г. Москва |
|
19 декабря 2018 г. |
Дело N А40-49867/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от заявителя: Егорова Ю.А. по дов. от 29.12.2017;
от ответчика: неявка уведомлен;
рассмотрев 18 декабря 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Национальная Лизинговая Компания"
на решение от 31 мая 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Сизовой О.В.,
на постановление от 05 сентября 2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Румянцевым П.В., Свиридовым В.А., Чеботаревой И.А.,
по делу N А40-49867/2018
по заявлению ООО "Нацлизинг"
к Министерству промышленности и торговли РФ
об оспаривании отказа, обязании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Нацлизинг" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации с требованием о признании незаконным отказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в лице Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России в предоставлении субсидии, выраженного в Письме от 19.02.2018 г. N 10327/20, обязании Министерство промышленности и торговли Российской Федерации предоставить (выплатить) ООО "Национальная Лизинговая Компания" субсидию в размере 4 439 735,40 руб., а именно:
1) 3 479 110,40 рублей - субсидия на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств, заключенным в 2017 году. Отчетный период: 1 - 4 кв. 2017 г.
2) 960 625 рублей - субсидия на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении субъектам малого и среднего предпринимательства скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств, заключенным в 2017 году. Отчетный период: 1 - 4 кв. 2017.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 сентября 2018 года, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, полагая, что судами не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Представитель кассатора доводы кассационной жалобы поддержал.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явилось, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие. Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя кассатора, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как установлено судебными инстанциями, 29.11.2017 между Минпромторгом России и Обществом было заключено соглашение N 020-11-723 о предоставлении субсидии из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств, заключенным в 2017 году (копия имеется в материалах дела).
01.12.2017 ООО "Нацлизинг" обратилось в Минпромторг России с заявлением N 226/К о предоставлении субсидии.
Суды указывают, что к заявлению о предоставлении субсидии обществом не была приложена справка налогового органа, подтверждающая отсутствие у него неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с чем, Минпромторг России самостоятельно запросил соответствующую справку налогового органа. Запрос вышеуказанной информации производился через систему межведомственного электронного взаимодействия.
Судами установлено, что по состоянию на 14 ноября 2017 г. у ООО "Нацлизинг" была выявлена задолженность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
В этой связи, Минпромторг России, руководствуясь подпунктом "б" пункта 12 Правил, письмом от 19 февраля 2018 г. N 10327/20 направил в адрес Общества отказ в предоставлении субсидии.
Не согласившись с оспариваемым отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением.
Правомерно отказывая в удовлетворении заявленных требований суды исходили из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2015 г. N 451 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств, заключенным в 2017 году" утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств, заключенным в 2017 году (далее - Правила).
Правила устанавливают порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств (далее - договор лизинга), заключенным в 2017 году (далее - субсидии).
Согласно пункту 2 Правил субсидии предоставляются Минпромторгом России ежеквартально в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке Минпромторгу России как получателю средств федерального бюджета на цели, предусмотренные пунктом 1 Правил.
В соответствии с пунктом 6 Правил субсидия предоставляется на основании договора о предоставлении субсидии, заключенного между Минпромторгом России и российской лизинговой организацией (далее - договор о предоставлении субсидии). Договор о предоставлении субсидии заключается в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации.
В договоре о предоставлении субсидии предусматриваются в том числе:
а) показатель результативности использования субсидии;
б) обязательство российской лизинговой организации обеспечить достижение показателя результативности использования субсидии;
в) порядок, формы и сроки представления отчетности о достижении показателя результативности использования субсидии и о выполнении целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных договором о предоставлении субсидии и Правилами;
г) ответственность российской лизинговой организации за несвоевременное представление отчетности о достижении показателя результативности использования субсидии и за недостижение показателя результативности использования субсидии;
д) обязательство российской лизинговой организации осуществлять проверку соответствия лизингополучателей и заключаемых с ними договоров лизинга, по которым предоставлена скидка в соответствии с пунктом 4 Правил, условиям, предусмотренным договором о предоставлении субсидии и Правилами;
е) обязанность Минпромторга России и органов государственного финансового контроля проводить проверки соблюдения организацией условий, целей и порядка предоставления субсидии, которые установлены Правилами и договором о предоставлении субсидии, а также согласие организации на проведение таких проверок.
Пунктом 7 Правил определено, что для заключения договора о предоставлении субсидии российская лизинговая организация представляет в Минпромторг России заявление о заключении договора о предоставлении субсидии в произвольной форме с приложением следующих документов:
а) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, заверенная в установленном порядке (в случае непредставления российской лизинговой организацией такого документа Минпромторг России запрашивает его самостоятельно);
б) справка, подписанная руководителем и главным бухгалтером российской лизинговой организации, подтверждающая, что организация заключила в 2016 году не менее 100 договоров лизинга, с приложением перечня договоров лизинга по форме согласно приложению N 1 к Правилам, либо копия годового бухгалтерского баланса этой организации за 2016 год с отметкой налогового органа о принятии, подтверждающего, что размер уставного капитала организации превышает 500 млн. рублей;
в) справка налогового органа, подтверждающая соответствие российской лизинговой организации требованиям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 6(1) Правил (в случае непредставления указанной организацией такого документа Минпромторг России запрашивает его самостоятельно);
г) заверенная руководителем российской лизинговой организации копия уведомления Федеральной службы по финансовому мониторингу о постановке российской лизинговой организации на учет в качестве организации, которая осуществляет операции с денежными средствами или иным имуществом и в сфере деятельности которой отсутствуют надзорные органы;
д) справка, подписанная руководителем и главным бухгалтером (при наличии) российской лизинговой организации, подтверждающая соответствие данной организации требованиям, предусмотренным подпунктами "б" - "д" пункта 6(1) Правил.
Согласно пункту 11 Правил для получения субсидии российская лизинговая организация, с которой заключен договор о предоставлении субсидии, представляет в Минпромторг России не позднее 10-го числа последнего месяца отчетного квартала заявление о предоставлении субсидии в произвольной форме с приложением следующих документов:
а) расчет размера субсидии по формам согласно приложениям N 2 - 5 к Правилам;
б) справка налогового органа, подтверждающая отсутствие у российской лизинговой организации неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, заверенная в установленном порядке, выданная не ранее чем за 30 дней до дня представления в Минпромторг России (в случае непредставления российской лизинговой организацией такого документа Минпромторг России запрашивает его самостоятельно);
в) иные документы, предусмотренные договором о предоставлении субсидии.
Судами верно установлено, что 01.12.2017 ООО "Нацлизинг" обратилось в Минпромторг России с заявлением N 226/К о предоставлении субсидии. При этом, к заявлению ООО "Нацлизинг" не была приложена справка налогового органа, подтверждающая отсутствие у Общества неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Минпромторг России самостоятельно запросил соответствующую справку налогового органа.
Также судами верно установлено, что по состоянию на 14 ноября 2017 г. у ООО "Нацлизинг" была выявлена задолженность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что заинтересованное лицо правомерно и обоснованно, руководствуясь подпунктом "б" пункта 12 Правил, письмом от 19 февраля 2018 г. N 10327/20 направил в адрес Общества отказ в предоставлении субсидии.
Кассационная коллегия соглашается с выводами судов о том, что доводы заявителя об отсутствии задолженности перед федеральным бюджетом не обоснованы, поскольку имеющиеся в письме сведения указаны Департаментом государственного долга и государственных финансовых активов по запросу заявителя от 15.03.2018 N 27/К, то есть после направления заявления от 1 декабря 2017 г. N 226/К о предоставлении субсидии в Минпромторг России, кроме того, справки налогового органа, подтверждающие отсутствие у Общества неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, приложенные ООО "Нацлизинг" к исковому заявлению, выданы 25 декабря 2017 г., 30 декабря 2017 г. и 17 января 2018 г., то есть также после направления заявления от 1 декабря 2017 г. N 226/К о предоставлении субсидии в Минпромторг России.
Суды правомерно отклонили ссылку заявителя на нарушение сроков исполнения определенных Правилами, по основаниям, что само по себе данное обстоятельство не свидетельствует о наличии незаконного бездействия со стороны заинтересованного лица.
Учитывая изложенное, судами сделан правильный вывод о том, что оспариваемое решение Министерства промышленности и торговли РФ является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя.
На основании изложенного кассационная коллегия считает, что при таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 сентября 2018 года по делу N А40-49867/18 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.