г. Москва |
|
22 сентября 2020 г. |
Дело N А40-208922/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от заявителя по делу акционерного общества "Почта России"- Каменская Т.А., Тюленев И.В., представители по доверенности от 22 января 2020 года;
от заинтересованного лица Федеральной антимонопольной службы- Савостина Е.В., представитель по доверенности от 10 января 2020 года;
рассмотрев 15 сентября 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
на решение от 28 ноября 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 04 июня 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-208922/19,
по заявлению акционерного общества "Почта России"
к Федеральной антимонопольной службе
о признании недействительными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 28 ноября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2020 года, отказано в удовлетворении заявления акционерного общества "Почта России" (далее - заявитель, АО "Почта России") об оспаривании решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 07 августа 2019 года N 11/01/10-14/2019.
Не согласившись с выводами судов, АО "Почта России" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
Судебное заседание проведено с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания). В судебном заседании представители АО "Почта России" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ФАС России в судебном заседании и представленном отзыве возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением ФАС России от 07 августа 2019 года N 11/01/10-14/2019 АО "Почта России" признано нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), что выразилось в навязывании неопределенному кругу потребителей невыгодных условий договора путем ограничения возможности оплаты услуги по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений почтовыми марками.
На основании указанного решения выдано предписание, в соответствии с которым ФГУП "Почта России" необходимо:
1) исключить из приказа ФГУП "Почта России" от 03 декабря 2018 года N 380/1-п абзац "Осуществлять расчет за предоставление услуги по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений только денежными средствами";
2) отменить приказ ФГУП "Почта России" от 14 марта 2019 года N 101-п. Данными приказом был установлена возможность (переходный период) до 01 сентября 2019 года оплаты уведомлений марками для контрагентов, закупивших почтовые марки в рамках договоров, заключенных с ФГУП "Почта России" в письменной форме.
Не согласившись с решением и предписанием, АО "Почта России" обратилось в суд.
Осуществляя проверку законности оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа суд первой инстанции, при повторном рассмотрении апелляционный суд, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон о почтовой связи), Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года N 234,пришли к выводу о законности и обоснованности оспариваемых решения и предписания.
Выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
АО "Почта России" (ранее - ФГУП "Почта России", Предприятие) является организацией федеральной почтовой связи и оказывает услуги почтовой связи на территории Российской Федерации.
Наряду с универсальными услугами почтовой связи (пересылка письменной корреспонденции), Предприятие оказывает и иные услуги. В частности, Предприятием оказывается услуга по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений (далее также - Услуга).
До 01 января 2019 года локальными актами ФГУП "Почта России" было установлено два способа оплаты Услуги - денежными средствами и почтовыми марками.
В целях оптимизации процессов оказания Услуги Приказом от 03 декабря 2018 года N 380/1-п Заявителем был определен один способ оплаты ее оплаты - денежными средствами. Возможность оплаты (подтверждение оплаты) Услуги почтовыми марками была отменена.
АО "Почта России" (ранее - ФГУП "Почта России") является хозяйствующим субъектом, занимающим на основании части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции как субъект естественной монополии доминирующее положение на рынке оказания услуг общедоступной почтовой связи.
Следовательно, на АО "Почта России" распространяются требования и запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в частности, пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещающим доминанту навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованных и (или) прямо не предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
ФАС России установлено, что АО "Почта России" ограничена возможность оплаты услуг по пересылке уведомлений о вручении регистрируемых почтовых отправлений АО "Почта России" марками на территории Российской Федерации.
Указанные действия квалифицированы антимонопольным органом как нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон о почтовой связи) почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.
Услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.
Статьей 16 Закона о почтовой связи установлено, что услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Согласно пункту 10 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года N 234 (далее - Правила), по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории: простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил; регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.
Регистрируемые почтовые отправления (почтовые переводы) могут пересылаться с уведомлением о вручении (в международном почтовом обмене - с уведомлением о получении) (при подаче которых отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление (выплачен почтовый перевод).
Согласно статье 29 Закона о почтовой связи плата за услуги почтовой связи, за исключением универсальных услуг почтовой связи, определяется по тарифам, устанавливаемым на договорной основе.
Плата за универсальные услуги почтовой связи определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и подтверждается нанесенными на письменную корреспонденцию государственными знаками почтовой оплаты. Проданные государственные знаки почтовой оплаты обратно не принимаются и не обмениваются.
В соответствии с пунктом 24 Правил для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, применяются государственные знаки почтовой оплаты. В качестве государственных знаков почтовой оплаты используются:
а) почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки;
б) оттиски государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкировальными машинами;
в) знаки в информационной системе организации федеральной почтовой связи, подтверждающие оплату услуг почтовой связи по пересылке простых и заказных почтовых отправлений в форме электронного документа;
г) иные знаки почтовой оплаты, наносимые на почтовые отправления.
Таким образом, в соответствии с законодательством в сфере услуг почтовой связи расчет за предоставление услуги по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений осуществлялся как марками, так и денежными средствами.
Приказом от 03 декабря 2018 года N 380/1-п "Об установлении тарифов на услуги по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений, электронных уведомлений о вручении и уведомлений о вручении почтовых переводов денежных средств" ФГУП "Почта России" установило, что с 01 сентября 2019 года расчет за предоставление услуги по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений осуществляется только денежными средствами.
Приказом ФГУП "Почта России" от 14 марта 2019 года N 101-п "Об установлении переходного периода по способу оплаты уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений" установлено, что для контрагентов, закупивших почтовые марки в рамках договоров, заключенных с ФГУП "Почта России" в письменной форме, установить переходный период до 01 сентября 2019 года по способу оплаты уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений, в течение которого обеспечить возможность приема от контрагентов почтовых отправлений с уведомлениями о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений, оплаченных марками.
Таким образом, судами установлено, что ФГУП "Почта России" приказами от 03 декабря 2018 года N 380/1-п и от 14 марта 2019 года N 101-п ввело ограничение по расчету за предоставление услуги по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений только денежными средствами, исключив возможность оплаты марками, что является нарушением антимонопольного законодательства.
Кроме того, судами учтено, что дело N 11/01/10-14/2019 о нарушении АО "Почта России" пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции возбуждено в связи с неисполнением последним Предупреждения ФАС России от 16 апреля 2019 года N ИА/31362/19, которое было признано законным судебными актами по делу N А40-179352/19.
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права.
Доводы АО "Почта России" об отсутствии нарушения прав неограниченного круга лиц отклоняются.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа.
Таким образом, от НДС освобождается реализация почтовых марок, предназначенных для оплаты услуг почтовой связи. В налоговом учете расходы организаций на отправку корреспонденции включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией и уменьшают налогооблагаемую прибыль на основании подпункта 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного ФАС России установила, что действия АО "Почта России", выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора путем ограничения возможности оплаты услуг по пересылке уведомлений о вручении регистрируемых почтовых отправлений марками, привели/могут привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 ноября 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2020 года по делу N А40-208922/19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.