г. Москва |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А41-75851/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - ООО "Консорциум" - Кожинов В.Н по доверенности от 10.01.2019,
от заинтересованного лица по делу - Администрации городского округа Химки Московской области - Григорова М.В по доверенности от 17.01.2018,
от третьего лица по делу - Главное управление по информационной политике Московской области - Лалаян К.В по доверенности от 02.04.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Консорциум" на решение Арбитражного суда Московской области от 31.10.2018 по делу N А41-75851/18, принятое судьей Гейц И.В., по заявлению ООО "Консорциум" к Администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконным бездействия, третье лицо: Главное управление по информационной политике Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Консорциум" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Химки Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований: Главного управления по информационной политике Московской области, со следующими требованиями:
- признать незаконными бездействие Администрации городского округа Химки Московской области о непредставлении решения по заявлению ООО "Консорциум" о включении в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области адресный перечень мест размещения рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в собственности АО "КСХП "Химки" и отказ во включении в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области;
- обязать Администрацию городского округа Химки Московской области внести изменения в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области путем внесения в нее мест установки рекламных конструкций по адресам: Химкинский район, Московской обл. автомагистраль М-11 "Москва-Санкт-Петербург", 17 км +860 м, слева при движении из Москвы в область; Московская область, Химкинский район, Лихачевское шоссе, 120 м от автомагистрали М-11 "Москва-Санкт-Петербург", слева при движении из Москвы в область.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Консорциум" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель ООО "Консорциум" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители Администрации городского округа Химки Московской области, Главного управления по информационной политике Московской области в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзывах, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "Консорциум" обратилось в Администрацию городского округа Химки Московской области с заявлением от 23.05.2018 г. Исх. N 132вх-8631 о внесении изменений в Схему размещения рекламных объектов рекламных конструкций в городском округе Химки Московской области по адресам мест размещения рекламных конструкций на земельных участках, находящимся в частной собственности.
20.06.2018 г. Администрацией городского округа Химки Московской области в письме от 20.06.2018 г. N 132исх-16669 ООО "Консорциум" было сообщено, что обращение Общества о внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций направлено для согласования в Главное управление по информационной политике Московской области.
Поскольку, по мнению заявителя, заявление ООО "Консорциум" от 23.05.2018 г. Исх. N 132вх-8631 Администрацией не рассмотрено, ответ не дан, что является бездействием, и по сути, отказом в удовлетворении заявления ООО "Консорциум" без изложения мотивов отказа, Общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.
В соответствии с п. 5.8 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-Ф "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах; подлежит предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации и опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом действующим законодательством РФ не регламентирован порядок разработки Схем размещения рекламных конструкций, в том числе, не указано какими критериями должен руководствоваться орган местного самоуправления при включении в нее мест размещения рекламных конструкций.
Императивной нормы, возлагающей на орган местного самоуправления обязанности внести определенные рекламные конструкции в Схему размещения рекламных конструкций по заявлению физических или юридических лиц, не имеется.
В силу части 5 статьи 4 Федерального закона N 98-ФЗ после утверждения схем размещения рекламных конструкций разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций должны выдаваться только на места, указанные в схемах.
Постановлением Правительства Московской области от 28 июня 2013 года N 462/25 "О внесении изменения в Положение о Главном управлении по информационной политике Московской области и утверждении Порядка согласования схем размещения рекламных конструкций" утверждена процедура согласования органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов Московской области схем размещения рекламных конструкций на земельных участках, расположенных на территории Московской области, согласно которому уполномоченным по согласованию органом является Главное управление по информационной политике Московской области.
Согласно подпункту 12.39 пункта 12 Положения о Главном управлении по информационной политике Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 05 июня 2013 г. N 362/21, к полномочиям данного Управления относится, в том числе осуществление согласования схем размещения рекламных конструкций на земельных участках, расположенных на территории Московской области, независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Московской области или собственности муниципального образования Московской области.
Кроме того, согласно указанному Положению о Главном управлении по информационной политике Московской области, полномочия на согласование схем размещения рекламных конструкций на земельных участках, расположенных на территории Московской области, независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Московской области или собственности муниципального образования Московской области, представленных заявителем, возложена на данное управление, и в отсутствие такого согласования места установки рекламных конструкций не подлежат внесению в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Истра.
В соответствии с Порядком согласования схем размещения рекламных конструкций органы местного самоуправления направляют на согласование в уполномоченный орган, которым на территории Московской является Главное управление по информационной политике Правительства Московской области, схемы размещения рекламных конструкций, а также изменения в схему размещения рекламных конструкций, включающие в себя определенные документы и материалы.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Постановлением Администрации городского округа Химки Московской области от 03.03.2014 г. N 206 утверждена схема размещения информационно-рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области.
Указанная схема в установленном порядке опубликована и размещена на официальном сайте органа местного самоуправления.
При этом установка рекламных конструкций по адресам, указанным Обществом в заявлении, схемой размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области не предусмотрена.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что Администрация направила письмо в Главное управление по информационной политике Московской области о согласовании внесения изменений в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области по предполагаемым местам установки рекламных конструкций, с прилагаемой к письму документацией, что подтверждается письмом от 26.06.2018 г. N 132-исх-16867.
Также Администрацией городского округа Химки Московской области в письме от 20.06.2018 г. N 132исх-16669 было сообщено ООО "Консорциум", что обращение Общества о внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций направлено для согласования в Главное управление по информационной политике Московской области. Факт направления данного письма по юридическому адресу Общества подтверждается журналом регистрации документов, отправляемых почтой, выписка из которого приобщена к материалам дела.
Таким образом, материалами дела не подтверждается бездействие Администрации.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что письмо Администрации от 20.06.2018 г. N 132исх-16669 направлено обществом. Факт направления данного письма по юридическому адресу обществу подтверждается журналом регистрации документов, отправляемых почтой, выписка из которого приобщена к материалам дела.
Также заявитель просил признать незаконным отказ во включении в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области. Данное требование также не подлежало удовлетворению, поскольку решение об отказе во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области путем внесения в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области мест установки рекламных конструкций не принималось.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что 29.10.2018 г. Главным управлением по информационной политике Московской области направлен ответ в адрес Администрации о том, что внесение изменений в Схему путем включения рекламных конструкций ООО "Консорциум" не согласовано.
Таким образом, поскольку у Администрации, равно как и у Главного управления Главным управлением по информационной политике Московской области отсутствует закрепленная законом обязанность по внесению изменений в схему рекламных конструкций, и Главным управлением по информационной политике Московской области не было согласовано внесение изменений в утвержденную схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки, то основания для удовлетворения заявления Общества у Администрации городского округа Химки Московской области отсутствовали.
Кроме того, вышеуказанные объекты ранее в схему размещения рекламных объектов внесены не были, разрешения на установку данных рекламных объектов по вышеуказанным адресам Обществу не выдавались. Данный факт заявителем не оспаривается.
Данная правовая позиция отражена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 24.10.2014 N 301-ЭС14-2491, постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 03.04.2017 по делу N А41-57836/2016, от 07.05.2018 по делу N А41-49794/2017.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Частью 5.8. статьи 19 Федерального закона "О рекламе" предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны утвердить схему размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видом рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
Схема размещения и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.
Пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Процедура согласования органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов Московской области схем размещения рекламных конструкций на земельных участках, расположенных на территории Московской области, утверждена постановлением Правительства Московской области от 28 июня 2013 года N 462/25 "О внесении изменения в Положение о Главном управлении по информационной политике Московской области и утверждении Порядка согласования схем размещения рекламных конструкций".
Указанным постановлением утвержден Порядок согласования схем размещения рекламных конструкций, согласно которому уполномоченным по согласованию органом является Главное управление по информационной политике Московской области. Схема является нормативным правовым актом, издаваемым для целей предоставления возможности размещения в соответствующем месте рекламной конструкции.
Схема не содержит указаний на лицо, которому предоставлено право эксплуатировать рекламную конструкцию. Для размещения рекламной конструкции в соответствии со схемой заинтересованному лицу необходимо получить разрешение, которое является индивидуальным ненормативным правовым актом.
В отличие от процедуры выдачи разрешения на установку рекламной конструкции, предусмотренной частями 9-15 статьи 19 Закона о рекламе, инициируемой собственником рекламной конструкции или иным заинтересованным лицом, процедура разработки, утверждения и изменения схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования, установленная частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе, относится к исключительным полномочиям органов местного самоуправления и уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, которая не предусматривает возможность участия в ней собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции.
Общество не является собственником земельного участка, на котором планируется размещение рекламных конструкций. Указанные земельные участки находятся в частной собственности, при этом Общество заключило с собственниками земельных участков договоры на получение права установки и эксплуатации рекламных конструкций на земельных участках. При этом в момент заключения договоров Общество располагало сведениями об отсутствии мест размещения рекламных конструкций в схемах размещения рекламных конструкций на территории соответствующего муниципального образования.
Определение возможности и целесообразности внесения конкретных мест размещения рекламных конструкций в схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования относится к дискреционным полномочиям уполномоченных органов.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2018 N 305- КГ17-15806 отмечено, что изменение схемы размещения рекламных конструкций является правом Администрации, т.е. не является для органа местного самоуправления обязанностью.
В соответствии со ст. 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления обязаны утверждать Схемы размещения рекламных конструкций.
Администрацией Постановлением N 206 от 03.03.2014 была утверждена схема размещения информационно-рекламных конструкций на территории г.о. Химки Московской области.
Однако, обязанность по внесению изменений в Схему у органа местного самоуправления отсутствует и законодательно не установлена.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31.10.2018 по делу N А41-75851/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-75851/2018
Истец: ООО "КОНСОРЦИУМ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Главное управление по информационной политике Московской области, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ