г. Москва |
|
21 февраля 2019 г. |
Дело N А41-79414/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.02.2019.
Полный текст постановления изготовлен 21.02.2019.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,
судей Ананьиной Е. А., Кузнецова В. В.,
при участии в заседании:
от заявителя - Казимиров А.Н. по доверен. от 11.06.2018,
от заинтересованного лица - Барышев А.А. по доверен. от 09.01.2019,
от третьих лиц
от Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы - Теселкин К.А. по доверен. от 01.10.2018,
рассмотрев 14 февраля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Красногорск-Авто"
на решение от 22.08.2018
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Денисовым А. Э.,
на постановление от 07.11.2018
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Панкратьевой Н.А., Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Красногорск-Авто"
к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области
третьи лица: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, общество с ограниченной ответственностью "Автомагистраль"
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью "Красногорск-Авто" (далее - заявитель, общество, ООО "Красногорск Авто") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (далее - Министерство) со следующими требованиями:
- отменить решение от 02 сентября 2016 года N 21 исх-7938 об отказе во включении в Реестр смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью;
- включить в Реестр смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью сведения ООО "Красногорск Авто" о маршруте регулярных перевозок N 566 "Красногорск (м/р Чернево) - Москва (м. Тушинская)";
- выдать ООО "Красногорск Авто" свидетельство об осуществлении перевозок и маршрутные карты по маршруту N 566 "Красногорск (м/р Чернево) - Москва (м. Тушинская)".
В качестве третьих лиц в деле участвуют Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, общество с ограниченной ответственностью "Автомагистраль".
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 августа 2017 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25.04.2018 указанные решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
При новом рассмотрении дела Арбитражный суд Московской области решением от 22 августа 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказал.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2018 года указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО "Красногорск Авто" подана кассационная жалоба, согласно которой заявитель просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Представитель ООО "Красногорск Авто" в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Представители Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы возражали против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда Московской области и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными. Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области представлен письменный отзыв на жалобу.
ООО "Автомагистраль" в судебное заседание не явилось, считается извещенным в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в его отсутствие. Письменный отзыв на жалобу не представлен.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что между Министерством транспорта Московской области и ООО "Красногорск Авто" заключен договор на выполнение пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам от 12 апреля 2012 года N МТ-ДП/12-069, согласно которому общество приняло на себя обязательства выполнять перевозки по маршруту N 566 "Красногорск (м/р Чернево) - Москва (м. Тушинская)". Срок действия договора с 12 апреля 2012 года до 12 апреля 2017 года.
В связи с принятием Федерального закона N 220-ФЗ общество обратилось в Министерство с письмом от 17 апреля 2016 года N 16 (принято Министерством 18 мая 2016 года) по вопросу внесения сведений об указанном маршруте в Реестр смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью.
Решением от 02 сентября 2016 года N 21 исх-7938 обществу отказано во включении в Реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью сведений о маршруте по причине нарушения заявителем срока, предусмотренного частью 1 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с требованием о признании его незаконным и восстановлении нарушенных прав.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Закон об организации перевозок, предусматривающий основания и порядок установления, изменения, отмены маршрутов регулярных перевозок, а также допуска юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, вступил в силу 14.07.2015. На территории Московской области до вступления в силу Закона об организации перевозок действовал Закон Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области", предусматривавший допуск перевозчика к осуществлению регулярных перевозок путем заключения договора между уполномоченным органом и перевозчиком (статьи 15, 18 - 22).
В соответствии с Законом об организации перевозок допуск перевозчиков к оказанию услуг по перевозке на регулярных маршрутах осуществляется на конкурсной основе. Порядок приведения деятельности всех участников правоотношений по организации регулярных перевозок в соответствии с новыми требованиями определяется переходными положениями Закона об организации перевозок (глава 8).
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона об организации перевозок в течение тридцати дней со дня официального опубликования названного Закона (14.07.2015) юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня его официального опубликования осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, обязаны направить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 названного Закона.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 39 Закона об организации перевозок по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования и до истечения ста восьмидесяти дней со дня его официального опубликования уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:
1) организуют проверку указанных в части 1 статьи 39 Закона об организации перевозок сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;
2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 Закона об организации перевозок сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
До истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования Закона об организации перевозок уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования Закона об организации перевозок.
Таким образом, как следует из буквального толкования частей 1 и 2 статьи 39 Закона об организации перевозок, для сохранения действующей на момент вступления в силу названного Закона маршрутной сети, включая обслуживающих ее перевозчиков, последние обязаны в срок до 13.08.2015 направить уполномоченному органу сведения об обслуживаемых ими маршрутах в объеме, необходимом для формирования нового реестра, а уполномоченный орган - в срок до 10.01.2016 - проверить представленные сведения, принять решение о включении или об отказе во включении сведений в соответствующий реестр.
Следовательно, предусмотренные частью 1 статьи 39 Закона об организации перевозок сроки установлены в целях выявления тех из осуществлявших регулярные перевозки в соответствии с ранее действовавшим порядком перевозчиков, которые желают продолжать осуществление этой деятельности в соответствии с условиями Закона об организации перевозок. Для этого такие перевозчики должны были в установленный указанной нормой срок направить в уполномоченный орган сведения, предусмотренные частью 1 статьи 26 Закона об организации перевозок.
В случае, когда такие сведения о маршрутах, включенных в реестр маршрутов регулярных перевозок до дня официального опубликования Закона об организации перевозок, перевозчиками не были представлены, либо были представлены с нарушением требований части 1 статьи 39 Закона об организации перевозок, уполномоченный орган в целях обеспечения бесперебойного осуществления перевозок, по смыслу главы 3 Закона об организации перевозок обязан провести открытый конкурс, предметом которого является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту, совпадавшему с маршрутом, по которому ранее осуществлял перевозку такой перевозчик. Следовательно, только по истечении установленного статьей 39 Закона об организации перевозок сроков на представление перевозчиком сведений и их проверку уполномоченным органом, последний вправе считать, что никто из перевозчиков, осуществлявших на момент официального опубликования названного Закона регулярные перевозки по межрегиональным маршрутам, не изъявил желания продолжать осуществление перевозок по таким маршрутам, и приступить к выбору соответствующих перевозчиков на конкурсной основе. Переходный характер положений главы 8 Закона об организации перевозок, в том числе положений статьи 39, не допускает одновременное осуществление уполномоченным органом в отношении одного и того же маршрута процедуры конкурсного отбора перевозчиков и процедуры переоформления в соответствии с требованиями Закона об организации перевозок прав перевозчиков, осуществлявших регулярные перевозки по такому маршруту на момент официального опубликования Закона об организации перевозок.
Судами установлено, что заявитель обратился в Министерство только 17.04.2016, письмо принято Министерством 18.05.2016, то есть спустя более двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования указанного нормативного правового акта.
При таких обстоятельствах, с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.07.2018 N 305-КГ18-3503, суды пришли к правильному выводу о том, что поскольку при рассмотрении настоящего заявления обществом с ограниченной ответственностью "Красногорск-Авто" не заявлялось о недостаточности установленного частью 1 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ срока для направления в уполномоченный орган сведений об эксплуатируемых им маршрутах регулярных перевозок, либо о чрезмерной и неразумной обременительности сбора и оформления таких сведений, у суда первой инстанции отсутствовали основания для вывода о том, что подача обществом с ограниченной ответственностью "Красногорск-Авто" сведений о маршруте N566 соответствовала требованиям части 1 статьи 39 Федерального закона N220-ФЗ.
Вывод судов соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя жалобы, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемыми судебными актами, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.08.2018 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2018 по делу N А41-79414/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
Е. А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.