город Москва |
|
18 апреля 2019 г. |
Дело N А41-75851/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "КОНСОРЦИУМ": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации городского округа Химки Московской области: Бондаревой И.А. (дов. N 03 от 16.01.2019 г.);
от третьего лица Главного управления по информационной политике Московской области: Петровой А.С. (дов. N 35исх-4676 от 23.10.2018 г.);
рассмотрев 16 апреля 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "КОНСОРЦИУМ"
на решение Арбитражного суда Московской области от 31 октября 2018 г.,
принятое судьей Гейц И.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2019 г.,
принятое судьями Иевлевым П.А., Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
по делу N А41-75851/18
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КОНСОРЦИУМ"
к Администрации городского округа Химки Московской области
о признании незаконным бездействия,
третье лицо: Главное управление по информационной политике Московской области,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "КОНСОРЦИУМ" (далее - ООО "КОНСОРЦИУМ", общество, заявитель) обратилось в Администрацию городского округа Химки Московской области (далее - Администрация) с заявлением от 23 мая 2018 г. исх. N 132вх-8631 о внесении изменений в схему размещения рекламных объектов рекламных конструкций в городском округе Химки Московской области по адресам мест размещения рекламных конструкций на земельных участках, находящимся в частной собственности.
20 июня 2018 г. Администрацией городского округа Химки Московской области в письме за N 132исх-16669 сообщено, что обращение общества о внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций направлено для согласования в Главное управление по информационной политике Московской области.
Указывая на то, что заявление общества Администрацией не рассмотрено, ответ не дан, что является бездействием, ООО "КОНСОРЦИУМ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконным бездействия по непредставлении решения по заявлению общества о включении в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области адресный перечень мест размещения рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в собственности АО "КСХП "Химки" и отказ во включении в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области и обязании Администрации внести изменения в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области путем внесения в нее мест установки рекламных конструкций по адресам: Химкинский район, Московской обл. автомагистраль М-11 "Москва - Санкт-Петербург", 17 км + 860 м, слева при движении из Москвы в область; Московская область, Химкинский район, Лихачевское шоссе, 120 м от автомагистрали М-11 "Москва - Санкт-Петербург", слева при движении из Москвы в область.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление по информационной политике Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 октября 2018 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2019 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "КОНСОРЦИУМ" просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзывах на кассационную жалобу Администрация и Главное управление по информационной политике Московской области просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права.
В заседании кассационной инстанции представители Администрации и Главного управления по информационной политике Московской области против удовлетворения кассационной жалобы возражали.
Представитель ООО "КОНСОРЦИУМ" в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы удовлетворение заявленных требований возможно при одновременном наличии двух условий: если оспариваемое бездействие уполномоченных органов не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
При этом под незаконным бездействием следует понимать несовершение государственным органом действий, отнесенных к его компетенции, при наличии условий, в связи с которыми возникает обязанность совершить эти действия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Из части 5 статьи 4 Федерального закона от 07 мая 2013 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 98-ФЗ) следует, что с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.
Пунктом 5.8 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах; подлежит предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации и опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона N 98-ФЗ после утверждения схем размещения рекламных конструкций разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций должны выдаваться только на места, указанные в схемах.
Постановлением Правительства Московской области от 28 июня 2013 г. N 462/25 "О внесении изменения в Положение о Главном управлении по информационной политике Московской области и утверждении Порядка согласования схем размещения рекламных конструкций" утверждена Процедура согласования органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов Московской области схем размещения рекламных конструкций на земельных участках, расположенных на территории Московской области, согласно которому уполномоченным по согласованию органом является Главное управление по информационной политике Московской области.
В силу подпункта 12.39 пункта 12 Положения о Главном управлении по информационной политике Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 05 июня 2013 г. N 362/21, к полномочиям данного Управления относится, в том числе осуществление согласования схем размещения рекламных конструкций на земельных участках, расположенных на территории Московской области, независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Московской области или собственности муниципального образования Московской области.
В соответствии с Порядком согласования схем размещения рекламных конструкций органы местного самоуправления направляют на согласование в уполномоченный орган, которым на территории Московской является Главное управление по информационной политике Правительства Московской области, схемы размещения рекламных конструкций, а также изменения в схему размещения рекламных конструкций, включающие в себя определенные документы и материалы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу об отсутствии бездействия со стороны Администрации.
При этом судами установлено, что постановлением Администрации городского округа Химки Московской области от 03 марта 2014 г. N 206 утверждена схема размещения информационно-рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области.
Указанная схема в установленном порядке опубликована и размещена на официальном сайте органа местного самоуправления.
Установка рекламных конструкций по адресам, указанным обществом в заявлении, схемой размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области не предусмотрена.
При рассмотрении заявления общества Администрация направила письмо в Главное управление по информационной политике Московской области о согласовании внесения изменений в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области по предполагаемым местам установки рекламных конструкций, с прилагаемой к письму документацией, что подтверждается письмом от 26 июня 2018 г. N 132-исх-16867.
Администрацией городского округа Химки Московской области в письме от 20 июня 2018 г. N 132исх-16669 также сообщено заявителю, что его обращение о внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций направлено для согласования в Главное управление по информационной политике Московской области.
Факт направления данного письма по юридическому адресу общества подтверждается журналом регистрации документов, отправляемых почтой, выписка из которого приобщена к материалам дела.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии со стороны Администрации незаконного бездействия.
Что касается требования о признании незаконным отказа во включении в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области, то решение об отказе во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области путем внесения в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области мест установки рекламных конструкций не принималось, в связи с чем заявленные требования не подлежали удовлетворению.
Судами также принято во внимание, что 29 октября 2018 г. Главным управлением по информационной политике Московской области направлен ответ в адрес Администрации о том, что внесение изменений в Схему путем включения рекламных конструкций заявителя не согласовано.
Обязанность по внесению изменений в Схему у органа местного самоуправления отсутствует и законодательно не установлена.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе общество указывает, что судами не дана оценка отказу Главного управления по информационной политике Московской области, однако такое требование не было заявлено.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31 октября 2018 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2019 г. по делу N А41-75851/18 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "КОНСОРЦИУМ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.