г. Москва |
|
19 марта 2019 г. |
N А40-86536/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: неявка уведомлен;
от заинтересованного лица: Скиперский А.С. по доверенности от 26.12.2018;
от третьего лица: не явился, извещен;
рассмотрев 14 марта 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение от 07.09.2018
Арбитражный суд города Москвы,
принятое судьей Гамулиной А. А.,
на постановление от 03.12.2018
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мухиным С.М., Поповым В.И., Яковлевой Л.Г.,
по заявлению ООО "Риэлт-кодекс"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы
о признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Риэлт-кодекс" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, Управление) оформленного сообщением N 12-479/2018 от 12.02.2018 в постановке на кадастровый учет земельного участка по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, вл. 71, корп. 3 с обязанием Управления Росреестра по Москве осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, вл. 71, корп. 3.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 сентября 2018 года, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 декабря 2018 года, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Кассатор в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Заявитель и третье лицо в судебное заседание не явились, считаются извещенными в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в их отсутствие. Письменный отзыв на жалобу не представлен.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя кассатора, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из фактических обстоятельств дела, ООО "Риэлт-кодекс" являясь собственником объекта недвижимости - здания, расположенного по адресу: Москва, Варшавское шоссе, д. 71, корп. 3 обратилось в Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка под ним и предоставлении вновь образованного земельного участка в пользование на праве аренды.
Распоряжением Департамента от 25.09.2017 N 31183 утверждена схема расположения и согласовано предоставление в аренду Обществу земельного участка, расположенного по адресу: Москва, Варшавское шоссе, д. 71, корп. 3.
Пунктом 7 настоящего распоряжения Обществу предоставлено право обратиться без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка.
Руководствуясь этим, и в соответствии со ст. ст. 14, 15, 18, 53 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Порядком представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 ноября 2015 г. N 883, 30.10.2017 Департамент обратился в Управление Росреестра по Москве за государственным кадастровым учетом образуемого земельного участка.
Письмом от 12.02.2018 N 12-479/2018 регистрирующий орган отказал заявителю в государственном кадастровом учете земельного участка по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, вл. 71, корп. 3, со ссылкой на ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходили из следующего.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости), государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно п. 1 ст. 14 Закона о недвижимости, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона о недвижимости к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ч. 5 ст. 15 Закона о недвижимости не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Судами установлено, что к заявлению приложены схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утвержденная распоряжением Департамента городского имущества города Москвы письмом от 25.09.2017 N 31183, а также межевой план.
Суды указывают, что Департамент городского имущества города Москвы письмом от 18.12.2017 N ДГИ-1-95211/17-1, сообщил о том, что проект межевания квартала, ограниченного Варшавским шоссе, проездом, линией застройки, границей промзоны, Нахимовским проспектом, в границах которого расположен указанный земельный участок, прошел процедуру публичных слушаний и предоставлен в департамент на утверждение.
Суды указывают, что согласно представленным материалам границы земельного участка для эксплуатации нежилого здания по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 71, корп. 3, не соответствует схеме, утвержденной распоряжением от 25.09.2017 N 31183, в связи с чем, проект межевания подлежит отклонению от утверждения и направлению на доработку разработчику.
Согласно п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Судами верно учтено, что в материалы дела не представлено доказательств того, что в границах квартала образуемого земельного участка учтены многоквартирные жилые дома.
Также суды верно указывают, что ответчиком не представлены доказательства того, что на земельном участке, о постановке на кадастровый учет которого заявитель обратился в регистрирующий органа, зарегистрировано право собственности на какое-либо помещение многоквартирного жилого дома, в связи с чем, формированием спорного земельного участка не нарушаются права и законные интересы иных лиц.
Судами сделан обоснованный вывод о том, что поскольку регистрирующему органу представлены документы в объеме, предусмотренном Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", и соответствуют требованиям действующего законодательства, то отказ Управления Росреестра по Москве в государственном кадастровом учете является необоснованным и нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу, что оспариваемый акт не соответствует положениям Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", нарушает права заявителя.
Таким образом, судами верно указано, что в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Требование об обязании Управления Росреестра по Москве осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Москва, Варшавское шоссе, вл. 71, корп. 3, также правомерно удовлетворено судами как надлежащий, необходимый и достаточный способ восстановления права.
На основании изложенного, судебная коллегия пришла к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций, исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, полно, детально, подробно, достоверно описав представленные в материалы дела доказательства, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленного требования.
Все доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07 сентября 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 декабря 2018 года по делу N А40-86536/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.