город Москва |
|
08 мая 2019 г. |
Дело N А40-129814/18-148-1128 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "АгроФуд": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Московской таможни: Чурсиной М.А. (дов. N 04-17/373 от 28.12.2018 г.)
рассмотрев 30 апреля 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "АгроФуд"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22 октября 2018 года,
принятое судьей Нариманидзе Н.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2019 года,
принятое судьями Чеботаревой И.А., Красновой Т.Б., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-129814/18-148-1128
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АгроФуд" (ОГРН 1147746328652, Москва, ул. Нижняя Красносельская, д. 35, стр. 9, эт. 7)
к Московской таможне (Москва, ул. Профсоюзная, д. 125)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ: в июле 2017 года обществом с ограниченной ответственностью "АгроФуд" (далее - ООО "АгроФуд", общество, заявитель) на основании контракта заключенного с компанией "Kalleh Dairyproduction" были ввезены товары "Сухое молоко" с заявленным кодом ТН ВЭД 0402 10 190 0 по таможенной декларации ДТ N 10129070/240717/00056655.
Страной происхождения ввезенных товаров была заявлена Исламская Республика Иран.
При декларировании товаров по указанной выше таможенной декларации ООО "АгроФуд" заявило преференциальный режим (получение тарифных преференций), что подтверждается графами 36 ДТ "Преференции", где общество указало "ООГГ-ЛП", предоставив оригинал сертификата о происхождении товаров формы "А" от 09 июля 2017 г. N 3371707090003 серии АА1555578) (далее - сертификат).
В рамках проведения дополнительной проверки в отношении вышеуказанного сертификата Московской таможней (далее - таможенный орган, ответчик) была проведена технико-криминалистическая экспертиза в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении ФТС России (далее - ЦЭКТУ ФТС России), в части проверки соответствия оттисков печатей и подписей лиц, уполномоченных заверять и выдавать сертификаты, имеющихся в картотеке российской национальной системы преференций, отсутствия в сертификате признаков подчисток, исправлений и (или) дополнений, не заверенных в установленном порядке, и (или) случаев использования в сертификате факсимиле подписей лиц.
Согласно заключению таможенного эксперта ЦЭКТУ ФТС России от 24 августа 2017 г. N 12411006/0027779 не представилось возможным сделать однозначный вывод о подлинности представленного сертификата.
В последующем оригинал вышеуказанного сертификата Московской таможней (письмом МТ от 25 сентября 2017 г. N 19-11/27585) направлен в Центральное таможенное управление (далее - ЦТУ) (с последующим направлением в ФТС России) для проведения последующей проверки/верификации сертификата о происхождении товара в соответствующий уполномоченный орган Исламской Республики Иран.
20 октября 2017 г. таможенным органом был получен ответ из ЦТУ (письмо N 75-12/22898), согласно которому Московской таможне поручено проведение повторной экспертизы сертификата.
Согласно повторному заключению таможенного эксперта ЦЭКТУ ФТС России от 18 декабря 2017 г. N 12411006/0038541 также не представилось возможным сделать однозначный вывод о подлинности представленного сертификата.
На основании повторной экспертизы Московской таможней вынесено решение от 29 декабря 2017 г. N 10129070/100-101/024 об отказе в предоставлении тарифных преференции.
Считая свои права нарушенными, ООО "АгроФуд" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской таможне о признании незаконными решения от 29 декабря 2017 г. N 10129070/100-101/024 об отказе в предоставлении тарифных преференции.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 октября 2018 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2019 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "АгроФуд" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу Московская таможня просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Московской таможни против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Представитель ООО "АгроФуд" в заседание суда кассационной инстанции не явился, заявив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Московской таможни, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) к льготам по уплате таможенных платежей относятся тарифные преференции.
Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Согласно пункту 46 Приказа ФТС России от 22 декабря 2011 г. N 2601 ввозные таможенные пошлины не применяются в отношении товаров, происходящих, в том числе и с территорий Ирана (Исламская Республика Иран).
Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.
Из части 1 статьи 109 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 Таможенного кодекса Таможенного союза.
На основании статьи 110 Закона о таможенном регулировании таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров (часть 1).
По результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций (часть 2).
Если в ходе контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенным органом обнаружено, что не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, установленные таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган в установленном порядке принимает решение об отказе в представлении тарифных преференций (часть 3).
В силу статьи 59 ТК ТС в подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат (часть 3 статьи 61 Кодекса).
Согласно пункту 3 статьи 58 ТК ТС определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.
В соответствии с Перечнем, утвержденным Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. N 18 и Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130, Исламская Республика Иран относится к развивающимся странам - пользователям системы тарифных преференций таможенного союза.
В отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применяются Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, являющихся неотъемлемой частью Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 12 декабря 2008 г. (далее - Правила).
В силу Требований к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А", являющимися Приложением к Правилам, графа 11 сертификата формы "А" должна содержать данные о дате и месте удостоверения сертификата, наименование и печать органа, уполномоченного в соответствии с законодательством удостоверять происхождение товаров, а также подпись должностного лица указанного органа, уполномоченного подтверждать достоверность сертификата.
Разделом VIII Правил определено, что Комиссия таможенного союза получает от развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты. Тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся или наименее развитой страны, которая не предоставила такую информацию. Товар из развивающейся или наименее развитой страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат.
Согласно пункту VIII Правил, в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные или другие уполномоченные органы Сторон могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Сертификат может быть признан недействительным в случаях, в том числе, если - не получен ответ в течение 6 месяцев относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара;
- по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, и (или) на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, выявлено, что сертификат выдан в нарушение требований, установленных Правилами.
Из пункта 5 статьи 61 ТК ТС следует, что при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.
Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций (пункт 4 статьи 61 ТК ТС).
Пунктом 3 статьи 110 Закона о таможенном регулировании предусмотрено, что если в ходе контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенным органом обнаружено, что не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, установленные таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган в установленном порядке принимает решение об отказе в предоставлении тарифных преференций.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые решения соответствуют требованиям таможенного законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При этом судами установлено, что таможенным органом проведены исследования представленного обществом сертификата, по результатом проверки которого было подготовлено заключение ЦЭКТУ ФТС России от 18 декабря 2017 г. N 12411006/0038541, согласно которому оттиск печати уполномоченного органа Ирана на представленном сертификате не соответствует образцу оттиска печати уполномоченного органа Ирана, имеющемуся в картотеке Российской национальной системы преференций.
Установив, что подлинность представленного заявителем сертификата не подтверждена, суды согласились с выводами таможенного органа об отказе в предоставлении тарифных преференции.
При рассмотрении настоящего спора судами приняты во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А40-205885/17, которые не подлежат доказыванию на основании части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы судов соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на положениях действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22 октября 2018 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2019 г. по делу N А40-129814/18-148-1128 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "АгроФуд" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.