г. Москва |
|
27 февраля 2019 г. |
Дело N А40-30457/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.02.2019.
Полный текст постановления изготовлен 27.02.2019.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,
судей Латыповой Р. Р., Ананьиной Е. А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Печорин В.В. по доверен. от 03.12.2018,
от заинтересованных лиц
от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - Подвигина А.Ю. по доверен. от 20.12.2018,
от Федерального агентства водных ресурсов - Воинов И.В. по доверен. от 21.01.2019,
от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - Зыкова А.Н. по доверен. от 16.01.2019,
от Федерального агентства по рыболовству - Киселева Л.В. по доверен. от 04.09.2018,
от ФГБУ "ЦУРЭН" - Кожуховская И.А. по доверен. от 04.02.2019,
рассмотрев 20 февраля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" города Новочеркасска на решение от 17.08.2018 Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Кузиным М. М., на постановление от 07.11.2018 Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Мухиным С.М., Вигдорчиком Д.Г., Яковлевой Л.Г.,
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" города Новочеркасска
к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному агентству водных ресурсов, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральному агентству по рыболовству, ФГБУ "ЦУРЭН", ФГУП "АзНИИРХ"
третьи лица: Росгидромет, Росприроднадзор, Администрация г. Новочеркасска Ростовской области, Минприроды Ростовской области
о признании незаконными действий (бездействия)
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал" города Новочеркасска (далее МУП "Горводоканал" города Новочеркасска, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному агентству водных ресурсов, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральному агентству по рыболовству, ФГБУ "ЦУРЭН", ФГУП "АзНИИРХ" (далее заинтересованные лица) о признании незаконными бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России), выразившиеся:
в невыполнении обязанностей, предусмотренных абз. 4, абз. 5 ч. 1 ст. 3 ФЗ-7 "Об охране окружающей среды", ч. 1 ст. 55 Водного кодекса РФ, п. 1 Постановления Правительства РФ N 1219 от 11.11.2015, п. п. 1.1. Регламента Минприроды РФ N 264 от 26.04.2016, п. 7 Указа Президента РФ от 12.05.2008 N 724, Распоряжения Правительства РФ от 08.07.2015 N 131 б-р по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере воспроизводства и охраны водных объектов, в части регулирования содержания сульфатов в водных объектах: р. Тузлов, пр. Аксай, участка р. Дон, водохозяйственного участка: 05.01.05.009 бассейна реки Дон, которые превышают норматив предельно допустимых концентраций (ПДК) в воде водных объектов рыбохозяйственного назначения - 100 мг/дм3, установленный в Приказе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 N 552, норматив допустимого воздействия (НДВ) - 109 мг/дм3, водохозяйственного участка: 05.01.05.009 бассейна реки Дон, утвержденный Федеральным агентством водных ресурсов от 28.12.2012;
в отсутствии государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности по привносу в окружающую среду сульфатов, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, установленного п. 1 ст. 19 ФЗ-7 "Об охране окружающей среды", п. 2 Приказа Министерства Природы РФ N 333 от 17.12.2007;
1.1. Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации выработать механизм государственного регулирования содержания сульфатов в водных объектах, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р, позволяющий уменьшить их содержание в тех водных объектах, вода которых не соответствует Приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 N 552, нормативам допустимого воздействия (НДВ), утвержденным Федеральным агентством водных ресурсов от 28.12.2012 для таких водохозяйственных участков, как водохозяйственный участок: 05.01.05.009 бассейна реки Дон, путем разработки, утверждения технических параметров согласно Приказу Минпром-торга России от 31.03.2015 N 665 "Об утверждении Методических рекомендаций по определению технологии в качестве наилучшей доступной технологии (НДТ)" и внедрения на их основе технологий очистки сточных вод от сульфатов, хозяйственно-бытового и промышленного происхождения, в том числе, образовавшихся в результате водоподготовки, отводимых в объеме не менее 6 млн. м3 в год, организациями водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющими водопользование в целях хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения и водоотведения на водохозяйственных участках с повышенным содержанием сульфатов, таких, как водохозяйственный участок: 05.01.05.009 бассейна реки Дон.
2. Признать незаконными бездействия Федерального агентства водных ресурсов России (далее - Росводресурс), выразившиеся:
в непроведении, в соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. ст. 20 ФЗ-7 "Об охране окружающей среды", пп. 8) п. 32 Приказа МПР РФ N 328 от 12.12.2007, научно-исследовательских работ по обоснованию норматива допустимого воздействия (НДВ) 109 мг/дм3 по сульфатам, водохозяйственного участка: 05.01.05.009 бассейна реки Дон;
в непроведении пересмотра норматива допустимого воздействия по сульфатам, водохозяйственного участка: 05.01.05.009 бассейна реки Дон, в соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 20 ФЗ-7 "Об охране окружающей среды;
в неосуществлении контроля над применением норматива допустимого воздействия по сульфатам в водных объектах водохозяйственного участка: 05.01.05.009 бассейна реки Дон, в соответствии с абз. 4 ст. 20 ФЗ-7;
в нарушении требований по установлению нормативов качества окружающей среды (водных объектов) и/или нормативов допустимого воздействия (НДВ) в соответствии со ст. 21, 22 ФЗ-7 "Об охране окружающей среды", Приказом Минприроды РФ N 333 от 17.12.2007, Приказом Минприроды РФ N 328 от 12.12.2007, позволяющих учитывать фоновую концентрацию сульфатов, сформировавшуюся в местах водопользования МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска, водохозяйственного участка: 05.01.05.009 бассейна реки Дон;
в отсутствии в схемах комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Дон по водохозяйственному участку: 05.01.05.009 бассейна реки Дон, утвержденных Федеральным агентством водных ресурсов, целевых показателей, позволяющих обеспечить улучшение состояния водных объектов по сульфатам, мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна, в части приведения концентрации сульфатов в соответствии с нормативами допустимого воздействия водохозяйственного участка: 05.01.05.009 бассейна реки Дон;
2.1. Обязать Федеральное агентство водных ресурсов провести, в соответствие с пп. 8) п. 32 Приказа МПР РФ N 328 от 12.12.2007, изыскательные и научно-исследовательские работы по изучению гидрохимического состояния сульфатов в воде водосборной площади и водных объектов в пределах водохозяйственного участка: 05.01.05.009 бассейна реки Дон, с учетом нормативов допустимого воздействия соседних бассейнов или обосновать норматив допустимого воздействия (НДВ) по сульфатам в значении 109 мг/дм3, с указанием источников исходной информации по водному объекту, его водосборной площади, видам воздействия и связанной с ними хозяйственной и иной деятельности, в соответствии с п. 32 Приказа МПР РФ N 328 от 12.12.2007; внести соответствующие изменения в НДВ водохозяйственного участка: 05.01.05.009 бассейна реки Дон.
2.2. Обязать Федеральное агентство водных ресурсов в соответствии со ст. 21, 22 ФЗ-7 "Об охране окружающей среды", Приказом Минприроды РФ N 333 от 17.12.2007, Приказом Минприроды РФ N 328 от 12.12.2007, установить норматив качества окружающей среды (водных объектов) и/или норматив допустимого воздействия по сульфатам, позволяющий(-ие) учитывать природные особенности территорий и акваторий, фактор антропогенного воздействия, в результате которых в местах водопользования МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска, водохозяйственного участка: 05.01.05.009 бассейна реки Дон, сформировалась фоновая концентрация сульфатов, превышающая норматив 100 мг/дм3, установленный в Приказе Министерства сельского хозяйства России N 552 от 13.12.2016, норматив допустимого воздействия 109 мг/дм3, утвержденный для водохозяйственного участка: 05.01.05.009 бассейна реки Дон Федеральным агентством водных ресурсов; внести соответствующие изменения в НДВ водохозяйственного участка: 05.01.05.009 бассейна реки Дон.
2.3. Обязать Федеральное агентство водных ресурсов в соответствии с п. 32 Приказа МПР РФ N 169 от 04.07.2007 произвести корректировку схем комплексного использования и охраны водных объектов на водохозяйственном участке: 05.01.05.009 бассейна реки Дон, с учетом существенного изменения водохозяйственной обстановки, связанной со значительным превышением сульфатов в воде водных объектов над нормативами допустимого воздействия (НДВ) указанного водохозяйственного участка; внести соответствующие изменения в НДВ водохозяйственного участка: 05.01.05.009 бассейна реки Дон.
3. Признать незаконными бездействия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России) в части невыполнения раздела 7 Приказа Росрыболовства N 695 от 04.08.2009, п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 484 от 28.06.2008, выразившиеся в отсутствии разработанных и утвержденных региональных нормативов ПДКрх по сульфатам в воде водных объектов рыбохозяйственного значения с повышенной концентрацией сульфатов (природного происхождения), используемых МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска, и расположенных на водохозяйственном участке: 05.01.05.009 бассейна реки Дон.
3.1. Обязать Министерство сельского хозяйства Российской Федерации разработать и утвердить региональный норматив ПДКрх по сульфатам в воде водных объектов рыбохозяйственного значения с повышенной концентрацией сульфатов (природного происхождения), используемых МУП "Горводоканал" г.Новочеркасска, и расположенных на водохозяйственном участке: 05.01.05.009 бассейна реки Дон, в соответствии с разделом 7 Приказа Росрыболовства N 695 от 04.08.2009, п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 484 от 28.06.2008.
3.2. Признать незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное управление по рыбохозяйственной экспертизе и нормативам по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и акклиматизации" (далее - ФГБУ "ЦУРЭН") по рассмотрению норматива ПДК по сульфатам, равному 100 мг/дм3 в качестве применяемого для водных объектов рыбохозяйственного значения с повышенной концентрацией сульфатов (природного происхождения), используемых МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска на водохозяйственном участке: 05.01.05.009 бассейна реки Дон, в отсутствии материалов, обосновывающих его применение для указанного водохозяйственного участка, и выразившиеся в рекомендациях к утверждению норматива ПДКрх 100 мг/дм3 по сульфатам для указанного водохозяйственного участка, в отсутствии разработанного регионального норматива ПДКрх по данному веществу, согласно п. 1.6., 1.7., раздела 7 Приказа Росрыболовства от 04.08.2009 N 695, изложенных в Протоколах заседания секции рыбохозяйственных нормативов ПДК и ОБУВ Научно-технического совета ФГБУ "ЦУРЭН" от 08.12.2016 N6П, от 28.05.2015 N 1П.
3.3. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное управление по рыбохозяйственной экспертизе и нормативам по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и акклиматизации" обосновать, в соответствии с пп. 6 п. 3 Положения о НТС ФГБУ "ЦУРЭН" от 14.10.2014, норматив ПДК 100 мг/дм3 по сульфатам, применяемый для водных объектов рыбохозяйственного значения с повышенной концентрацией сульфатов (природного происхождения), используемых МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска на водохозяйственном участке: 05.01.05.009 бассейна реки Дон.
3.4. Признать незаконным бездействие Федерального государственного унитарного предприятия "Азовский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства" (далее - ФГБНУ "АзНИИРХ") в непроведении научно-исследовательских, опытных и экспериментальных работ по определению и обоснованию регионального норматива ПДКрх сульфатов (сульфат-анион - S04.2-), в соответствии с п. 2.1. и п. 2.2. Приказа Росрыболовства от 03.12.2008 N 373 в воде водных объектов рыбохозяйственного значения с повышенной концентрацией сульфатов (природного происхождения), используемых МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска на водохозяйственном участке: 05.01.05.009 бассейна реки Дон, в соответствии с п. 1.1., 1.6., 1.7., разделом 7, приложениями 1-5 Приказа Росрыболовства от 04.08.2009 N 695.
3.5. Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие "Азовский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства" провести научно-исследовательские, опытные и экспериментальные работы по определению и обоснованию регионального норматива ПДКрх сульфатов (сульфат-анион - S04.2-), в соответствии с п. 2.1. и п. 2.2. Приказа Росрыболовства от 03.12.2008 N 373 в воде водных объектов рыбохозяйственного значения с повышенной концентрацией сульфатов (природного происхождения), используемых МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска на водохозяйственном участке: 05.01.05.009 бассейна реки Дон, в соответствии с п. 1.1., 1.6., 1.7., разделом 7, приложениями 1-5 Приказа Росрыболовства от 04.08.2009 N 695.
3.6. Признать незаконным бездействие Федерального агентства по рыболовству (далее - Росрыболовство) в части реализации отраслевой научно-технической политики в сфере изучения водных биологических ресурсов и среды их обитания, включая их качество и химический состав, во внутренних водах Российской Федерации, в соответствии с п. 1.4. Приказа Росрыболовства от 30.09.2008 N 215, выразившееся в отсутствии региональных нормативов ПДК по сульфатам для водных объектов рыбохозяйственного значения с повышенной концентрацией сульфатов (природного происхождения), используемых МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска на водохозяйственном участке: 05.01.05.009 бассейна реки Дон, разрабатываемых согласно п. 1.6., 1.7., раздела 7 методических указаний, утвержденных Приказом Росрыболовства от 04.08.2009 N 695, принятых Росрыболовством в порядке п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 484 от 28.06.2008.
3.7. Обязать Федеральное агентство по рыболовству в соответствии с полномочиями, установленными п. п. 1.1., 1.4., 1.5.2., 1.5.5, 1.5.6., 2.7., 2. п. 2.13., 2.44., 2.53., 2.55. Приказа Росрыболовства от 30.09.2008 N 215, абз. 3 п. 1, п. 4., п. 5.4.1., п. 5.5.3., п. 6.3. Постановления Правительства РФ от 11.06.2008 N 444, осуществить реализацию отраслевой научно-технической политики в сфере изучения водных биологических ресурсов и среды их обитания, включая их качество и химический состав на водных объектах рыбохозяйственного значения с повышенной концентрацией сульфатов (природного происхождения), используемых МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска на водохозяйственном участке: 05.01.05.009 бассейна реки Дон, выразившуюся в действиях по проведению фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на разработку региональных нормативов ПДК по сульфатам (сульфат-анион - S04.2-) для водных объектов, используемых МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска на указанном водохозяйственном участке, в соответствии с п. 1.1., 1.6., 1.7., разделом 7, приложениями 1-5 Приказа Росрыболовства от 04.08.2009 N 695.
3.8. Признать незаконным бездействие Федерального агентства по рыболовству в части непредоставления в соответствии с п. 10.2.6. Постановления Правительства РФ N 444 от 11.06.2008 предложений Министру сельского хозяйства Российской Федерации по формированию проекта федерального бюджета, учитывающего финансовое обеспечение деятельности федерального государственного унитарного предприятия "Азовский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства" по разработке регионального норматива ПДК по сульфатам для водных объектов рыбохозяйственного значения с повышенной концентрацией сульфатов (природного происхождения), используемых МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска на водохозяйственном участке: 05.01.05.009 бассейна реки Дон, в соответствии с п. 2.1. и п. 2.2. Приказа Росрыболовства от 03.12.2008 N 373.
3.9. Обязать Федеральное агентство по рыболовству предоставить в соответствии с п. 10.2.6. Постановления Правительства РФ N 444 от 11.06.2008 предложение Министру сельского хозяйства Российской Федерации по формированию проекта федерального бюджета, учитывающего финансовое обеспечение деятельности федерального государственного унитарного предприятия "Азовский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства" по разработке регионального норматива ПДК по сульфатам для водных объектов рыбохозяйственного значения с повышенной концентрацией сульфатов, используемых МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска на водохозяйственном участке: 05.01.05.009 бассейна реки Дон, в соответствии с п. 2.1. и п. 2.2. Приказа Росрыболовства от 03.12.2008 N 373.
4. Признать нарушенным право МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска, как водопользователя на применение в отношении его деятельности значения норматива допустимого воздействия (НДВ) 109 мг/дмЗ по сульфатам, водохозяйственного участка: 05.01.05.009 бассейна реки Дон, утвержденного Федеральным агентством водных ресурсов Российской Федерации, которым, в соответствии с Приказом МПР РФ от 12.12.2007 N 328 "Об утверждении Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты", не учтена фоновая концентрация сульфатов, сформировавшаяся в р. Тузлов, пр. Аксай, участка р. Дон, водохозяйственного участка: 05.01.05.009 бассейна реки Дон.
5. Признать правомерными при разработке проекта нормативов допустимых сбросов (НДС) и получения разрешения на сброс, требование МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска учитывать фоновые концентрации загрязняющих веществ (в случае если допустимо учитывать концентрации загрязняющих веществ, сформировавшихся под природным воздействием), превышающие значения, установленные в Приказе Росрыболовства от 18.01.2010 N 20 до 15.04.2017, а после 16.04.2017 - в Приказе Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552, которые находятся в воде водных объектов р. Дон и пр. Аксай, водохозяйственного участка: 05.01.05.009 бассейна реки Дон, переданных по договорам водопользования N 61-05.01.05.009-Р-ДХВХ-С-2017-01782/00 от 29.12.2017, N 61-05.01.05.009-Р-ДХВХ-С-2015-01252/00 от 11.09.2015, вода которых входит в состав сточных вод, сбрасываемых МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска в водные объекты р. Тузлов и пр. Аксай по выпускам, согласно решения о предоставлении водного объекта в пользование от 18.07.2014 N 61-05.01.05.009-Р-РСВХ-С-2014-00943/00, решения о предоставлении водного объекта в пользование от 30.08.2013 N 61-05.01.05.009-Р-РСВХ-С-2013-00766/00, решения о предоставлении водного объекта в пользование от 26.06.2015 N 61-05.01.05.009-Р-РСВХ-С-2015-01188/00 (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Росгидромет, Росприроднадзор, Администрация г. Новочеркасска Ростовской области, Минприроды Ростовской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.08.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
МУП "Горводоканал" города Новочеркасска подана кассационная жалоба, согласно которой заявитель просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Представитель МУП "Горводоканал" города Новочеркасска в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства водных ресурсов, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральному агентству по рыболовству, ФГБУ "ЦУРЭН" возражали против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными.
Представленный Федеральным агентством по рыболовству 18.02.2019 в суд письменный отзыв на кассационную жалобу без приложения доказательств направления его копии в адреса лиц, участвующих в деле, возвращается Федеральному агентству по рыболовству как представленный с нарушением частей 1, 2 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающих, что к отзыву, направляемому в арбитражный суд, прилагается также документ, подтверждающий направление отзыва другим лицам, участвующим в деле. Отзыв направляется заказным письмом с уведомлением о вручении в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с отзывом до начала судебного заседания.
Представленные Росрыболовство и ФГУП "АзНИИРХ" в суд письменные отзывы на кассационную жалобу возвращаются, поскольку в нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства заблаговременного направления отзыва лицам, участвующим в деле, и суду.
ФГУП "АзНИИРХ", третьи лица в судебное заседание не явились, считаются извещенными в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на основании постановления Главы администрации г. Новочеркасска от 28.10.2013 N 1980.
Согласно Уставу "Горводоканал" г. Новочеркасска, утвержденного КУМИ г. Новочеркасска от 17.10.2006, предприятие создано в целях оказания услуг для удовлетворения общественных потребностей по водоснабжению, водоотведению, эксплуатации инженерных инфраструктур города и населенных пунктов. Указанный вид деятельности является основным.
По смыслу содержания пп. 4, пп. 8 ч. 1 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска является водопользователем, осуществляет сброс сточных вод в водные объекты пр. Аксай и р. Тузлов, водохозяйственного участка: 05.01.05.009, входящие в состав бассейна реки Дон.
МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска сбрасывает сточные воды в централизованную систему водоотведения, используя водные объекты в соответствии с пп. 14, пп. 19 ч. 1 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации.
Контроль за качеством воды р. Дон и протоки Аксай в месте водопользования осуществляется испытательным центром отдела контроля качества воды и стоков МУП "Горводоканал" (аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.512001, действителен до 20.12.2018), ИЛЦ филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области в Аксайском районе" (аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.519011, действителен до 12.07.2017).
Полагая, что действующее правовое регулирование нормирования в области охраны окружающей среды не позволяет при установлении нормативов сбросов загрязняющих веществ учитывать природное фоновое качество воды, что противоречит требованиям Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон об ООС), а ответчиками допускаются ряд нарушений, выраженных в бездействии по регулированию содержания сульфатов в водных объектах: р. Тузлов, пр. Аксай, участка р. Дон, водохозяйственного участка: 05.01.05.009 бассейна реки Дон, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
Согласно статье 22 Закона об ООС в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц (природопользователей) устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий (пункт 2 статьи 22 Закона об ООС).
Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Частью 1 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (часть 2 статьи 35 Кодекса).
Согласно ч. 4 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Для реализации приведенных норм Закона об ООС и Водного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации приняты:
- постановление от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты" (далее - Постановление N 881; Порядок утверждения НДВ);
- постановление от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" (далее - Постановление N 469; Порядок утверждения НДС).
Пунктом 1 Порядка утверждения НДВ установлено, что нормативы допустимого воздействия на водные объекты (допустимого совокупного воздействия всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть) разрабатывает Федеральное агентство водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты и утверждает указанные нормативы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Судами установлено, что приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 12.12.2007 N 328 утверждены Методические указания по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты утверждены.
В соответствии с пунктом 1 Порядка утверждения НДС нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением N 881.
Судами установлено, что в соответствии с пунктом 2 Порядка утверждения НДС приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333 утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (далее - Методика разработки НДС).
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения (далее - ПДКрх), разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 N 484 "О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" (далее - Порядок).
Суды установили, что в соответствии с пунктом 2 Порядка разработаны методические указания по разработке нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденные приказом Росрыболовства от 04.08.2009 N 695 "Об утверждении методических указаний по разработке нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" (далее - Методические указания). Перечень предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения утвержден приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" (далее - Приказ N 552).
Для сточных вод в соответствии с приказом Минприроды России от 17.12.2007 N 333 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" (далее - Методика НДС) разрабатываются нормативы допустимых сброс (НДС).
Судами установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 N 484 "О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" (далее - постановление N 484) Министерством сельского хозяйства Российской Федерации утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения по категориям водных объектов рыбохозяйственого значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения по нормируемым веществам (приказ Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552 (далее - приказ N 552)). Во исполнение пункта 2 постановления N 484 приказом Росрыболовства от 04.08.2009 N 695 утверждены Методические указания по разработке нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения (далее - Методические указания).
Судами установлено, что норматив предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения (далее - ПДКрх) по сульфатам разработан в соответствии с Методическими указаниями, и включен в приказ N 552 в установленном постановлением N 484 порядке.
Нормативы, утвержденные приказом N 552, установлены для всех пресноводных водных объектов и могут при разработке проекта нормативов допустимых сбросов (далее - НДС) использоваться применительно к тем водоемам и водотокам, фоновое содержание нормируемых загрязняющих веществ в которых не превышает ПДКрх.
При этом сульфаты являются одним из основных компонентов химического состава поверхностных вод, и поэтому их содержание изменяется в соответствии с природной зональностью, увеличиваясь с севера на юг, а для Европейской части России - и с запада на восток. Концентрация сульфатов в воде поверхностных водных объектов подвержена также сезонным колебаниям.
Высокие концентрации сульфатов, в 2-3 раза превышающие рыбохозяйственный норматив по сульфат-аниону для пресных вод, равный 100 мг/л, утвержденный приказом N 552, могут иметь как природное, так и антропогенное происхождение.
В соответствии с п. 2.14 Методических указаний разработка региональных нормативов ПДКрх осуществляется по запросу заказчиков, то есть самими водопользователями. При этом финансирование данных работ осуществляется также за счет заказчиков.
Суды установили, что порядок рассмотрения разработанных нормативов ПДК и ОБУВ веществ для воды водных объектов рыбохозяйственного значения приводится на официальном сайте ФГБУ "ЦУРЭН".
При наличии положительного заключения Секции рыбохозяйственных нормативов ПДК и ОБУВ НТС ФГБУ "ЦУРЭН" Росрыболовство направляет перечень вновь разработанных рыбохозяйственных нормативов ПДК в Минсельхоз России для утверждения путем внесения изменений (дополнений) в Приказ N 552.
Суды установили, что ФГБНУ "АзНИИРХ" и ФГБУ "ЦУРЭН" выполняют работы и оказывают услуги по двум основаниям: работы (услуги) содержатся в государственном задании, утвержденном Федеральным агентством по рыболовству; с заказчиком таких работ (услуг) заключен возмездный гражданско-правовой договор, и такие работы (услуги) предусмотрены уставами учреждений.
Суды пришли к выводу, что только те работы, которые указаны в государственном задании ФГБНУ "АзНИИРХ" и ФГБУ "ЦУРЭН", подлежат выполнению в обязательном порядке.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что государственным заданием ФГБНУ "АзНИИРХ" и ФГБУ "ЦУРЭН" проведение требуемых заявителем работ и исследований не предусмотрено; МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска не обращалось в данные организации по вопросу заключения соответствующего гражданско-правового договора. Действующее государственное задание ФГБНУ "АзНИИРХ" вместе со своей неотъемлемой частью - тематическим планом на 2018 год не предусматривает работы, которые требует выполнить заявитель.
С учетом изложенного, установив, что МУП "Горводоканал" г.Новочеркасска не обращалось в институт по вопросу заключения соответствующего гражданско-правового договора, суды пришли к выводу, что оснований для возложения на ответчика обязанности по выполнению работ не имеется.
Суды установили, что начальником ФГБУ "ЦУРЭН" 14.10.2014 утверждено и согласовано Руководителем Росрыболовства Положение о Научно-техническом совете ФГБУ "ЦУРЭН" (далее - НТС). Первые заседания НТС состоялись в 2015 году, следовательно, НТС не мог рассматривать материалы по оспариваемому нормативу в 2010 году.
Нормативы ПДК сульфат-анион в размере 100 мг/дм3 были утверждены приказом Росрыболовства от 18.01.2010 N 20 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" и вошли в состав ПДК веществ, утвержденных приказом Минсельхоза России от 18.01.2016 N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" как ранее разработанные, не требующие дополнительных обосновывающих материалов.
Суды также установили, что разработка и обоснование нормативов ПДК веществ не относится к функциям ФГБУ "ЦУРЭН"; лабораторий, соответствующего оборудования, методик исследований, результаты которых используются при разработке нормативов ПДК веществ, у ФГБУ "ЦУРЭН" не имеется, в связи с чем пришли к выводу, что обоснование нормативов ПДК 100 мг/дмЗ по сульфатам, также не относится к компетенции учреждения.
Суды правильно указали, что поскольку нормативы ПДК для указанных заявителем сульфатов, разработанные для конкретного водохозяйственного участка, не поступали на рассмотрение НТС, следовательно, материалы, обосновывающие эти нормативы, не могут быть представлены.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий (бездействий) федеральных органов исполнительной власти.
Вывод судов соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя жалобы, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемыми судебными актами, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку заявителю жалобы при принятии кассационной жалобы к производству была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до окончания производства в суде кассационной инстанции, государственная пошлина в сумме 1 500 руб. взыскивается с Муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" города Новочеркасска в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.08.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2018 по делу N А40-30457/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" города Новочеркасска в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
Р. Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что начальником ФГБУ "ЦУРЭН" 14.10.2014 утверждено и согласовано Руководителем Росрыболовства Положение о Научно-техническом совете ФГБУ "ЦУРЭН" (далее - НТС). Первые заседания НТС состоялись в 2015 году, следовательно, НТС не мог рассматривать материалы по оспариваемому нормативу в 2010 году.
Нормативы ПДК сульфат-анион в размере 100 мг/дм3 были утверждены приказом Росрыболовства от 18.01.2010 N 20 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" и вошли в состав ПДК веществ, утвержденных приказом Минсельхоза России от 18.01.2016 N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" как ранее разработанные, не требующие дополнительных обосновывающих материалов."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 февраля 2019 г. N Ф05-830/19 по делу N А40-30457/2018