город Москва |
|
21 февраля 2019 г. |
Дело N А41-63955/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ИП Стрельченко Г.Э.: Думовой А.А. (дов. от 17.11.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации городского округа Химки Московской области: Григоровой М.В. (дов. N 06 от 16.01.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 14 февраля 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Химки Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 31 мая 2018 г.,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2018 г.,
принятое судьями Диаковской Н.В., Иевлевым П.А., Марченковой Н.В.,
по делу N А41-63955/17
по заявлению индивидуального предпринимателя Стрельченко Галины Эдвардовны (ОГРН 311774632701212; 121614, г. Москва, ул. Крылатские холмы, д. 33, корп. 3, кв. 96)
к Администрации городского округа Химки (141400, Московской область, г. Химки, ул. Московская, д. 15), Министерству имущественных отношений Московской области (143407, Московская область, г. Краснограск, бульвар Строителей, д. 1)
об оспаривании отказа и решения, обязании,
УСТАНОВИЛ: индивидуальный предприниматель Стрельченко Галина Эдуардовна (далее - ИП Стрельченко Г.Э., предприниматель) владеет на праве аренды земельным участком с кадастровым номером 50:10:060109:84, площадью 2 697 кв.м, на основании договора от 24 января 2012 г. N ЮА-15 (с учетом договора от 01 июня 2013 г. N 7/13 о передаче прав и обязанностей, договора от 05 февраля 2016 г. N 1 о передаче прав и обязанностей), заключенного с Администрацией городского округа Химки (далее - Администрация).
Согласно выписке из ЕГРН от 23 января 2017 г. видом разрешенного использования участка является "для размещения автостоянки".
15 ноября 2017 г. ИП Стрельченко Г.Э. обратилась в Администрацию с заявлением об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:060109:84 с "для размещения автостоянки" на "обслуживание автотранспорта".
Письмом от 22 декабря 2017 г. N Р001-2594274872-9348272 Администрация сообщила об отказе в изменении вида разрешенного, указав на решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (далее - МВК) от 08 декабря 2017 г. N 164-З.
Считая свои права нарушенными, ИП Стрельченко Г.Э. обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Химки и Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным отказа Администрации, оформленного письмом от 22 декабря 2017 г. N Р001-2594274872-9348262, в принятии решения об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:060109:84, расположенного по адресу: Московская область, город Химки, микрорайон Сходня, ул. Черняховского, вблизи дома N 34, общей площадью 2 597 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: "для размещения автостоянки", виду разрешенного использования, указанному в Классификаторе: "обслуживание автотранспорта" (пункт 4.9); о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 08 декабря 2017 г. N 164-3 об отказе в установлении соответствия указанного земельного участка с вида разрешенного использования: "для размещения автостоянки" на вид разрешенного использования, указанному в Классификаторе: "обслуживание автотранспорта" (пункт 4.9) и обязании Администрацию издать соответствующее постановление об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:060109:84, расположенного по адресу: Московская область, город Химки, микрорайон Сходня, ул. Черняховского, вблизи дома N 34, общей площадью 2 597 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: "для размещения автостоянки" виду разрешенного использования, указанному в Классификаторе: "обслуживание автотранспорта" (пункт 4.9).
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 мая 2018 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2018 г., заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным отказа Администрации от 22 декабря 2017 г. N Р001-2594274872-9348262 в принятии решения об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:060109:84, расположенного по адресу: Московская область, город Химки, микрорайон Сходня, ул. Черняховского, вблизи дома N 34, общей площадью 2 597 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: "для размещения автостоянки") виду разрешенного использования, указанному в классификаторе: "обслуживание автотранспорта". Суд обязал Администрацию издать постановление об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:060109:84, расположенного по адресу: Московская область, город Химки, микрорайон Сходня, ул. Черняховского, вблизи дома N 34, общей площадью 2 597 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: "для размещения автостоянки" виду разрешенного использования, указанному в классификаторе: "обслуживание автотранспорта". В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация городского округа Химки просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, ссылаясь на пункт 13.3 Административного регламента, согласно которому Администрация отказывает в предоставлении государственной услуги после рассмотрения вопроса на МВК по причине, указанной в протоколе МВК. Администрация также указала на порядок предоставления земельных участков в аренду для целей, связанных с осуществлением строительства, который осуществляется на торгах.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Администрации городского округа Химки поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ИП Стрельченко Г.Е. против ее удовлетворения возражал.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Разрешенное использование земельного участка относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости, подлежащим внесению в государственный кадастр недвижимости.
Федеральным законом от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Земельный кодекс Российской Федерации включено положение о том, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Классификатором также предусмотрен следующий вид разрешенного использования земельных участков "Размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1" (вид 4.9).
Структура исполнительных органов государственной власти Московской области утверждена постановлением Губернатора Московской области от 16 сентября 2013 года N 221-ПГ, в соответствии с которой в систему органов исполнительной власти входят: Правительство Московской области, Министерства Московской области, Комитеты и Главные управления Московской области.
Межведомственная комиссия по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области формируется при Градостроительном совете Московской области в целях формирования позиции органов исполнительной власти, подготовки материалов для рассмотрения на заседаниях и проектов решений Градостроительного совета Московской области (пункт 12.3 Положения о Градостроительном совете Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 18 марта 2013 г. N 180/9).
При этом сам Градостроительный совет Московской области, как коллегиальный орган, создан в целях формирования и практической реализации единой градостроительной политики и рационального использования земель для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности на территории Московской области (пункты 1 и 2 Положения о Градостроительном совете Московской области).
Таким образом, решения, принимаемые на заседаниях Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области, отражают только позицию органов исполнительной власти Московской области по тому или иному вопросу и носят рекомендательный характер для органа государственной власти или органа местного самоуправления к полномочиям которого относится принятие того или иного решения по тем вопросам, которые обсуждались на заседании комиссии.
Удовлетворяя заявленные требования в части спорного отказа Администрации, суды исходили из тех обстоятельств, что решения МВК носят рекомендательный характер, они не могут подменять собой процедуру установления вида разрешенного использования земельных участков, предусмотренную нормами федерального законодательства.
При этом судами установлено, что обращение предпринимателя к Администрации обусловлено приведением вида разрешенного использования с кадастровым номером 50:10:060109:84 в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, поскольку спорный земельный участок используется под размещение автостоянки.
Согласно выкопировки из Генерального плана и Правил землепользования и застройки городского округа Химки испрашиваемый участок расположен в зоне Ж-2 зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами.
В данной зоне предусмотрен условно разрешенный вид использования 4.9 "Обслуживание автотранспорта".
Согласно классификатору, размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1, относится к виду разрешенного использования "обслуживание автотранспорта" (пункт 4.9).
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого отказа Администрации.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Каких-либо доводов относительно отказа в удовлетворении заявленных требований кассационная жалоба не содержит.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31 мая 2018 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2018 г. по делу N А41-63955/17 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Химки Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.