г. Москва |
|
21 марта 2019 г. |
Дело N А40-171856/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.03.2019.
Полный текст постановления изготовлен 21.03.2019.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е. Е.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по городу Москве и Московской области - Яковлева П.О. (представителя по доверенности от 09.10.2019);
от акционерного общества "Европейский медицинский центр" - Азатяна Р.А. (представителя по доверенности от 07.11.2018);
рассмотрев 14.03.2019 в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Европейский медицинский центр" на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.09.2018, принятое судьей Дранко Л.А., на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018, принятое судьями Суминой О.С., Кочешковой М.В., Лепихиным Д.Е., по делу N А40-171856/2018
по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области
к акционерному обществу "Европейский медицинский центр" о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по городу Москве и Московской области (далее - заявитель, территориальный орган) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении акционерного общества "Европейский медицинский центр" (далее - общество, АО "ЕМЦ") к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в связи с осуществлением обществом предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.09.2018 по делу N А40-171856/2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018 по тому же делу, заявление удовлетворено: общество привлечено к ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде 100 000 рублей штрафа.
В кассационной жалобе общество просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права соответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления о привлечении общества к административной ответственности.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества и заявителя, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "ЕМЦ" осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии N ЛО-77-03-000769 от 26.04.2018, выданной Департаментом здравоохранения г. Москвы. Указанной лицензией АО "ЕМЦ" разрешено осуществление медицинской деятельности по адресу: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 35; 125040, г. Москва, ул. Правды, д. 15, стр. 1.
Территориальным органом на основании приказа от 24.06.2018 N 634/18 была проведена плановая выездная проверка в период с 29.05.2018 по 26.06.2018 в отношении АО "ЕМЦ", в ходе которой установлено, что по адресам: 129110, г. Москва, Орловский пер., д. 7; 123104, г. Москва, Спиридоньевский пер., д. 5, стр. 1 АО "ЕМЦ" осуществляет медицинскую деятельность с грубыми нарушениями лицензионных требований - подпункта "д" пункта 4, подпунктов "а" и "б" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности, Положение),
Нарушение обществом пп. "д" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности в части наличия заключивших с лицензиатом трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием) выразилось в следующем.
В АО "ЕМЦ" осуществляют медицинскую деятельность в части работ (услуг) по пластической хирургии работники с ненадлежащим профессиональным образованием по пластической хирургии по адресу: 129110, г. Москва, Орловский пер., д 7.
В соответствии с "Квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки", утвержденным приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н (далее - приказ Минздрава России N 707н), уровень профессионального образования по профилю "Пластическая хирургия" установлен как подготовка в ординатуре по специальности "Пластическая хирургия".
В нарушение названных нормативных требований к подготовке по профилю "Пластическая хирургия" у врача-пластического хирурга Горкуш К.Н. отсутствует подготовка в ординатуре по пластической хирургии. Подготовка по пластической хирургии Горкуш К.Н. исчерпывается профессиональной переподготовкой, о чем свидетельствует ее диплом о профессиональной переподготовке от 04.05.2016.
При этом стаж работы Горкуш К.Н. по специальности "пластическая хирургия", по данным трудовой книжки - менее 5 лет (с 01.09.2015), что не позволяет применить к ней положения пункта 11 Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, утвержденных приказом Минздрава России от 03.08.2012 N 66н (далее - Порядок N 66н) - о возможности продолжать профессиональную деятельность после успешного завершения программ дополнительного профессионального образования.
В нарушение приведенных нормативных требований к подготовке по профилю "Пластическая хирургия" у Руководителя клиники пластической, эстетической и реконструктивной хирургии, пластического хирурга Пшениснова К.П. отсутствует подготовка в ординатуре по пластической хирургии. Подготовка по пластической хирургии исчерпывается профессиональной переподготовкой, о чем свидетельствуют его дипломы о профессиональной переподготовке от 2006 и 2010 гг.
При этом непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской специальности (пластическая хирургия) более 5 лет у Пшениснова К.П. отсутствует, о чем свидетельствует его трудовая книжка. В том числе, в АО "ЕМЦ" Пшениснов К.П. работает с 20.08.2013 года в должности, не являющейся медицинской, в соответствии с Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н - "Руководитель клиники пластической, эстетической и реконструктивной хирургии, пластический хирург".
Нарушение обществом пп. "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности в части соблюдения порядков оказания медицинской помощи выразилось в следующем.
Установлены нарушения Порядка оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия", утвержденного приказом Минздрава России от 30.10.2012 N 555н (далее - Порядок по пластической хирургии) по адресам: 129110, г. Москва, Орловский пер., д. 7; 123104, Спиридоньевский пер., д. 5, стр. 1.Пластические операции в АО "ЕМЦ", в том числе, реконструктивные и эстетические пластические операции, выполняются без круглосуточного наблюдения больных врачами-пластическими хирургами и врачами анестезиологами-реаниматологами, в некоторых случаях - в амбулаторных условиях.
В подтверждение чего представлена медицинская документация пациентов, из которой следует нахождение под наблюдением врачей-пластических хирургов и врачей-анестезиологов-реаниматологов менее 1-х суток.
Также при нахождении пациентов, которым были проведены пластические операции, в стационаре в течение нескольких суток, не обеспечивается круглосуточное наблюдение прооперированных больных врачами-пластическими хирургами, что подтверждается Табелями учета рабочего времени за март, апрель, май, июнь 2018 года, свидетельствующими об отсутствии круглосуточной работы врачей пластических хирургов следует.
Вместе с тем в соответствии с требованиями пункта 8 приложения 1 к Порядку по пластической хирургии "в отделении пластической хирургии должно быть обеспечено: наличие круглосуточной дежурной бригады в составе врача - ластического хирурга и медицинской сестры на все время нахождения пациента в стационаре".
В нарушение требований пунктов 11-12 приложения 1 к Порядку по пластической хирургии перед проведением пластических операций пациентам не проводятся необходимые обследования и консультации врачей-специалистов с получением письменных заключений об отсутствии противопоказаний к проведению операции.
О чем свидетельствует медицинская документация пациентов, которым были проведены эстетические пластические операции.
При оказании медицинской помощи в части работ (услуг) по пластической хирургии в стационарных условиях, все пациенты проходят лечение в Стационарных отделениях, возглавляемых врачами, профессиональная подготовка которых не соответствует квалификационным требованиям к подготовке по пластической хирургии.
По адресу: г. Москва, Спиридоньевский пер., д. 5, стр. 1 лечение проводится в Стационарном отделении, возглавляемом врачом-анестезиологом-реаниматологом Лазаревым К.В.
По адресу: г. Москва, Орловский пер., д. 7 лечение проводится в Стационарном отделении, возглавляемом врачом-терапевтом, врачом общей практики Божковой А.А.
Данный факт нашел свое подтверждение следующими доказательствами: копией штатного расписания АО "ЕМЦ" по обоим адресам, пояснительной запиской медицинского директора АО "ЕМЦ" Аветисова Е.Г. и прилагаемыми должностными инструкциями вышеназванных заведующих стационарами.
Установлено нарушение Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология", утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 915н (далее - Порядок по онкологии) по адресу: 129110, г. Москва, Орловский пер., д. 7.
Оперативное лечение больной с онкологическим заболеванием по удалению злокачественной опухоли осуществлено работником Пшенисновым К.П, не имеющим подготовки по онкологии, работающим в должности "Руководителя клиники пластической, эстетической и реконструктивной хирургии, пластического хирурга".
Операция проведена в неспециализированном "Стационарном отделении" АО "ЕМЦ", возглавляемом заведующим врачом-анестезиологом- реаниматологом по адресу: г. Москва, Орловский пер., д. 7. Онкологическое отделение хирургических методов лечения по указанному адресу отсутствует.
В нарушение требований пункта 18 Порядка по онкологии тактика медицинского обследования и лечения онкологической больной не была установлена консилиумом врачей-онкологов и врачей-радиотерапевтов, с привлечением при необходимости других врачей-специалистов.
Нарушение обществом пп. "б" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности в части соблюдения установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности по адресам: 129110, г. Москва, Орловский пер., д. 7; 123104, Спиридоньевский пер., д. 5, стр. 1 выразилось в следующем.
Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности, проводимый в АО "ЕМЦ", осуществляется без учета систематических серьезных нарушений в части неполноты предоперационной диагностики пациентов, которым выполняются пластические операции, а также иных нарушений Порядка оказания медицинской помощи по пластической хирургии, о чем указано в пункте 2 настоящего Протокола.
Протоколы заседаний врачебной комиссии АО "ЕМЦ" по контролю качества и безопасности медицинской деятельности не отражают указанные нарушения, а содержащиеся в "Медицинских картах стационарного больного" разработанные АО "ЕМЦ" "Карты внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности", заполняемые заведующими отделениями, во всех случаях нарушений, указанных в пункте 2 настоящего Протокола, свидетельствуют о качественно оказанной медицинской помощи (выставляются максимальные коэффициенты качества) (копии Медицинских карт N 706, 791, 802, 289, 212, 6, 18 прилагаются).
Материалы дела об административном правонарушении с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ направлены в Арбитражный суд города Москвы.
Принимая решение о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, суд первой инстанции, и, оставляя решение суда без изменения, апелляционный суд, признали доказанным совершение обществом вмененных ему нарушений, образующих состав административного правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и исходили из отсутствия оснований, исключающих привлечение общества к административной ответственности.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) до 01.01.2026 лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам (профессиональной переподготовки) и при наличии сертификата специалиста.
Согласно пункту 8 Порядка N 66н обучение по программам дополнительного профессионального образования работников, имеющих среднее и/или высшее медицинское и/или фармацевтическое образование, не соответствующее квалификационным характеристикам и квалификационным требованиям, указанным в абзаце третьем пункта 5 настоящих Порядка и сроков, но имеющих непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской или фармацевтической специальности более 5 лет, организуется:
- для работников, имеющих стаж работы 10 лет и более, по программам дополнительного профессионального образования в виде повышения квалификации (нормативный срок прохождения подготовки при любой форме обучения составляет от 100 до 500 часов);
- для работников, имеющих стаж работы от 5 до 10 лет, по программам дополнительного профессионального образования в виде профессиональной переподготовки (нормативный срок подготовки при любой форме обучения составляет свыше 500 часов).
Согласно пункту 11 Порядка N 66н работники, указанные в пункте 8 настоящих Порядка и сроков, успешно завершившие освоение программ дополнительного профессионального образования в виде повышения квалификации или профессиональной переподготовки, могут продолжать профессиональную деятельность по соответствующей медицинской или фармацевтической специальности.
Подпунктом "д" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности к лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, отнесено наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).
Согласно пункту 5 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также ряд других требований в том числе соблюдение порядков оказания медицинской помощи (подпункт "а"), соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (подпункт "б").
В силу части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Согласно пункту 6 Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Суды квалифицировали совершенные обществом нарушения как грубые, поскольку признали, что осуществление медицинской деятельности (в том числе - проведение пластических хирургических операций) работниками с ненадлежащим медицинским образованием, а также с нарушением Порядков оказания медицинской помощи по пластической хирургии и онкологии, с нарушением внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности влечет за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Как установил суд апелляционной инстанции, требования КоАП РФ к порядку привлечения лица к административной ответственности в данном случае соблюдены, оснований для признания совершенного им правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ суды не установили.
При этом обществу назначен судом штраф в минимальном размере по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ (100 000 рублей - для юридических лиц).
Довод кассационной жалобы общества о применении судами закона к отношениям, возникшим до его принятия, отклоняется, как основанный на ошибочном толковании указанных норм законодательства, исходя из которых лицо, осуществляющее медицинскую деятельность, должно соответствовать требованиям, действующим в период осуществления такой деятельности.
Ссылка общества на то, что общество было привлечено к административной ответственности с пропуском срока давности отклоняется хотя бы потому, что акт проверки составлен 26.06.2018, а решение суда о привлечении общества к административной ответственности принято 10.09.2018.
Доводы кассационной жалобы общества не свидетельствуют о нарушении судами норм права, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.09.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018 по делу N А40-171856/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.