г. Москва |
|
30 апреля 2019 г. |
Дело N А40-184145/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.04.2019.
Полный текст постановления изготовлен 30.04.2019.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,
судей Ананьиной Е. А., Шевченко Е. Е.,
при участии в заседании:
от заявителя - Столярова А.О. по доверен. от 01.02.2019,
от заинтересованных лиц
от Префектуры Центрального административного округа города Москвы - Коркищенко О.О. по доверен. от 25.03.2019,
от Управы Пресненского района города Москвы - Богаев А.В. по доверен. от 29.01.2019,
от третьих лиц
от государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник района Арбат" - Павлова И.А. по доверен. от 27.12.2018,
от Департамента городского имущества города Москвы - Ивашурина А.А. по доверен. от 04.03.2019,
рассмотрев 23 апреля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Рябова Дмитрия Дмитриевича
на решение от 08 октября 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Ласкиной С.О.,
на постановление от 19 февраля 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Свиридовым В.А., Чеботаревой И.А., Бекетовой И.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Рябова Дмитрия Дмитриевича
к Окружной Комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Центрального административного округа города Москвы, Префектуре Центрального административного округа города Москвы, Управе Пресненского района города Москвы
третьи лица: государственное бюджетное учреждение города Москвы "Жилищник района Арбат", Департамент городского имущества города Москвы
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ: ИП Рябов Дмитрий Дмитриевич (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Окружной Комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Центрального административного округа города Москвы, Префектуре Центрального административного округа города Москвы, Управе Пресненского района города Москвы (далее заинтересованные лица) о признании незаконным и отмене решения Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ЦАО г. Москвы, оформленного протоколом от 23.06.2017, в отношении объектов, расположенных по адресу: ул. Ермакова Роща, вл. 7б (металлическое ограждение на бетонном основании, металлические ворота, строение КПП).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное бюджетное учреждение города Москвы "Жилищник района Арбат", Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.10.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Рябовым Дмитрием Дмитриевичем подана кассационная жалоба, согласно которой заявитель просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы указывает, что спорные сооружения входили в конкурсную массу ГУП ДХиБ "Пресненское" по делу о несостоятельности (банкротстве) N А40-102223/11-160-95 "Б" и были реализованы ООО "Перитас", ЗАО "МВ Проперти", впоследствии Рябову Д. Д. Судами необоснованно указано о прекращении договора аренды земли от 30.01.2003 N М-01-022885 с 05.09.2016.
Полагает, что Рябов Д. Д. с даты регистрации перехода права собственности на комплекс недвижимого имущества по адресу: г. Москва, ул. Ермакова Роща, д. 7б, строения 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, то есть с 18.09.2015 является стороной - арендатором по договору от 30.01.2003 N М-01-022885 аренды земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004044:89.
ИП Рябов Дмитрий Дмитриевич указывает, что Департамент решением от 09.11.2016 N 33-5-163837/16-(0)-1 отказал заявителю в заключении договора купли-продажи данного земельного участка, указав что 23.09.2016 издано распоряжение Департамента N 27322Б "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004044:89 с сохранением в измененных границах".
ИП Рябов Дмитрий Дмитриевич ссылается на то, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 21.90.2017 по делу N А40-256441/2016 заявленные требования ИП Рябова Дмитрия Дмитриевича удовлетворены, распоряжение признано незаконным и отменено.
Представитель ИП Рябова Дмитрия Дмитриевича в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Представители Префектуры Центрального административного округа города Москвы, Управы Пресненского района города Москвы, Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник района Арбат", Департамента городского имущества города Москвы возражали против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными.
Представленные Управой Пресненского района города Москвы 22.04.2019 в суд письменные объяснения на кассационную жалобу без приложения доказательств направления их копии в адреса лиц, участвующих в деле, возвращаются Управе Пресненского района города Москвы как представленные с нарушением частей 1, 2 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающих, что к отзыву, направляемому в арбитражный суд, прилагается также документ, подтверждающий направление отзыва другим лицам, участвующим в деле. Отзыв направляется заказным письмом с уведомлением о вручении в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с отзывом до начала судебного заседания.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что согласно информации, предоставленной Управой Пресненского района, в ходе обследования земельного участка по адресу: ул. Ермакова Роща, вл. 7 Б выявлены металлические ограждения на бетонном основании, металлические ворота, строение КПП. Разрешительная документация отсутствует.
Департамент городского имущества города Москвы сообщил, что указанный земельный участок ранее находился в хозяйственном ведении предприятия ГУП дорожного хозяйства и благоустройства" "Пресненское" города Москвы. Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.04.2012 по делу N А40-102223/11-160-95Б ГУП дорожного хозяйства и благоустройства" "Пресненское" признан несостоятельным (банкротом), с 03.08.2016 договор аренды земельного участка N М-01-022885 расторгнут.
С учетом изложенного, Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории Южного административного округа города Москвы принято решение от 23.06.2017 Управе Пресненского района организовать демонтаж самовольных объектов в соответствии с требованиями постановления Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП.
Полагая указанное решение незаконным, ИП Рябов Дмитрий Дмитриевич обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
На основании пункта 2.3.14 Положения о префектуре, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" префектура в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы организует работу по демонтажу и (или) перемещению, хранению на специально организованных площадках, возврату правообладателям либо утилизации незаконно размещенных на территории административного округа объектов, не являющихся объектами капитального строительства (их составляющих элементов), а также товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в незаконно размещенных объектах.
В силу п. 1.1 Приложения 3 к постановлению Правительства Москвы от 31.05.2011 N 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы" Окружная комиссия по пресечению самовольного строительства является коллегиальным органом, созданным префектом административного округа города Москвы в целях комиссионного рассмотрения фактов строительства (реконструкции) объектов, обладающих признаками самовольных построек, и самовольного занятия земельных участков, а также принятия действенных мер по выявлению, профилактике и пресечению самовольного строительства на территории соответствующего административного города Москвы, а решения Окружной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти города Москвы, учреждениями и предприятиями города Москвы, а также всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории административного округа.
В соответствии с пунктом 2 Приложения к постановлению Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП, рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства.
Как указывает истец, металлические ограждения на бетонном основании, металлические ворота, строение КПП возведены ГУП "ДХиБ Пресненское". В результате банкротства предприятия они вошли в описание конкурсной массы и проданы на торгах. Данные объекты были расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004044:89 с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Ермакова Роща, вл. 7Б, стр. 1-10.
Указанный земельный участок передан городом Москвой в аренду ГУП "ДХиБ Пресненское" на основании договора аренды N М-01-022885 от 30.01.2003, однако с 05.09.2016 данный договор аренды расторгнут (на основании уведомления Департамента городского имущества города Москвы от 03.08.2016 об отказе от договора, направленного в адрес арендатора).
Ответчики указали, что в настоящее время данные объекты находятся в границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004044:2789 по адресу: г. Москва, ул. Ермакова Роща, вл. 7Б, на который оформлен договор безвозмездного срочного пользования N М-01-609914 от 26.05.2017, заключенный между г. Москвой, в лице Департамента городского имущества города Москвы, и ГБУ "Жилищник района Арбат".
Перечень документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, приводится в пункте 3.2 Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП.
К числу документов, являющихся основанием для размещения объектов некапитального строительства, относятся:
- действующий договор на размещение объекта, не являющегося объектом капитального строительства;
- действующий договор аренды земельного участка для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства;
- действующий договор безвозмездного срочного пользования для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суды, установили, что земельно-правовые отношения на занимаемый земельный участок в установленном порядке заявителем не оформлены. Заявитель не представил ни действующий договор на размещение объекта, ни действующий договор аренды земельного участка, ни действующий договор безвозмездного срочного пользования земельным участком либо свидетельство о праве постоянного бессрочного пользования земельным участком.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у заявителя оснований для размещения вышеназванных объектов на земельном участке по адресу: ул. Ермакова Роща, вл. 7б.
С учетом изложенного, суды правомерно установили отсутствие оснований для признания решения Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ЦАО г. Москвы, оформленного протоколом от 23.06.2017, незаконным. Объекты размещены в отсутствие документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и подлежат демонтажу (перемещению) в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП.
Вывод судов соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя жалобы, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемыми судебными актами, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08 октября 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2019 года по делу N А40-184145/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
Е. А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.