г. Москва |
|
04 июня 2020 г. |
Дело N А40-208922/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Любимовой Ю.И, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "Почта России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.11.2019 г. по делу N А40-208922/19, принятое судьей С.М. Кукиной,
по заявлению ФГУП "Почта России"
к Федеральной антимонопольной службе
о признании недействительными решения и предписания,
при участии:
от заявителя: |
Каменская Т.А. по дов. от 22.01.2020; Лысова Е.И. по дов. от 22.01.2020;Логинова А.В. по дов. от 01.10.2019 |
от заявителя: |
Савостина Е.В. по дов. от 10.01.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Почта России" (далее - Заявитель, АО "Почта России", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - Заинтересованное лицо, ФАС России, Антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконными решения и предписания ФАС России от 07.08.2019 г. N 11/01/10-14/2019.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.11.2019 г. заявление АО "Почта России" удовлетворено.
АО "Почта России обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители АО "Почта России доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить.
В судебном заседании представители ФАС России с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Судом первой инстанции установлено, что АО "Почта России" (ранее - ФГУП "Почта России", Предприятие) является организацией федеральной почтовой связи и оказывает услуги почтовой связи на территории Российской Федерации.
Наряду с универсальными услугами почтовой связи (пересылка письменной корреспонденции), Предприятие оказывает и иные услуги. В частности, Предприятием оказывается услуга по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений (далее также - Услуга).
До 01.01.2019 г. локальными актами ФГУП "Почта России" было установлено два способа оплаты Услуги - денежными средствами и почтовыми марками.
В целях оптимизации процессов оказания Услуги Приказом от 03.12.2018 г. N 380/1-п Заявителем был определен один способ оплаты ее оплаты - денежными средствами. Возможность оплаты (подтверждение оплаты) Услуги почтовыми марками была отменена.
Решением ФАС России от 07.08.2019 г. по делу N 11/01/10-14/2019 (далее - Решение) Предприятие было признано нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закона N 135-ФЗ).
По мнению ФАС России, нарушение выразилось в навязывании неопределенному кругу потребителей невыгодных условий договора путем ограничения возможности оплаты услуги по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений почтовыми марками.
Также Предприятию было выдано Предписание от 07.08.2019 г. (далее - Предписание), в соответствии с которым ФГУП "Почта России" необходимо:
1) исключить из приказа ФГУП "Почта России" от 03.12.2018 г. N 380/1-п абзац "Осуществлять расчет за предоставление услуги по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений только денежными средствами";
2) отменить приказ ФГУП "Почта России" от 14.03.2019 г. N 101-п. Данными приказом был установлена возможность (переходный период) до 01.09.2019 г. оплаты уведомлений марками для контрагентов, закупивших почтовые марки в рамках договоров, заключенных с ФГУП "Почта России" в письменной форме.
Заявитель, посчитав, что Решение и Предписание не соответствует требованиям Закона о защите конкуренции и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обратился в суд с настоящим заявлением.
АО "Почта России" полагает, что ФАС России не доказано наличие у АО "Почта России" доминирующего положения на соответствующем вменяемому нарушению рынке; само по себе наличие у АО "Почта России" статуса субъекта естественной монополии не означает осуществление им деятельности только на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, а также наличие у него на таком рынке доминирующего положения.
Также АО "Почта России" полагает недоказанными факты навязывания условий договора, невыгодности этих условий, а также факта ущемления интересов потребителей.
Кроме того, АО "Почта России" не согласно с установлением ФАС России неопределенного круга потребителей, интересы которых ущемлены.
Отказывая в удовлетворении заявления АО "Почта России", суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
АО "Почта России" (ранее - ФГУП "Почта России") является хозяйствующим субъектом, занимающим на основании части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции как субъект естественной монополии доминирующее положение на рынке оказания услуг общедоступной почтовой связи.
Следовательно, на АО "Почта России" распространяются требования и запреты, предусмотренные статьёй 10 Закона о защите конкуренции, в частности, пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещающим доминанту навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованных и (или) прямо не предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
ФАС России установлено, что АО "Почта России" ограничена возможность оплаты услуг по пересылке уведомлений о вручении регистрируемых почтовых отправлений АО "Почта России" марками на территории Российской Федерации.
Указанные действия квалифицированы как нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон о почтовой связи) почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.
Услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.
Как указало Заинтересованное лицо, в ФАС России поступили многочисленные обращения о наличии в действиях АО "Почта России" признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в навязывании невыгодных условий договора путем ограничения возможности оплаты услуг по пересылке уведомлений о вручении регистрируемых почтовых отправлений ФГУП "Почта России" марками.
Статьей 16 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон о почтовой связи) установлено, что услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Согласно пункту 10 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 г. N 234 (далее - Правила), по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории:
простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил;
регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.
Регистрируемые почтовые отправления (почтовые переводы) могут пересылаться с уведомлением о вручении (в международном почтовом обмене - с уведомлением о получении) (при подаче которых отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление (выплачен почтовый перевод).
Согласно статье 29 Закона о почтовой связи плата за услуги почтовой связи, за исключением универсальных услуг почтовой связи, определяется по тарифам, устанавливаемым на договорной основе.
Плата за универсальные услуги почтовой связи определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и подтверждается нанесенными на письменную корреспонденцию государственными знаками почтовой оплаты. Проданные государственные знаки почтовой оплаты обратно не принимаются и не обмениваются.
В соответствии с пунктом 24 Правил для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, применяются государственные знаки почтовой оплаты. В качестве государственных знаков почтовой оплаты используются:
а) почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки;
б) оттиски государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкировальными машинами;
в) знаки в информационной системе организации федеральной почтовой связи, подтверждающие оплату услуг почтовой связи по пересылке простых и заказных почтовых отправлений в форме электронного документа;
г) иные знаки почтовой оплаты, наносимые на почтовые отправления.
Таким образом, в соответствии с законодательством в сфере услуг почтовой связи расчет за предоставление услуги по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений осуществлялся как марками, так и денежными средствами.
Приказом от 03.12.2018 г. N 380/1-п "Об установлении тарифов на услуги по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений, электронных уведомлений о вручении и уведомлений о вручении почтовых переводов денежных средств" ФГУП "Почта России" установило, что с 01.01.2019 г. расчет за предоставление услуги по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений осуществляется только денежными средствами.
Приказом ФГУП "Почта России" от 14.03.2019 г. N 101-п "Об установлении переходного периода по способу оплаты уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений" установлено, что для контрагентов, закупивших почтовые марки в рамках договоров, заключенных с ФГУП "Почта России" в письменной форме, установить переходный период до 01.09.2019 г. по способу оплаты уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений, в течение которого обеспечить возможность приема от контрагентов почтовых отправлений с уведомлениями о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений, оплаченных марками.
Таким образом, ФАС России установлено, что ФГУП "Почта России" приказами от 03.12.2018 г. N 380/1-п и от 14.03.2019 г. N 101-й ввело ограничение по расчету за предоставление услуги по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений только денежными средствами, исключив возможность оплаты марками.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа.
Таким образом, от НДС освобождается реализация почтовых марок, предназначенных для оплаты услуг почтовой связи. В налоговом учете расходы организаций на отправку корреспонденции включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией и уменьшают налогооблагаемую прибыль на основании подпункта 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного ФАС России установила, что действия АО "Почта России", выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора путем ограничения возможности оплаты услуг по пересылке уведомлений о вручении регистрируемых почтовых отправлений марками, привели/могут привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.
Довод о возможности ущемления интересов потребителей ФАС России подтвердила указанием на установленные тарифы АО "Почта России", согласно которых, например, на услугу отправления заказного письма установлены различные тарифы - с НДС (дороже) и без НДС (дешевле), при этом указано, что тариф без НДС сформирован ввиду применения АО "Почта России" подпункта 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ, то есть при оплате марками.
Доказательств, опровергающих указанные доводы ФАС России, Обществом не представлено.
Кроме того, суд первой инстанции также верно указал следующее.
Исходя из положений Правил, Закона о почтовой связи, уведомление о доставке является частью почтовой услуги, поскольку пересылка почтового отправления является единым процессом, состоящим из комплекса самостоятельных, однако неразрывно связанных между собой действий (услуг), придающих завершение процессу отправки отправителем почтового отправления до его доставки адресату, в том числе с уведомлением отправителя, следовательно, оказание услуги "Уведомление" не может быть осуществлено в отрыве от оказания услуг отправки, пересылки и доставки почтового отправления.
Учитывая, что уведомление о вручении почтовой корреспонденции не существует технологически самостоятельно, в отрыве от предшествующего этому этапа доставки (вручения), является разновидностью услуги доставки (вручения) почтовых отправлений, доминирующее положение хозяйствующего субъекта необходимо оценивать на рынке оказания услуг общедоступной почтовой связи.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъекта естественной монополии относятся услуги общедоступной почтовой связи.
АО "Почта России" включено в Реестр субъектов естественных монополий в Раздел I "Услуги общедоступной почтовой связи" в географических границах - Российская Федерация (за исключением Республики Крым и г. Севастополь) (приказ от 23.08.2005 г. N 394-с).
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественных монополий на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, в силу части 5 статьи 5 Закон о защите конкуренции ФГУП "Почта России" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг общедоступной почтовой связи.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Судом первой инстанции установлено, что ФАС России письмом от 16.04.2019 г. N ИА/31362/19 выдано АО "Почта России" предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора путем ограничения возможности оплаты услуг по пересылке уведомлений о вручении регистрируемых почтовых отправлений ФГУП "Почта России" марками (далее - Предупреждение).
Согласно Предупреждению АО "Почта России" надлежало:
В течение десяти дней с момента получения настоящего предупреждения исключить из приказа ФГУП "Почта России" от 03.12.2018 N 380/1-л "Об установлении тарифов на услуги по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений, электронных уведомлений о вручении и уведомлений о вручении почтовых переводов денежных средств" абзац следующего содержания: "Осуществлять расчет за предоставление услуги по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений только денежными средствами".
В течение десяти дней с момента получения настоящего предупреждения отменить приказ ФГУП "Почта России" от 14.03.2019 г. N 101-п "Об установлении переходного периода по способу оплаты уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений".
Изменения в приказ ФГУП "Почта России" 03.12.2018 г. N 380/1-п "Об установлении тарифов на услуги по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений, электронных уведомлений о вручении и уведомлений о вручении почтовых переводов денежных средств", информацию об отмене приказа ФГУП "Почта России" от 14.03.2019 г. N 101-п "Об установлении переходного периода по способу оплаты уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений" в течение трех рабочих дней довести до сведения филиалов ФГУП "Почта России".
О выполнении Предупреждения АО "Почта России надлежало сообщить в ФАС России (с приложением подтверждающих документов) в течение трех рабочих дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Из материалов дела следует, что письмом от 25.04.2019 г. N 1.5.3/юр/665 ФГУП "Почта России" сообщило, что для рассмотрения Предупреждения в части требования об обеспечении возможности приема почтовых отправлений с уведомлениями о вручении, оплаченными марками, и принятии соответствующих актов необходим анализ ряда организационных и технических вопросов (в т.ч. вопросов доработки информационных систем предприятия).
Приказом АО "Почта России" от 14.03.2019 г. N 101-п "Об установлении переходного периода по способу оплаты уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений" для контрагентов, закупивших почтовые марки в рамках договоров, заключенных с АО "Почта России" в письменной форме, установлен переходный период до 01.09.2019 г. по способу оплаты уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений, в течение которого обеспечить возможность приема от контрагентов почтовых отправлений с уведомлениями о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений, оплаченных марками.
ФАС России пришла к выводу, что поскольку в настоящее время у АО "Почта России" имеется техническая возможность приема почтовых отправлений с уведомлениями о вручении, оплаченными марками, а письмом АО "Почта России" от 25.04.2019 г. N 1.5.3/юр/665 ходатайствовало о продлении сроков рассмотрения Предупреждения, что не может рассматриваться в качестве ходатайства о продлении исполнения Предупреждения в соответствии с частью 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, ФАС России письмом от 06.05.2019 г. N АД/37538/19 отказано ФГУП "Почта России" в удовлетворении данного ходатайства.
На основании изложенного Предупреждение ФАС России от 16.04.2019 г. N ИА/31362/19 считается не исполненным.
В связи с неисполнением АО "Почта России" Предупреждения, ФАС России на основании части 8 статьи 39 Закона о защите конкуренции приказом от 28.05.2019 N 666/19 возбуждено дело N 11/01/10-14/2019 о нарушении АО "Почта России" пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 3.1 Определения о назначении дела N 11/01/10-14/2019 о нарушении антимонопольного законодательства от 03.06.2019 N АГ/46484/19 АО "Почта России" надлежало представить экономическое, технологическое и иное обоснование исключения альтернативной возможности оплаты услуг по пересылке уведомлений.
В ответ АО "Почта России" (вх. от 18.06.2019 г. N 104723/19) сообщило, что с 2015 года в рамках работы служб внутреннего контроля АО "Почта России" выявлялись мошеннические схемы на уровне отделений почтовой связи и сговор сотрудников АО "Почта России" с клиентами по оплате услуги по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений. Наличие двух способов оплаты уведомлений (марки или денежные средства) позволяли клиентам осуществлять пересылку уведомлений без фактической оплаты, что наносило значительный убыток АО "Почта России".
В целях исключения подобных способов мошенничества, исключения необходимости проверок подлинности марок и нанесения полного тарифа за уведомлен о вручении, а также оптимизации производственных процессов предприятия, АО "Почта России" приняло решение унифицировать способ оплаты услуги по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений.
Комиссия установила отсутствие документального подтверждения заявленных АО "Почта России" убытков в 2015-2017 годах, а также отсутствие материалов, подтверждающих выявление мошеннических схем на уровне отделений почтовой связи и сговор сотрудников Предприятия с клиентами по оплате услуги по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений.
Данный довод ФАС России заявителем не опровергнут, в судебном заседании документально не подтвержден.
Из материалов антимонопольного дела следует, что в ответ на Определение о назначении дела N 11/01/10-14/2019 о нарушении антимонопольного законодательства от 03.06.2019 г. N АГ/46484/19 АО "Почта России" представило Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного приказом АО "Почта России" от 07.03.2019 г. N 98-п, согласно которому регистрируемые почтовые отправления могут быть приняты с дополнительными услугами: простыми или заказными уведомлениями о вручении, оплата которых осуществляется денежными средствами по тарифам, установленным Предприятием.
Как следует из пояснений АО "Почта России", согласно Правилам оплата пересылки почтовых отправлений подтверждается государственными знаками почтовой оплаты, при этом услуга по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений не относится к регулируемым услугам связи и является платной дополнительной услугой, оказываемой АО "Почта России". Порядок оказания дополнительных услуг, в том числе установление способа оплаты, а также ее тарифы, определяются и устанавливаются АО "Почта России" самостоятельно.
Судом первой инстанции установлено, что на заседаниях Комиссии в ответ на вопрос, положениями каких нормативно-правовых актов в сфере почтовой связи прямо предусмотрены рассматриваемые в рамках дела N 11/01/10-14/2019 действия АО "Почта России", представитель АО "Почта России" ссылку не такой нормативно-правовой акт указать не смог.
Оказание услуги по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений не может быть осуществлено в отрыве от оказания услуг отправки, пересылки и доставки почтового отправления, что подтверждается определением Верховного суда Российской Федерации от 28.11.2018 г. N 310-КГ18-19338 по делу N А64-5629/2017, определением Верховного суда Российской Федерации от 22.09.2017 г. N 301-КГ 17-12808 по делу N А39-3007/2016.
На заседании Комиссии 28.06.2019 г. представитель ФГУП "Почта России" в ответ на вопрос о возможности отправления уведомлений о вручении почтовой корреспонденции отдельно от услуги доставки (вручения) почтовых отправлений сообщил, что услуга по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений неразрывно связана с услугой доставки (вручения) почтовых отправлений.
17.07.2019 г. на заседании Комиссии было принято Заключение об обстоятельствах дела N 11/01/10-14/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.
Комиссия в соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции рассмотрела и оценила замечания, представленные ФГУП "Почта России" на Заключение об обстоятельствах дела N 11/01/10-14/2019, в совокупности с фактическими обстоятельствами и доказательствами, содержавшимися в материалах дела N 11/01/10-14/2019.
АО "Почта России" письмом N б/н (вх. от 05.08.2019 г. N 136526/19) в возражениях в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении об обстоятельствах дела N 11/01/10-14/2019, указывает на то, что антимонопольным органом не доказано наличие АО "Почта России" доминирующего положения, поскольку положение предприятия применительно к настоящему делу не может оцениваться и устанавливаться на рынке услуг общедоступной почтовой связи.
Как следует из пункта 10 Правил регистрируемые почтовые отправления (почтовые переводы) могут пересылаться с уведомлением о вручении (при подаче которых отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление (выплачен почтовый перевод).
Учитывая, что услуга по пересылке уведомлений о вручении регистрируемых почтовых отправлений не может быть осуществлена в отрыве от оказания услуг общедоступной почтовой связи, анализ рынка проведен в соответствии с полным соответствием с приказом ФАС России от 28.04.2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке".
Комиссия в соответствии с пунктом 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 г. N 345, установила доминирующее положение АО "Почта России" на рынке услуг по приему, обработке, перевозке и доставке (вручению) регистрируемых почтовых отправлений на территории Российской Федерации.
АО "Почта России" письмом N б/н (вх. от 05.08.2019 г. N 136526/19) в возражениях в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении об обстоятельствах дела N 11/01/10-14/2019, указало, что действия Предприятия не являются невыгодными для контрагентов и не ущемляют их интересов.
Вместе с тем, как указано выше, данный довод не подтверждается материалами дела.
Данные материалы дела N 11/01/10-14/2019 свидетельствуют о невыгодности действий ФГУП "Почта России" и ущемлении интересов неопределенного крута потребителей.
АО "Почта России" письмом N б/н (вх. от 05.08.2019 г. N 136526/19) в возражениях в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении об обстоятельствах дела N 11/01/10-14/2019, указывает, что действия Предприятия не обусловлены положением на товарном рынке.
Учитывая исследованные обстоятельства, доминирующее положение АО "Почта России" на рынке оказания услуг отправки, пересылки и доставки почтового отправления неразрывно связанной с услугой по пересылке уведомлений регистрируемых почтовых отправлений, на котором положение АО "Почта России" позволяло навязывать оплату услуг по пересылке уведомлений о вручении регистрируемых почтовых отправлений, несуществующих технологически самостоятельно, исключительно денежными средствами.
В результате анализа доказательств, доводов и пояснений лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что действия АО "Почта России", выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора путем ограничения возможности оплаты услуг по пересылке уведомлений о вручении регистрируемых почтовых отправлений АО "Почта России" марками, содержат нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и приводят к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей на рынке услуг по приему, обработке, перевозке и доставке (вручению) регистрируемых почтовых отправлений на территории Российской Федерации.
На основании статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Заявитель не доказал приведенными в заявлении доводами нарушение его прав и противоречие вынесенного решения действующему законодательству.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления АО "Почта России".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.11.2019 г. по делу N А40-208922/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-208922/2019
Истец: АО Почта РОССИИ, ФГУП ПОЧТА РОССИИ
Ответчик: Федеральная антимономольная служба
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13594/20
04.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2354/20
27.11.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-208922/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-208922/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-208922/19
12.08.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-208922/19