларов США (в рублевом эквиваленте по ставке Центрального банка Российской Федерации на день оплаты).
Указанные денежные средства перечислены Инвестором в бюджет города Москвы в полном объеме в рублевом эквиваленте на сумму 1 145 543 837.27 руб., что подтверждается платежными поручениями от 25.12.2003 N 9714, от 03.03.2004 N 1714, от 04.03.2004 N 1788, от 11.03.2004 N 1924, от 22.02.2005 N 1293, от 31.03.2005 N 2622, от 24.06.2005 N 5425, от 27.06.2005 N 5436, от 29.06.2003 N 5540, от 30.06.2005 N 5541, от 05.10.2006 N 9962.
В связи с несвоевременным перечислением денежных средств Инвестору начислена неустойка в размере 6 292 063,24 долл. США. В счет погашения указанной неустойки Инвестором в бюджет города Москвы перечислены денежные средства в размере 2 300 677,00 долл. США. Оплата произведена в рублевом эквиваленте на сумму 59589834,98 руб. (платежное поручение от 26.06.2007 N 7424).
Правительством подано новое исковое заявление к инвестору о взыскании неустойки в размере 3 991 386,24 долл. США (Дело N А40-63114/14). Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.01.2014, оставленного без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 и Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24.04.2015, в удовлетворении иска отказано.
6. С учетом п. 5 настоящего Акта в собственность Инвестора передается 380 квартир общей площадью 55 283,9 кв.м с учетом летних помещений (53 589,8 кв.м без учета летних помещений), указанных в таблице в решении.
Всего 380 кв. |
53589,8 |
55283,9 |
7. Администрация не несет ответственности по договорам и взаиморасчетам Инвестора с третьими лицами.
8. Настоящий Акт вступает в силу с момента его подписания Сторонами, является основанием для оформления имущественных прав на Объект.
Акт составлен в четырех экземплярах, имеющих равную юридическую силу: по одному для каждой из Сторон, один для Департамента городского имущества города Москвы, один для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и подлежит учетной регистрации в установленном порядке_".
Определением суда от 19.03.2018 г. дело N А40-8963/2018-63-71, рассматриваемое судьей Ишановой Т.Н., передано на рассмотрение судье Романенковой С.В.
Определением суда от 21.03.2018 г. объединены дела N А40-255217/17-77-953 и N А40-8963/18-63-71 в одно производство для совместного их рассмотрения, с присвоением номера дела N А40- 8963/18-63-71.
Определением суда от 12.02.2018 г. в порядке ст. 51 АПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2018 по делу N А40- 8963/18, в удовлетворении иска ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ об обязании АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВА ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "ГЛАВМОССТРОЙ" исполнить обязательства в натуре, путем подписания акта о результатах частичной реализации Инвестиционного проекта в редакции Правительства Москвы - отказано. Исковые требования АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "ГЛАВМОССТРОЙ" удовлетворить в полном объеме.
Взыскано с ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ в пользу АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "ГЛАВМОССТРОЙ" расходы по уплате госпошлины в 6 000 руб.
С решением не согласился истец Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, подал апелляционную жалобу, в которой просит, отменить решение и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, выводы суда не соответствуют материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в судебном заседании в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2018 по делу N А40- 8963/18 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, Акционерное общество Холдинговая компания "Главмосстрой" (ранее - Открытое акционерное общество Холдинговая компания "Главмосстрой", Инвестор) является инвестором в рамках Инвестиционного контракта от 03.12.2003 N ДЖГ1.03.ЮЗАО.00554 (реестровый N 13-008865-5601-0026-00001-03) в редакции дополнительных соглашений от 17.01.2008 N 1, от 19.02.2010 N 2, от 27.09.2012 N 3, заключенного между Правительством Москвы и АО "Компания Главмосстрой" на основании распоряжения Правительства Москвы от 26 ноября 2003 N 2174 "О строительстве жилого дома по индивидуальному проекту по адресу: Ленинский проспект, вл. 105 (Юго-Западный административный округ города Москвы)".
В соответствии с п. 2.2 Инвестиционного контракта (в ред. Дополнительного соглашения от 17.01.2008 г. N 1) Инвестор обязан в рамках реализации инвестиционного проекта за счет собственных (заемных или привлеченных) средств произвести проектирование и строительство 21-, 23-, 28-, 32-этажного жилого дома с подземным гаражом и объектами социально-бытового обслуживания, а также произвести подготовку, благоустройство и озеленение прилегающей территории, по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, вл. 105, суммарной поэтажной площади объекта в габаритах наружных стен 96 890 м2, в том числе общей жилой площадью - 53 060 м2 и общей нежилой площадью -3 100 м2.
Согласно п. 3.1 Инвестор обязан выплатить сумму компенсации городу -денежных средств за существующую социальную инженерную и транспортную инфраструктуру при строительстве и реконструкции объектов жилищного фонда в сумме 40 850 300 долларов США (в рублевом эквиваленте по ставке ЦБ РФ на день оплаты).
Сумма указанной компенсации оплачивается Инвестором в соответствии со следующим графиком:
1 часть - перечисляется Инвестором в бюджет на специальный счет в Московском городском казначействе денежных средств в размере 20% от суммы, определенной по итогам открытого аукциона в течение 10 рабочих (банковских) дней с момента подписания Инвестиционного контракта.
2 часть - остальные средства (80% от суммы) перечисляются ежеквартально в первый рабочий день на указанный счет равновеликими платежам с первого квартала 2004 г. по первый квартал 2005 г. включительно, согласно соответствующим нормам в соответствии с Графиком платежей (Приложение к Инвестиционному контракту).
Согласно пункту 3.1 Инвестиционного контракта стороны определили сумму укатанной компенсации как твердую и не зависящую от общей жилой площади объекта, условия о перерасчете суммы компенсации в случае увеличения или уменьшения общей жилой площади объекта в Инвестиционном контракте отсутствуют. Кроме того, предложений об изменении условий Инвестиционного контракта в части изменения размера компенсации в адрес Инвестора от правительства Москвы не поступало.
В соответствии с п. 3.1 инвестиционного контракта стороны договорились разделить результат инвестиционной деятельности следующим образом: Инвестору -100 % общей жилой площади; 60 % нежилой площади; 100 % машино-мест и площадей общего пользования подземного гаража стоянки, Правительству Москвы перечисляется компенсация за существующую социальную инженерную и транспортную инфраструктуру.
В январе 2016 года строительство 21-, 23-, 28-, 32- этажного жилого дома с подземным гаражом и объектами социально-бытового обслуживания по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, вл. 105 (почтовый адрес: г. Москва, Ленинский проспект, дом 103) завершено, жилой дом введен в эксплуатацию Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N 77-171000-007130-2016 от 19.01.2016 г.
Согласно Разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 19.01.2016 г. (раздел 2.2 Объекты жилищного фонда) общая площадь жилых помещений (за исключением балконов, лоджий, веранд и террас) составляет: но проекту - 53 060 кв.м.; фактически -53 584,4 кв.м., указанные данные также подтверждаются Экспликацией ГБУ МосГорБТИ от 13.01.2017 года.
В соответствии с условиями Инвестиционного контракта (абз. 11 п. 3.1) 100 % общей жилой площади Объекта подлежит оформлению в собственность Инвестора при условии перечисления в бюджет города Москвы денежных средств за существующую социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру в размере 40 850 300 долларов США (в рублевом эквиваленте по ставке Центрального банка Российской Федерации на день оплаты).
Указанные денежные средства перечислены Инвестором в бюджет города Москвы в полном объеме в рублевом эквиваленте на сумму 1 145 543 837 рублей 27 копеек, что подтверждается платежными поручениями: от 25.12.2003 N 9714. от 03.03.2004 N 1714, от 04.03.2004 N 1788, от 11.03.2004 N 1924, от 22.02.2005 N 1293, от 31.03.2005 N 2622, от 24.06.2005 N 5425, от 27.06.2005 N 5436, от 29.06.2003 N 5540, от 30.06.2005 N 5541, от 05.10.2006 N 9962.
В связи с несвоевременным перечислением денежных средств Инвестору начислена неустойка в размере 6 292 063,24 долларов США. В счет погашения указанной неустойки Инвестором в бюджет города Москвы перечислены денежные средства в размере 2 300 677 долларов США. Оплата произведена в рублевом эквиваленте на сумму 59 589 834,98 руб., что подтверждается платежным поручением N 7242 от 26.06.2007 г.
Также, Инвестором в соответствии с п. 2.3.3 Распоряжения Правительства Москвы от 26.11.2003 г. N 2474-РП (в редакции Распоряжения Правительства Москвы от 18.06.2007 г. N 1213- РП) в счет оплаты 100 % доли площади подземного гаража в бюджет города Москвы перечислено сумма в размере 33 728 774 рублей, что подтверждается платежным поручением от 26.06.2007 г. N7423.
Таким образом, обязательства Инвестора по оплате городу компенсации денежных средств за существующую социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру исполнены в полном объеме. Данный факт Правительством Москвы не оспаривается.
Письмом от 11.01.2017 г. N ДГИ-И-445/17 (вх. N ГМС-вх-17-173 от 27.01.2017 г.) Департаментом в адрес Инвестора направлена на рассмотрение подготовленная и согласованная Департаментом имущества города Москвы редакция проекта Акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта согласно Инвестиционного контракта от 03.12.2003 N ДЖП.03.ЮЗАО.00554 (реестровый N 13-008865-5601-0026-00001-03) в редакции дополнительных соглашений от 17.01.2008 N 1, от 19.02.2010 N 2, от 27.09.2012 N 3 в части строительства и распределения жилой площади в доме-новостройке по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, дом 103 (строительный адрес: г. Москва, ЮЗАО, район Обручевский, Ленинский проспект, вл. 105).
Кроме того, 16.03.2017 г. из Департамента имущества города Москвы с письмом N ДГИ-И- 12782/17 (вх. N ГМС-вх-17-639) в адрес Инвестора поступил измененный проект Акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта в части строительства и распределения жилой площади, который дополнен условием об обязательстве Инвестора перечислить в бюджет города Москвы доплату за социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру в размере 1 707 998,31 долларов США в связи с фактическим превышением общей жилой площади, предусмотренной Инвестиционным контрактом.
АО ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "ГЛАВМОССТРОЙ" письмом от 10.04.2017 г. N ГМС-исх-17170 уведомил Правительство Москвы в лице Департамента городского имущества города Москвы о том, что с редакцией акта о результатах реализации инвестиционного проекта в части строительства и распределения жилой площади (в редакции от 16.03.2017 г.) не согласен.
Однако, Правительство Москвы в лице Департамента городского имущества города Москвы письмом от 28.04.2017 г. N ДГИ-1-28877/171 повторно просило согласовать редакцию акта от 16.03.2017 г. с условием об обязательстве Инвестора перечислить в бюджет города Москвы доплату за социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру в размере 1 707 998,31 долларов США в связи с фактическим превышением общей жилой площади.
Поскольку стороной настоящего Инвестиционного контракта, является Правительство Москвы, истец 24 ноября 2017 года в адрес Правительства Москвы направил предложение о подписании Акта о результатах инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту от 03.12.2003 N ДЖП.03.ЮЗАО.00554 (реестровый N13-008865-5601-0026-00001-03) с приложением всех необходимых документов (Письмо NГМС-исх-17-725 от 24.11.2017 г.). Получение Правительством Москвы настоящего письма и необходимого пакета документов подтверждается отметкой (штамп) от 24.1 1.2017 г. Правительства Москвы.
Поскольку правоотношения сторон инвестиционного контракта завершаются подписанием акта о результатах реализации инвестиционного контракта, а такой акт сторонами не подписан, правоотношения сторон по контракту продолжаются.
При этом Акт реализации в редакции Правительства Москвы не соответствует условиям Контракта, противоречит действующему законодательству и нарушает права Инвестора по следующим основаниям.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд считает требования Правительства Москвы о включении в Акт о результатах частичной реализации инвестиционного проекта условия об обязательстве Инвестора перечислить в бюджет города Москвы доплату за социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру в размере 1 707 998,31 долларов США в связи с фактическим превышением общей жилой площади, незаконными и не соответствующими заключенному между сторонами Инвестиционному контракту, а также нарушающими права Инвестора.
Обязательства Инвестора по реализации инвестиционного проекта в части строительства 21-23- 28-32-этажного жилого дома с подземным гаражом и объектами социально-бытового обслуживания по адресу по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, дом 103 (строительный адрес: г. Москва, ЮЗАО, район Обручевский, Ленинский проспект, вл. 105) выполнены в полном объеме, что подтверждается Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N 77-171000-007130-2016 от 19.01.2016 г., выданным Комитетом государственного строительного надзора города Москвы.
Поскольку судебный акт о реализации инвестиционного контракта является одним из документов, которые представляются для регистрации права собственности на нежилые помещения, он не должен нарушать права и законные интересы других лиц.
С учетом изложенного, Акт реализации в редакции Правительства Москвы не соответствует условиям Контракта, противоречит действующему законодательству и нарушает права Инвестора.
Учитывая, что акт о результатах реализации инвестиционного контракта до настоящего времени Правительством Москвы не подписан, исковые требования АО ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "ГЛАВМОССТРОЙ" подлежат удовлетворению.
Удовлетворение исковых требований АО ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "ГЛАВМОССТРОЙ" влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований Правительства Москвы.
Правильно установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции правомерно вынес оспариваемое решение.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционной коллегией, поскольку противоречат материалам дела.
Так, в соответствии с п. 3.6 Инвестиционного контракта оформление имущественных прав сторон по результатам реализации контракта с учетом всех дополнительных соглашений к контракту производится в установленном порядке после сдачи объекта в эксплуатацию и выполнения обязательств по контракту и приложениям к нему на основании акта о результатах реализации инвестиционного проекта согласно условиям Инвестиционного контракта.
Согласно п. 4.3 Инвестиционного контракта после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, завершения расчетов и урегулирования претензий сторонами производится подписание Акта о результатах реализации инвестиционного проекта, в срок не позднее двух месяцев с даты получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии абз. 3 п. 3 Постановления Правительства Москвы от 28.12.2005 N 1089-ПП (ред. от 21.09.2016) "Об утверждении единого порядка согласования, оформления, подписания и учетной регистрации инвестиционных контрактов" обязанность по подготовке протоколов предварительного (итогового) распределения площадей и актов о результатах реализации (частичной реализации) инвестиционных проектов по объектам смешанного, жилого и нежилого назначения, возложена на Департамент городского имущества города Москвы.
В этой связи, во исполнение условий Инвестиционного контракта Инвестор письмом от 19.01.2017 г. N ГМС-исх-17-18 направил для согласования в адрес Департамента городского имущества города Москвы проект Акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта в части строительства и распределения жилой площади в указанном жилом доме для оформления акта в установленном порядке. Настоящее письмо получено Правительством Москвы 23.01.2017 г., о чем имеется соответствующая отметка.
Согласно п. 5.1.6 Инвестиционного контракта администрация обязуется после ввода объекта в эксплуатацию и выполнения всех обязательств сторон по осуществлению инвестиционного проекта, обеспечить оформление в установленном порядке акта о результатах реализации инвестиционного проекта при условии предоставления инвестором необходимого пакета документов.
Постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2005 г. N 1089-ПП "Об утверждении единого порядка согласования, оформления, подписания и учетной регистрации инвестиционных контрактов" в редакции Постановления Правительства Москвы от 02.02.2011 г. N 25-ПП, установлено, что предельный срок согласования и формирования окончательной редакции проектов актов о результатах реализации инвестиционных проектов органами исполнительной власти города Москвы, не должен превышать 30 (Тридцать) рабочих дней.
Обязательства Инвестора по реализации инвестиционного проекта в части строительства 21-23- 28-32 жилого дома с подземным гаражом и объектами социально-бытового обслуживания по адресу по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, дом 103 (строительный адрес: г. Москва, ЮЗАО, район Обручевский, Ленинский проспект, вл. 105) выполнены в полном объеме, что подтверждается Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N 77-171000-007130-2016 от 19.01.2016 г., выданным Комитетом государственного строительного надзора города Москвы.
Спор о размере долей между сторонами отсутствует.
Обязательства сторон по реализации инвестиционного проекта считаются исполненными с момента подписания акта о результатах реализации инвестиционного проекта.
Стороны считает, что обе уклоняются от подписания акта реализации инвестиционного проекта на предложенных каждой из сторон условиях, чем препятствуют в получении положительного результата от инвестиционной деятельности.
Согласно ст. 8 Федерального закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора, заключаемого между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Положениями статей 15, 16, 19 названного Федерального закона предусмотрены равные права при осуществлении инвестиционной деятельности.
В силу специфики регулирования инвестиционно-строительных отношений, в которых участвует публично-правовое образование, целью подписания акта является подтверждение исполнения всеми сторонами своих обязательств, вытекающих из инвестиционного контракта. При этом спор, связанный с уклонением кого-либо из участников от подписания соответствующего акта, представляет собой спор об исполнении условий самого инвестиционного контракта.
Инвестиционный контракт порождает лишь обязательственные отношения между его сторонами и дает им право требовать друг от друга исполнения соответствующего обязательства, а также защищать это право в порядке и способами, предусмотренными гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 7 закона РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса до момента приемки и оплаты инвестором (заказчиком) выполненных работ и услуг.
Федеральным законом от 12.12.2011 N 427-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (опубликованным в "Российской газете" 14.12.2011 ст. 3 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" дополнена п. 3 следующего содержания: Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" дополнен статьей 24.2, согласно которой государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества, созданный по договору самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимого имущества с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимого имущества при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по данному договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества, предусмотренным этим документом.
Положения названной нормы в новой редакции распространяются на договоры, которые заключены до дня вступления в силу Федерального закона от 12.12.2011 N 427-ФЗ и обязательства сторон по которым исполнены до дня его вступления в силу, но при этом права собственности на созданные в рамках исполнения данных договоров объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.
По условиям Контракта конкретное имущество, подлежащее передаче в собственность сторон, по итогам реализации инвестиционного контракта определяется на основании Акта о реализации инвестиционного проекта, подписание которого является этапом реализации инвестиционного проекта и основанием для прекращения обязательств по нему.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28.12.2005 N 1089-ПП "Об утверждении единого порядка согласования, оформления, подписания и учетной регистрации инвестиционных контрактов", в редакции постановления Правительства Москвы от 04.06.2014 N 305-ПП полномочиями по подготовке и направлению проектов актов о результатах реализации инвестиционных проектов наделен Департамент городского имущества города Москвы.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 4 и 7 постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2011 г. N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", при рассмотрении споров, вытекающих из договоров, связанных с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, судом следует устанавливать правовою природу соответствующих договоров и разрешать спор по правилам соответствующих глав ГК РФ. В случаях, когда из условий договора усматривается, что каждая из сторон вносит вклады (передает земельный участок, вносит денежные средства, выполняет работы, поставляет строительные материалы и т.д.) с целью достижения общей цели, а именно создания объекта недвижимости, соответствующий договор должен быть квалифицирован как договор простого товарищества.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в ред. Федерального закона от N 427-ФЗ) инвестиционная деятельность предполагает вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
В рамках реализации спорного инвестиционного проекта инвестиционная деятельность осуществлена в форме вложения Инвестором в объект предпринимательской или иной деятельности на условиях, предусмотренных инвестиционным контрактом, денежных средств, иного имущества или практических действий в силу п. 5.1.1 Контракта. Администрация в качестве вклада внесла действия в виде предоставления для проектирования и строительства Объекта земельный участок на период проектирования и строительства в краткосрочную аренду.
Согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
В пункте 7 вышеназванного постановления разъяснено, что в случаях, когда из условий договора усматривается, что каждая из сторон вносит вклады (передает земельный участок, вносит денежные средства, выполняет работы, поставляет строительные материалы и т.д.) с целью достижения общей цели, а именно реконструкции объекта недвижимости, соответствующий договор должен быть квалифицирован как договор простого товарищества.
Действия сторон в рамках Контракта были направлены на достижение общей цели - осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в виде финансирования реконструкции объекта с последующим распределением площадей в объекте в порядке, установленном Контрактом, Контракт предусматривает объединение его сторонами вкладов для достижения результата, содержит условия об обязанностях обеих сторон, в силу чего условия Контракта соответствуют положениям статей 1041, 1042 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи, с чем по своей правовой природе Контракт является договором простого товарищества и к урегулированию правоотношений сторон применяются положения главы 55 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 1043 Гражданского кодекса Российской Федерации товарищи обладают внесенным ими имуществом на праве собственности или по иным основаниям отличным от права собственности.
Поскольку Контракт предусматривает распоряжение реконструированным объектом, в том числе внесение объекта в виде вклада в общее дело с последующим распределением площадей в объекте, при заключении Контракта Администрация должна была обладать правом распоряжения этим имуществом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права собственности на объект недвижимости, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимости с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимости между сторонами такого договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимости при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по такому договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимости, предусмотренным данным документом.
Из анализа названных норм и условий Контракта следует, что составление акта о результатах реализации инвестиционного проекта является обязанностью сторон Контракта, неисполнение которой влечет невозможность регистрации Инвестором права собственности на соответствующие объекты недвижимости, поэтому иск о понуждении исполнения этого обязательства является надлежащим способом защиты нарушенных прав Инвестора.
Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя, приобретается этим лицом. В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникаете момента такой регистрации.
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора во внимание принимается буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В соответствии с п. 1 ст. 450 ГК РФ договор может быть изменен или расторгнут по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. При этом соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (ст. 452 ГК РФ).
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 1276/13 от 04 июня 2013 года, в случае удовлетворения иска о понуждении подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта суд, руководствуясь нормами закона, применимыми к отношениям сторон, и условиями заключенного инвестиционного контракта, указывает в судебном акте результат раздела между сторонами созданного инвестиционного объекта (помещений в созданном объекте или доли в праве собственности на него). Такой судебный акт, вступивший в законную силу, представляется вместо акта о реализации инвестиционного проекта для регистрации права собственности его участников на указанные в нем объекты.
Таким образом, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно определил правоотношения сторон, предмет доказывания по спору, с достаточной полнотой выяснил, исследовал и оценил в совокупности все значимые обстоятельства по делу, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
С учетом того, что иных доводов, подлежащих оценке, апелляционная жалоба не содержит, решение отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2018 по делу N А40- 8963/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Титова |
Судьи |
А.А. Комаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.