г. Москва |
|
13 декабря 2018 г. |
Дело N А40-92432/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,
судей Каменской О. В., Кузнецова В. В.,
при участии в заседании:
от истца - Фельдман Ю.А. по доверен. от 01.01.2018,
рассмотрев 06 декабря 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве
на решение от 25.04.2018
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Дружининой В. Г.,
на постановление от 20.08.2018
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Бондаревым А.В., Проценко А.И., Алексеевой Е.Б.,
по иску индивидуального предпринимателя Гумбина Дениса Евгеньевича (ОГРН 1127747069493, ИНН 7714887542, 142190, г. Москва, г. Троицк, Микрорайон "В", д. 33 кв. 53)
к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (ОГРН 1097746349535, ИНН 7708701670, 107139, г. Москва, Орликов пер., д. 3, кор. Б)
третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы (109992, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
о признании права собственности отсутствующим
УСТАНОВИЛ: Индивидуальный предприниматель Гумбин Денис Евгеньевич (далее истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее ТУ Росимущества в городе Москве, ответчик) о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером N 50:54:0020315:14, площадью 2890, расположенный по адресу: г. Москва, г.Троицк, между АТС и ТРИНИТИ, отсутствующим.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2017, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10.10.2017 указанные решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела Арбитражный суд города Москвы решением от 25.04.2018 исковые требования удовлетворил.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ТУ Росимущества в городе Москве подана кассационная жалоба, согласно которой ответчик просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
ТУ Росимущества в городе Москве, Департамент городского имущества города Москвы в судебное заседание не явились, считаются извещенными в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в их отсутствие.
Представитель индивидуального предпринимателя Гумбин Денис Евгеньевич возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными. Представлен письменный отзыв на жалобу.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что между Гумбиным Д.Е. и комитетом по управлению имуществом города Троицк заключен договор аренды земельного участка N 291, согласно которому арендатору предоставлен в аренду земельный участок площадью 2 890 кв. м по адресу: г. Троицк, между АТС и ТРИНИТИ, - для строительства автомобильной стоянки.
Договор аренды земельного участка N 291 от 01.09.2003 зарегистрирован Московской областной регистрационной палатой 04.09.2003 за номером 5001/5406/2003-13.1. В кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером N 50:54:0020315:14 правообладателем спорного земельного участка также указана Российская Федерация.
Истец считает, что Российская Федерация не обладает правом собственности на указанный участок, поскольку на дату государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок он не соответствовал ни одному критерию, установленному статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации, и государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок проведена с нарушением статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 17.07.2001 N 101- ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", действовавшего на момент регистрации пава собственности на спорный земельный участок.
Таким образом, по мнению истца, на дату государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок право государственной собственности на него разграничено не было, иные основания его возникновения отсутствовали. Следовательно, право Российской Федерации на спорный земельный участок не возникло и основания для его регистрации отсутствовали. При данных обстоятельствах, запись в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации на земельный участок является недостоверной, приводит к нарушению прав истца, а также Департамента имущества города Москвы.
Считая, что у Российской Федерации отсутствуют правовые основания регистрации права собственности на земельный участок, истец обратился в суд с указанным иском.
Согласно пункту 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
На основании пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения сторон, суды, установив, что доказательств обращения РФ в лице уполномоченного органа за государственной регистрацией права федеральной собственности на спорный земельный участок не представлено, основания для регистрации права федеральной собственности не приведены, пришли к выводу, что регистрация спорного участка осуществлена с нарушением требований Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При таких обстоятельствах вывод судов об удовлетворении исковых требований соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя жалобы, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемыми судебными актами, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.04.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 по делу N А40-92432/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
О. В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения сторон, суды, установив, что доказательств обращения РФ в лице уполномоченного органа за государственной регистрацией права федеральной собственности на спорный земельный участок не представлено, основания для регистрации права федеральной собственности не приведены, пришли к выводу, что регистрация спорного участка осуществлена с нарушением требований Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 декабря 2018 г. N Ф05-13979/17 по делу N А40-92432/2016
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13979/17
20.08.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-32039/18
25.04.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-92432/16
10.10.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13979/17
26.06.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15193/17
15.02.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-92432/16